Семинар-практикум для воспитателей "О чем говорят картины?"


В самом начале семинара-практикума участники делятся на две команды, рассаживаясь за накрытые для работы столы. В состав каждой команды входят воспитатели разных возрастных групп. Назначаются члены комиссии, которые следят за правильностью ответов, ходом “соревнования” и выявляют победителей. Семинар-практикум проводит преподаватель основ изобразительного искусства.

Для каждой команды подготовлены столы, на которых лежат необходимые Для выполнения заданий материалы: клей, маркеры, бумага, комплект заданий и набор репродукций картин разных жанров.

Ведущий. Сегодня наш семинар-практикум называется “О чем говорят картины?”. Цель его – закрепление необходимого минимума искусствоведческих знаний, знаний методов и приемов, которые помогают при подготовке к занятиям с детьми по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства.

В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, графике, их вхождение в мир искусства, понимание его сути. Итак, приступим.

1 задание

Придумать название и девиз команды, отражающие свою причастность к изобразительному искусству.

2 задание

Заполнить организационную диаграмму “Виды изобразительного искусства”. Воспитателям предлагается вписать маркером известные им виды изобразительного искусства.

Ответ.

 

3 задание

Так как наш семинар-практикум обращает основное внимание на картины, то следующее задание направлено на закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. Воспитателям предлагается заполнить морфологическую таблицу, определив приоритетность в изображении, т.е. выделить то, что является основополагающим при отношении картины к тому или иному жанру.

Что главное

Жанр живописи

Человек

Природа

Объекты живой,
неживой природы

Животные,
птицы

События

Натюрморт          
Пейзаж          
Портрет          
Анималистический          
Жанровая картина          

Ответ.

Что главное

Жанр живописи

Человек

Природа

Объекты живой,
неживой природы

Животные,
птицы

События

Натюрморт    

+

   
Пейзаж  

+

     
Портрет

+

       
Анималистический      

+

 
Жанровая картина        

+

 

4 задание

Соревнующиеся команды выкладывают алгоритм “Последовательность рассматривания картины” из карточек, символизирующих каждый отдельный шаг, и на примере одной репродукции демонстрируют ход рассуждений.

5 задание

Вниманию участников предлагается репродукция картины И. ШишкинаЗима” и определяется цель задания - подготовится к занятию в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью. Каждая команда предлагает вариант беседы во время самостоятельного восприятия детьми предложенного пейзажа.

После выполнения этого задания участники практикума высказывают свое мнение о каждом варианте беседы. Члены комиссии дополняют предложенный воспитателями план беседы с детьми по картине.

6 задание

Следующее задание ориентированно на работу с портретной живописью. Преподаватель основ изобразительной деятельности говорит о том, что беседы об этом жанре живописи строятся на основе трех групп вопросов. Далее командам предлагается расположить в логичном порядке группы вопросов (каждая группа вопросов выведена на отдельном листе бумаги):

  • вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: “Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?”
  • вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: “Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую “тайну” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь? О чем думает человек? Где он был? Что будет делать?”
  • вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): “Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?”

Ответ.

  1. Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: “Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?”
  2. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: “Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую “тайну” в человеке раскрыла рука, одежда, деталь? О чем думает человек? Где он был? Что будет делать?”
  3. Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): “Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?”

По выполнению данного задания педагог делает вывод – ставя вопросы, мы раскрываем перед детьми тесную взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картине с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных картинах, цветовые контрасты используются для выделения главного.

Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: целостное восприятие (кто?), затем перейти у лицу, рукам, одежде, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому, какой человек.

7 задание

Перечислить методы, которые широко используются в ходе беседы по ознакомлению детей с изобразительным искусством.

Участники первой команды наглядно демонстрируют такие методы, как пояснение, прием акцентирования деталей, тактильно-чувственный метод, прием “вхождения” в картину, игровые приемы.

Вторая команда демонстрирует метод вызывания адекватных эмоций, сравнение, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, метод музыкального сопровождения, игровые приемы. При этом воспитатели используют репродукции картин разных жанров живописи.

Ответ.

Методы, используемые по ознакомлению детей с изобразительным искусством:

  • пояснение;
  • сравнение;
  • прием акцентирования деталей;
  • метод вызывания адекватных эмоций;
  • тактильно-чувственный метод;
  • метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов;
  • прием “вхождения” в картину;
  • метод музыкального сопровождения;
  • игровые приемы.

Пояснение используется в том случае, когда ребенок затрудняется с ответом. В дальнейшем этот метод заменяется вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.

Сравнение повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Например, сравнивая разные по настроению картины, мы показываем ребятам зависимость средств выразительности от содержания картины, ее общего настроения.

Акцентирование деталей. Суть данного приема заключена в том, что при восприятии картины закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только те детали, на которые необходимо нацелить взгляд ребенка. Так, например, при восприятии портрета мы оставляем открытыми глаза или руки, или другую деталь портрета. Использование данного приема активизирует речь детей.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. При этом надо учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей. Предлагая вспомнить сходную ситуацию, вспомнить, в каких случаях у детей было такое же настроение, мы устанавливаем ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью живописного произведения восстановить ранее виденное и пережитое.

Тактильно-чувственный метод заключается в том, что в процессе восприятия произведения изобразительного искусства воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает, ласкает, удерживает и т.д.), повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия произведения изоискусства.

Прием “вхождения” в картину. Используя этот прием, мы предлагаем детям представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, расширяет все детали содержания, непосредственного подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения. При восприятии детьми картины любого жанра или предмета декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению произведения. Таким образом, происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.

Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность детей, создавая интерес к произведению и формируя положительное эмоциональное отношение к тому или иному жанру. Например, “Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т.д.), а мы отгадаем”, “ Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка”, “Придумай свое название данному портрету (пейзажу)”, “Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа”, “Найди картину по модели (линия горизонта, формат картины)”, “Найди картину по палитре” и т.п.

8 задание

Воспитателям дается возможность продемонстрировать варианты дидактических игр по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Одна команда показывает свои умения в игре “Художественный салон”. Другая команда демонстрирует дидактическую игру “Найди ошибку”.

Игра “Художественный салон”

Дети рассматривают выставленные в “художественном салоне” репродукции картин, желающие “покупают” понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке).

Правила. Картина “продается” в том случае, если ребенок сумел сказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождения друга, для украшения комнаты и т.д.), а так же ответить на вопросы: “О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?”

“Купивший” большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.

Игра “Найди ошибку”

Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.

Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.

В заключение семинара-практикума комиссия подводит итоги соревнования и отмечает победителей. Всем участникам предлагается памятка, в которую входит информация о методах ознакомления детей с изобразительным искусством, варианты дидактических игр.

Ведущий. Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами педагога Ю.Н. Хижняк: “Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты в детском возрасте на нежную душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью”.

Используемая литература:

  1. Курочкина Н.А. “Дети и пейзажная живопись. Времена года”. СПб., 2003.
  2. Тюфанова И.В. “Мастерская юных художников”. СПб., 2004.
  3. Чумичева Р.М. “Дошкольникам о живописи”. М., 1992.