Развитие самостоятельности в создании рифмованных текстов средствоми схематизации


Одна из важных задач стоящих перед ребенком дошкольного возраста является овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Чтобы у ребенка была не только правильная, но и красивая речь, педагог должен воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Речь становиться непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Творческие задание на придумывание детьми рифмованных текстов, помогают ребенку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.

Дети любят придумывать новые необычные слова, охотно, с увлечением сочиняют истории, сказки, рассказы и даже пишут стихи. Однако традиционно сложившаяся методика обучения не предусматривает и не позволяет в полной мере развивать умение детей составлять рифмованные тексты.

Поэтому перед собой мы поставили цель: научить детей самостоятельно сочинять стихотворения по разным моделям, которую решали с помощью проекта “Я б в поэты пошел, пусть меня научат”.

Прежде чем научить ребенка сочинять стихотворные тексты, необходимо вызвать интерес к художественным произведениям, стихотворениям, потешкам, скороговоркам…

На начальном этапе работы с детьми, мы заучивали очень много различных стихотворений детских писателей, используя при этом схемы.

Возникла проблема: дети знают много стихотворений и любят их читать, но не чувствуют художественный образ, у детей не развит поэтический слух.

В результате проектной деятельности были выявлены этапы работы.

1 этап. На первом этапе мы ходили с детьми на экскурсию в библиотеку с целью познакомиться с работой библиотекаря, научить детей бережному отношению к книге.

Далее, был проведен праздник посвященный “100-летию со дня рождения Агнии Барто”, который проходил в кинотеатре “Молодежный”.

Но все же основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся в определенной последовательности. В своей работе мы использовали словесные игры Э.А. Аббязовой, а также придумывали свои игры. Дети сочиняли дразнилки, составляли описательные загадки, подбирали рифмы к словам и записывали их в специальную тетрадь. У нас собралась целая копилка рифмованных слов, которые в дальнейшем мы использовали, сочиняя стихотворения.

Затем было проведено занятие, на котором, мы познакомили детей с моделью №1 Э.А. Аббязовой.

Жил-был-объект.

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод.

По данной модели и по методике Э.А. Аббязовой мы сочиняли рифмованные тексты, сначала коллективно (всей группой детей), потом подгруппами и, наконец, индивидуально.

Когда в нашей копилке были стихи, сочиненные детьми, мы организовали встречу с детской поэтессой города Саров Лидией Матвеевной Герасимовой. Она познакомила детей со своим творчеством, почитала им стихи, а потом дети прочитали стихи собственного сочинения.

2 этап. На втором этапе мы сделали картотеку, в которой собрался материал: стихотворения, которые использовали для анализа, игры и задания по составлению рифмованных текстов; стихи сочиненные детьми; стихотворные загадки на основе антонимических пар; пословицы и поговорки.

3 этап: Проведение занятий.

Цель: Учить детей анализировать структуру стихотворения; понимать что такое модель и на основе этого составлять свои модели для составления стихотворений.

Дети сами придумали свои модели составления стихотворений.

2 модель

Объект Какой объект Где находится С кем общается Что делает Вывод

3 модель

Объект Какой объект Что делает Где находится С кем общается Вывод

4 модель

Объект Какая часть суток или время года Где находится Что делает С кем общается Вывод

Используем следующий алгоритм сочинения рифмованного текста:

1. Выбор объекта, про который надо составить рифмовку.

Выбор объекта производится детьми. При выборе объекта рекомендуем использовать игры: “Да – нет”, “Чудесный мешочек”, “Найди объект по плану” и др.

2. Наделить объект признаками и подобрать к ним рифмованные слова. Необходимо подобрать сравнительные или описательные характеристики выбранного объекта.

3. Выбор модели.

4. Строки рифмуются между собой.

5. Читается все стихотворение и делается вывод.

Например: выбранный объект - заяц.

зайчик – мальчик, пальчик, побегайчик

белый – смелый, умелый, серый

пушистый – быстрый, душистый

грызет - несет

скачет – плачет

Выбрали модель № 2.

Беленький зайчик, смелый как мальчик.
В лесу жил,
С белочкой дружил.
Морковку грызет,
Никому не дает.
Вот какой жадный зайчик.

4 этап. Создание книги. Среди родителей и детей прошел конкурс на оформление титульного листа и название книги. Дети сами писали в книгу свои стихотворения и рисовали к ним рисунки.

5 этап. Презентация-праздник “День рождения книги”.

На праздник дети пригласили своих родителей и детей из другой старшей группы. Рассказали, как они создавали книгу, затем все гости играли в игры: “Угадай произведение”, “Закончи стихотворение”. Ребята с удовольствием читали стихотворения, которые они сочинили сами. А в конце вокруг книги спели “Каравай”.

Новизна нашего проекта заключается в том, что дети научились разрабатывать модели и самостоятельно сочинять стихотворения по своим моделям.

Рождение книги – это награда за труд. Сочинение собственных стихотворений открывает ребенку путь к собственному речевому творчеству.

В дальнейшем, мы планируем продолжить работу с детьми по составлению рифмованных текстов. Будем печатать стихи детей в местные газеты, подарим свои книги в ближайшие детские сады. Мы надеемся заинтересовать своей работой других воспитателей, а также родителей.