Разработка инновационного проекта "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития дошкольников путем интеграции различных видов деятельности"


"Это только показывает то, что можно сделать, затратив немного усилий", - сказал Иа-Иа - "Видишь, Пух? А ты, Пятачок? Сначала Ум, а затем Тяжкий Труд. Смотрите! Вот - способ построить дом", сказал Иа-Иа гордо.

До 2010 года детский сад № 146 города Екатеринбурга был ведомственного подчинения и обеспечивал присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. В 2010 году в связи с переходом в собственность города и подчинение управлению образования, изменились условия работы, а также требования к деятельности педагогического коллектива детского сада. Данные изменения совпали по времени с пересмотром содержания дошкольного образования на всероссийском уровне и введением Федеральных государственных требований, которые предполагают написание общеобразовательной программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников. Главная идея разработки основной общеобразовательной программы - обеспечить личностную и социальную успешность каждого ребенка дошкольного возраста, более полно учесть их индивидуальные особенности, согласовать образовательные запросы семьи.

Также с 2010 года изменился контингент детей и, соответственно, требования родителей к образовательно-воспитательному процессу в детском саду. На основании проведенного в 2010-11уч.г. опроса родителей воспитанников МБДОУ - детского сада № 146 о приоритетном направлении развития 78% опрошенных ответили, что необходимо усиление работы с детьми по развитию речи и интеллектуально-творческих способностей. Педагогическим коллективом детского сада было принято решение о подготовке и постепенном переходе к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, обеспечивающее развитие познавательных процессов, и речи, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, себе самом, регулируют его деятельность и освоение сферы общения.

В связи с этим МБДОУ - детский сад № 146 вступил в режим развития по разработке и реализации инновационного проекта "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности" (2011-2014 годы), который позволит детскому саду создать материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические и профессионально-кадровые условия для эффективного познавательно-речевого развития дошкольников.

Для обеспечения научно-методической поддержки проекта был заключен договор с Уральским отделением Российской академии образования (УрО РАО) о сопровождении инновационной деятельности детского сада. УрО РАО реализует сопровождение инновационно-активных образовательных учреждений с 2007 года в рамках реализации Приоритетного национального проекта "Образование" и Комплексной программы "Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций". Данная деятельность направлена на повышение качества образования в Уральском федеральном округе на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями региона через информационные возможности УрО РАО [1].

Заключив договор и приступив к работе над стратегическим планированием проекта, мы определились с уровнем инновации. Проект является инновационным на уровне образовательного учреждения, "носит субъективно новый характер" [5] и может служить для распространения модели по созданию условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности в дошкольных образовательных учреждениях города и региона.

Проект "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности", как инновационный продукт, "обладающий новизной и общественной значимостью можно отнести к третьему уровню педагогического творчества: педагогической инновации (создание или внедрение новшеств, порождающих значимые изменения в практике образования, но не претендующих на объективную новизну)" [3].

Помимо научного понимания уровня планируемой инновации, для нас важным было организовать деятельность коллектива детского сада по разработке и реализации проекта с достижением результата точно в срок, также с учетом более эффективного использования имеющихся в нашем распоряжении ресурсов (человеческих, профессиональных, материальных, временных и других). С этой целью было проведено стратегическое планирование деятельности детского сада в рамках реализации проекта (пересмотрена миссия образовательного учреждения, проведен SWOT-анализ, составлено "дерево целей проекта", подробный план реализации проекта). С помощью методики "Зеркало инновационных преобразований в практике" (авторы Т.В. Светенко, И.В. Галковская и Е.Н. Яковлева) [4, 6] нами была сформулированы проблема и причины, поставлены цель и задачи деятельности, определены ресурсы и конкретные результаты проекта.

Цель проекта - создание в ДОУ материально-технических, нормативно-правовых, научно-методических и профессионально-кадровых условий для эффективного познавательно-речевого развития дошкольников

Задачи проекта:

  • Разработать и утвердить нормативно-правовые документы для создания условий по усилению такого вида деятельности как познавательно-речевое развитие до 30.03.2012 года.
  • Создать учебно-материального обеспечения с учетом требований к предметно-развивающей среде ДОУ для реализации приоритета по познавательно-речевому развитию до 30.12.2012 года.
  • Подготовить педагогический коллектив для деятельности по приоритетному познавательно-речевому развитию детей с использованием адекватных возрасту новых форм и методов работы до 30.12.2012 года.
  • Разработать и внедрить программно-методическое обеспечение и мониторинг для реализации приоритета по познавательно-речевому развитию детей в условиях внедрения ФГТ к 30.08.2012 года
  • Получить лицензию на образовательную деятельность МБДОУ - детского сада №146 с приоритетом познавательно-речевого развития детей до 30.04.2014 года
  • Представить результаты деятельности по проекту на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Финансирование проекта.

Оплата труда членов команды проекта, как дополнительного к основному виду деятельности, производится за счёт надтарифного фонда согласно смете расходов на календарный год, за счет средств из фонда экономии оплаты труда.

Затраты на расходные материалы, оборудование, интернет и другие расходы, необходимые для реализации проекта, осуществляются за счет средств образовательного учреждения, согласно смете, за счет средств из внебюджетного фонда.

Инновационный проект реализуется группой сотрудников детского сада в соответствии с положением о команде проекта (Приложение 1). Команда проекта работает в тесном взаимодействии с администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения, а также с УрО РАО, в соответствии с договором о сопровождении инновационной деятельности. В состав команды проекта вошли работники образовательного учреждения, компетентные в области проектной и инновационной деятельности:

Руководитель команды проекта - заведующий детского сада. Имеет опыт административной деятельности, руководства дошкольными образовательными учреждениями (7 лет), работает в дошкольном образовании 20 лет. В данном проекте отвечает за общее руководство, координацию деятельности участников проекта, финансирование проекта. Осуществляет организацию основных мероприятий проекта в образовательном учреждении, участвует в семинарах, рабочих встречах, консультациях с представителями УрО РАО. Представляет результаты деятельности по проекту на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе. Имеет опыт руководства дошкольными образовательными учреждениями (5 лет). В данной организации работает 11 лет. Разрабатывают нормативно-правовые документы в рамках проекта (программу повышения квалификации педагогов, программу развития ДОУ с учетом реализации проекта, мониторинг деятельности ДОУ в условиях реализации проекта и др.). Осуществляет реализацию мероприятий проекта в образовательном учреждении, проводит обучение, консультирование и обеспечивает методическую поддержку педагогов детского сада.

Педагог-психолог детского сада, работает в образовании 18 лет. Имеет опыт руководства успешными проектами и программами разного уровня, владеет навыками стратегического планирования, активно применяет проектные технологии при работе с педагогами и обучающимися. В данном проекте отвечает за стратегическое планирование, разработку положения о команде проекта, плана реализации проекта, мониторинга деятельности ДОУ в условиях реализации проекта. Участвует в подготовке материалов и представлении деятельности по проекту на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях, информационном наполнении сайта детского сада.

Учитель-логопед детского сада. Работает в дошкольном образовании 15 лет, в данном учреждении - 12 лет. Участвует в работе команды по стратегическому планированию проекта и разработке нормативно-правовых документов. Осуществляет реализацию мероприятий проекта в образовательном учреждении, проводит консультирование педагогов.

Задачи команды проекта:

  • Разработка нормативно-правовых документов для создания условий по усилению такого вида деятельности как познавательно-речевое развитие.
  • Создание условий для разработки учебно-материального обеспечения с учетом требований к предметно-развивающей среде ДОУ и реализации приоритета по познавательно-речевому развитию.
  • Подготовка педагогического коллектива для деятельности по приоритетному познавательно-речевому развитию детей с использованием адекватных возрасту новых форм и методов работы.
  • Создание условий для разработки и внедрения программно-методического обеспечения и мониторинга образовательного процесса c целью осуществления приоритета по познавательно-речевому развитию детей.

Реализация проекта "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности" разделена на три этапа:

  • Подготовительный этап (01.09.2011 - 30.08.2012 г.)
  • Внедренческий этап (01.09.2012 - 30.08.2013 г.)
  • Завершающий этап (01.09.2013 - 31.12.2013 г).

На подготовительном этапе заключен договор с УрО РАО о сопровождении инновационной деятельности в рамках сети инновационно-активных образовательных учреждений; решены организационные задачи, связанные с проектом (создана команда, приказ и положение о команде проекта), проведено стратегическое планирование.

В рамках подготовительного этапа будут разработаны и утверждены нормативно-правовые документы для создания условий по усилению такого вида деятельности как познавательно-речевое развитие (программа повышения квалификации педагогов, программу развития ДОУ с учетом реализации проекта, мониторинг деятельности ДОУ в условиях реализации проекта и др.). Будет проведена оценка существующего учебно-материального обеспечения детского сада и анализ оснащение специализированных кабинетов с учетом интеграции различных видов деятельности и требований к предметно-развивающей среде.

Во время подготовительного этапа также запланировано формирование методической базы парциальных программ и педагогических технологий для реализации приоритета по познавательно-речевому развитию, составление рабочих программ педагогов и разработка мониторинга образовательных программ с учетом приоритета по познавательно-речевому развитию. Для решения задачи повышения квалификации педагогов будет проведен цикл лекционно-семинарских занятий по психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса и курсовая подготовка по разработке программно-методического обеспечения для реализации приоритета по познавательно-речевому развитию.

Также будет составлен пакет материалов для участия в конкурсе "Мой самый лучший детский садик", подготовлены материалы для публикации и отчет по реализации первого этапа проекта.

Деятельность коллектива детского сада во время внедренческого этапа будет направлена на внедрение в образовательный процесс рабочих программ, методического обеспечения и мониторинга с учетом приоритета по познавательно-речевому развитию. С этой целью будет организовано проведение курсовой подготовки педагогов по внедрению новых форм и методов работы, составлен информационный банк образовательных программ, технологий, методических разработок по познавательно-речевому развитию детей.

В процессе внедренческого этапа будет решена задача создания учебно-материального обеспечения детского сада для реализации приоритета по познавательно-речевому развитию, в рамках которой будет осуществлено: наполнение и оснащение образовательного пространства детского сада с учетом требований к предметно-развивающей среде; подборка игр, дидактических материалов, оборудования, ТСО с учетом возраста детей и приоритета познавательно-речевого развития; приведение оснащения специализированных кабинетов в соответствие требованиям.

Проведение мониторинга и анализ результатов по всем возрастным группам в начале и в конце учебного года даст возможность сравнить полученные показатели с данными предыдущего учебного года и сделать выводы относительно уровня осуществления познавательно-речевого развития воспитанников, степени интеграции различных видов деятельности и соответствия образовательного процесса требованиям к реализации приоритета по познавательно-речевому развитию детей.

В рамках внедренческого этапа планируется проведение "круглого стола" с педагогами детского сада с целью анализа результатов внедрения программ с учетом приоритета по познавательно-речевому развитию и интеграции. Опыт работы детского сада по реализации проекта будет представлен на уровне города и региона путем организации и проведения методического семинара в рамках сети инновационно-активных образовательных учреждений УрО РАО.

Для перехода к завершающему этапу будет осуществлена разработка и утверждение образовательной программы МДОУ - детский сад № 146 с учетом усиления направления познавательно-речевого развития детей.

На завершающем этапе проекта основной задачей является получение лицензии на образовательную деятельность МБДОУ - детского сада №146 с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей. Для этого будет сформирован пакет нормативных документов, осуществлена подготовка учебно-материального обеспечения детского сада к процедуре лицензирования.

С целью обобщения и распространения опыта работы по проекту "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности" планируется выпуск методического сборника по реализации инновационной деятельности в МБДОУ №146, проведение семинара-презентации инновационной деятельности ДОУ Железнодорожного района Екатеринбурга и подача заявки на получение стартовой площадки в рамках сети инновационно-активных образовательных учреждений УрО РАО.

На завершающем этапе предусмотрено составление отчета о реализации проекта "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности", проведение внешней экспертизы проекта и организация "круглого стола" по итогам реализации проекта, обмену опытом и планированию дальнейшей деятельности с приглашением представителей отдела образования, УрО РАО.

В Приложении 2 представлен план мероприятий проекта с указанием планируемых результатов и ответственных за конкретные задачи.

Эффективность реализации проекта в целом предполагается оценить методом экспертных оценок и анкетирования педагогов, а также - в виде публикаций и участия в конкурсах разного уровня; результаты образования детей проведением внутреннего мониторинга и анкетирования родителей.

Оценка эффективности обучения педагогов ДОУ будет дана путем анкетирования участников на двух этапах:

  • в конце первой курсовой подготовки;
  • в конце второй курсовой подготовки.

Оценка эффективности обучения педагогов ОУ города на методическом семинаре будет дана путем анкетирования участников после завершения семинара.

Конкретные измеримые результаты:

Получение лицензии на образовательную деятельность МБДОУ - детского сада №146 с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей.

Обучение в рамках курсовой подготовки в 2012 году 10 педагогов МБДОУ - детского сада №146.

Участие МБДОУ - детского сада №146 в конкурсе дошкольных образовательных учреждений "Мой самый лучший детский садик" в 2012 году.

Подготовка тезисов на районные и городские педагогические чтения, публикаций в сборники по инновационной деятельности 6-10 представителей детского сада

Подготовка материалов и выпуск методического сборника по опыту инновационной деятельности в МБДОУ №146 в количестве 250-300 экз.

Распространение методического пособия по технологии организации и проведения летней сессии по образовательным 250 учреждениям города.

Привлечение к участию в методическом семинаре в рамках сети инновационно-активных образовательных учреждений УрО РАО 25-30 представителей образовательных учреждений города.

Привлечение к участию в семинара-презентации инновационной деятельности МБДОУ - детского сада №146 20-30 представителей образовательных учреждений Железнодорожного района Екатеринбурга

Привлечение к участию в "круглом столе" по итогам реализации проекта педагогов, представителей отдела образования администрации города, УрО РАО и общественности не менее 20 человек.

Вся деятельность по разработке и реализации проекта "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности" выстроена нами в соответствии со структурным руководством проектом (7) опытом реализации проектов разного уровня.

В образовательном пространстве проектная деятельность не является самоцелью. Она исегда подчинена педагогическим целям и выступает в качестве средства их достижения. В словаре педагогических терминов педагогический проект трактуется как "комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации". В приведенном определении заложены: фактор времени, целенаправленность, нормированность изменений, специфика организации деятельности [2]. В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как прикладное направление организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах и специфический способ развития личности [2].

Включаясь в проект, человек любого возраста получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявлять поисковую активность. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление. Кроме того, участникам проекта требуются воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина. Каждому участнику проектной деятельности необходимо действовать совместно с другими людьми, что способствует формированию коммуникативной культуры. Проектная деятельность предоставляет также возможность переживания новизны полученного результата и развития способности к рефлексии.

В связи с вышеперечисленным, мы надеемся, что разработка и реализация проекта "Обеспечение условий для эффективного познавательно-речевого развития путём интеграции различных видов деятельности" в течение 2011-2014 годов даст возможность развития как учреждению в целом, так и каждому педагогу нашего коллектива.

Список литературы:

  1. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений - Журнал: Муниципальное образование: инновации и эксперименты в школе №1 /2010
  2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
  3. Новоселов С. А., Зеер Э. Ф. К проблеме объективизации педагогического творчества // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб-к. Вып. 2. - Екатеринбург, 1996.
  4. Светенко Т. В., Галковская И. В., Яковлева Е. Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений. Рабочая тетрадь. - М.: НФПК, 000 "Миралл", 2005.
  5. Сиденко А. С. Что нужно учитывать при создании авторских педагогических разработок? - Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 4 /2010
  6. Сиденко Е. А. Методика "Зеркало инновационных преобразований в практике" как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС - Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 4 /2011
  7. Фергус О Кониэл Как успешно руководить проектами/Пер. с англ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.

Приложение 1.

Приложение 2.