Дополнительная образовательная программа "Юные трёхгорненцы"


Пояснительная записка
Мы живём в сложное время, когда нормой становятся различные отклонения. Подростки, а порой и взрослые, бросают мусор прямо на улице. От службы в армии стараются уклониться любым способом. Семьи часто распадаются, и дети становятся рычагами воздействия на того или иного родителя. Взрослые не знают культуру и традиции своего народа. Вот поэтому у меня появилась идея написать эту программу, чтобы помочь родителям и детям сохранить свою духовность, привить любовь к родному краю и природе.
Дополнительная образовательная программа «Юные трехгорненцы» предназначена для детей от 3 до 7 лет, соответствует закону «Об образовании», Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области, уставу «ДОУ ЦРР ДС «Сказка».
Цель данной программы: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой город (его традиции, историю и культуру).

Организационные условия работы по программе:
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 3 до 7 лет, срок реализации программы 4 года. В зависимости от возраста обучение может проводиться:

Программа состоит из 3 разделов:
1 раздел – «История возникновения города»,
2 раздел –«Моя семья»,
3 раздел – «Экологическое воспитание дошкольников».
В этих разделах представлены теоретические знания, продуктивная деятельность дошкольниковсовместные тренинги взрослого и ребёнка, рисунки и т.д.
Имеется дидактическое обеспечение: плакаты; тематический подбор фотографий улиц и памятников города; фильм «Город, где сбываются мечты»; предметы русского быта; народная игрушка; подборка дидактических и подвижных игр; подборка стихов, потешек, пословиц и поговорок; а также методические рекомендации для педагогов. Программа содержит исторические сведения о городе, Челябинской области, о природном окружении города, памятниках природы, этнокультурных традициях.

Список литературы:

  1. Шорыгина Т.А. « Грибы. Какие они?» – М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.
  2. Шорыгина Т.А. « Ягоды. Какие они?» - М.: Изд-во « Гном и Д», 2003.
  3. Шорыгина Т.А. « Кустарники. Какие они?» – М.: Изд-во «Гном и Д», 2004.
  4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. « Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду». – М.: издательский дом «Воспитание дошкольника»
  5. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». - М.: Просвещение, 1981.
  6. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. « Прогулки в природу». – М.: Просвещение, 2003.
  7. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». - М.: Изд-во «Аркти», 2005.
  8. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду.»- М.: «Мозаики-Синтез», 2006.
  9. Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России».- М.: Изд-во «Аркти», 2004.
  10. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт–Петербург «Детство-Пресс», 2005.
  11. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. - М; Творческий центр «Сфера», 2005.
  12. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?». Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
  13. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников». Книга для воспитателей детского сада. – М. «Мозаика-синтез», 2002.
  14. Николаева С.Н. «Юный эколог», Программа экологического воспитания дошкольников. – М. «Мозаика-синтез», 2004.
  15. Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста(5-7лет). - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  16. Поваляева М.А. «Развитие речи при ознакомлении с природой». Серия «Мир вашего ребёнка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
  17. Г.Т. Таймасов «Волшебный камушек» -г. Челябинск, ул. Свободы, 155/1

Раздел 2

«Моя семья»

Академик Д.С.Лихачёв, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушённое растение перекати-поле. Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Но не следует полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе Родины, а иногда – даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, узнали о своих знаменитых предках и т.д.
Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины, т.к. во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных ит.д.); соблюдаются традиции.
Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.
Начиная с младшей группы необходимо беседовать с детьми о членах семьи, подчёркивать их заботу друг о друге. В ходе этой работы – воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строками фольклорных произведений.
В среднем возрасте – дать детям представление о том, что такое семья-это все, кто живёт вместе с ребёнком. Учить детей знать и называть своих ближайших родственников. Необходимо продолжать воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи, продолжать воспитывать любовь к родному языку через художественную литературу.
В старшем возрасте – формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеалогическое древо (начать с бабушек и дедушек); рассматривать фотографии родственников, помочь ребёнку увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками(цвет волос, глаз). Дети должны знать, где работают их родители, как важен для общества их труд. Дети должны знать свой домашний адрес.
В подготовительной к школе группе дети должны знать своё отчество, домашний адрес и телефон, имена и отчества своих родителей, интересы своих родных. Необходимо напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов их семей. Продолжать рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о судьбах своих родных, интересных случаях из их жизни. Закреплять желание изображать генеалогическое древо, обращать внимание на почетные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали, письма из армии. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Задачи воспитания и формы работы по этому разделу, через которые реализуются цель и задачи программы, представлены в виде таблицы.

Возраст

Задачи воспитания и обучения

Форма занятий

Словарная работа

Литература

Младшая группа

- воспитывать привязанность ребенка к семье
- подчёркивать заботливое отношение друг к другу
-познакомить с именами членов семьи

- беседа
- рассматривание семейных фотографий
- рассматривание серии сюжетных картинок
- д/игра «Помощники в семье»

- родная
- семья
- забота
- любимые

- стихи о маме
- «С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкиной)
- альбом «Моя семья»
-русские народные сказки и потешки.

Средняя группа

 

 

 

 

 

 

- дать представление о том, что такое семья - это все, кто живёт с ребёнком
-учить называть по имени и отчеству маму и папу
- учить называть своих ближайших родственников
- учить интересоваться работой родителей, знать, где они работают
- побуждать детей интересоваться домашними обязанностями всех членов семьи

- рассказы родителей о своей работе
- беседа
- рисунок «С кем я живу»
- рассматривание фотографий
- пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

- семья
- папочка
- мамочка
- ласковая
- красивая
- заботится
- помогает

- стихи: «Моя родня», «Кто кому кто?», «Мой брат Миша» - Я.Аким; «Бабушка» Е.Григорьева; «Если был бы я девчонкой» Э.Успенский; «Люблю» Я.Аким; «Повара» Б.Заходер
- альбом «Моя семья»
-русские народные сказки и потешки

Старшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- формировать интерес к своей родословной, вместе с детьми изображать генеалогическое древо
- помочь ребёнку при рассматривании фотографий увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз)
- закреплять знания о месте работы родителей и их профессии
- учить уважать труд и занятия других членов семьи
- учить с детьми домашний адрес
- познакомить детей с историей своего имени, со значением имени для человека

- составление коллажа
- рисование генеалогического древа
- беседа
- составление рассказов на тему «Мой папа», «Мамины, бабушкины руки» и т.п.
- рисунки
- сюжетно-ролевая игра «Семья»
- игра «Назови ласково»
- совместные праздники с родителями
- рассказ родителей о своих профессиях
- изготовление подарков папам и мамам

- проговаривать полные и неполные имена детей
- придумывать уменьшительно-ласкательные имена
- проговаривание поговорок

- рассказ Т.Петрушиной «Когда я был маленьким»; О.Кирилов «Книга ласковых имён» (М.Д.Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»)
- стихи
- поговорки:
«При солнышке тепло, при матушке добро»,
«Нет такого дружка, как родная матушка», «Вся семья вместе, так и душа на месте» и т.п.

Подготовительная группа

- способствовать запоминанию детьми даты их рождения и даты рождения родителей
- закрепление знания своего отчества, домашнего адреса и телефона, имени и отчества родителей
- обращать внимание на почётные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали.
- продолжать развивать интерес к профессиям родителям
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
-познакомить с талантливыми людьми города (художниками, музыкантами и т.д.)

- беседы
- составление рассказов
- рисунки ( «Дом для моей семьи»)
- совместные праздники с родителями
- встречи с ветеранами ВОВ
- изготовление панно «Моя семья» (я - в середине, а по лучам - члены семьи)
- выставка поделок «Руками детей и их родителей»
- рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей
-беседы о традициях и обычаях людей разных национальностей, о языке
- изготовление подарков родным к праздникам
- викторина «Что ты знаешь о своих родителях» (М.Д.Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

- проговаривание пословиц и поговорок
- гостеприимные, жизнерадостные, трудолюбивые, вежливые
- изменять слова мужского рода по их принадлежности к профессии на слова женского рода

- Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
- С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
- В.Маяковский «Кем быть?»
- стихи О.Высоцкой, Е.Благининой, Р.Гамзатова
- С.В.Глебова «Детский сад – семья» ( «Знать и помнить участников ВОВ»)

В результате изучения содержания программы в течение 4 лет, дошкольники должны получить следующие знания:

Младшая группа:

  • знать и называть имена членов семьи (как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата);
  • показывать и называть на фотографиях, картинках членов семьи; действия, в которых проявляется забота родителей и детей друг о друге.

Средняя группа:

  • знать и называть членов семьи и ближайших родственников;
  • усвоить понятие «семья»;
  • понимать, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности;
  • знать, где работают родители (на заводе, в больнице и т.д).

Старшая группа:

  • знать и уметь изображать генеалогическое древо своей семьи;
  • понимать значение своего имени;
  • знать и называть место работы и профессию родителей;
  • уважать труд и любимые занятия членов семьи (моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей).

Подготовительная группа:

  • знать дату рождения свою и родителей;
  • называть имена и отчества родителей, свое отчество;
  • знать свой домашний адрес и телефон;
  • уметь рассказать о различных наградах, имеющихся в семье (кто и за что их получил, когда);
  • знать: наш город и страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Конспект занятия в младшей группе

Тема: «Моя семья»

Программное содержание:

  • воспитывать привязанность ребёнка к семье;
  • подчёркивать заботливое отношение друг к другу;
  • познакомить с именами членов семьи;
  • познакомить с названием города, в котором живут дети;
  • учить правильно выражать и излагать свои мысли.

Словарная работа:

  • родная, семья, забота, город Трёхгорный.

Форма организации: по подгруппам
Материал: фотографии членов семьи, фотографии города, кукла Антошка, картинки с изображением членов семьи.
Предварительная работа:
1. Рассматривание семейных фотографий каждого ребёнка. Побуждение детей к рассказу о людях, с которыми они живут.
2. Рассматривание серии сюжетных картинок. Выявление родственных отношений (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат).

Структура занятия

Ход занятия

Методы, приёмы

Орг.момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

В. (показывает картинку нарисованного дома)
- Ребята, посмотрите, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит?
Мы постучим, тук-тук, никого?
(в окошко выглядывает кукла Антошка)
В. - Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут? (Антошка)
-Антошка, с кем ты живёшь в этом доме?
-Один?!
В. - Ребята, разве может маленький мальчик жить один?
(ответы детей)
В. - Как вы думаете, с кем живёт мальчик? (после каждого правильного ответа в окошках дома появляется картинка каждого члена семьи)
В. - Вот видишь, Антоша, у каждого ребёнка есть мама, папа, брат или сестра.
- Ребята, у каждого человека есть имя. Как зовут ваших пап, мам и т.д?.
(дети называют имена своих родных)
В. – Всех, кого вы сейчас назвали – это ваша родная семья. Все вы живёте вместе, любите друг друга и заботитесь друг о друге.
В. Вот видишь, Антошка, и у тебя есть семья. (повторение понятия «семья»)
В. –Ребята, вы любите играть? (ответы детей)
- Хотите научиться ещё одной игре?
(ответы детей)
В. (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом)
«Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папа,
Этот пальчик-мама,
Этот пальчик-это я,
Вот и вся моя семья».
В. Каждая семья живет в своей квартире, а квартиры находятся в домах. Домов в нашем городе очень много, а называется наш город – Трёхгорный. Посмотрите, какой красивый наш город. (показ фотографий с видами улиц города). Давайте вместе повторим название нашего города. (дети хором повторяют название города).
В. – Ребята, мы сегодня узнали, что такое «семья», как называется наш город. А дальше нас ждёт ещё много интересного, но это уже на следующем занятие.

 

 

 

Вопрос

 

Вопрос

 

Вопрос

 

 

 

Вопрос

 

 

 

Вопрос

 

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

 

 

 

 

Работа с мнемодорожкой в младшей группе.

Пример: (см. рис) Наступила осень. С деревьев опадают жёлтые листочки. Часто идёт дождь.

Примечание:

  • изображение должно быть цветным;
  • опорным в мнемодорожке должно быть изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей рассказа. Но изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям.