Работа по развитию речи вне занятий со старшими дошкольниками с использованием речевого материала


Как показывает практика, старшие дошкольники редко пользуются приобретенными умениями, а речевых ошибок в их обычных высказываниях (в быту, играх, во время общения в книжном уголке) значительно больше, чем на занятиях. Среди поводов обращения друг к другу преобладают короткие просьбы, распоряжения, реплики, когда речь очень проста в лексическом и грамматическом отношении. По аналогии с фактами, полученными О. Дьяченко и Л. Кириллиной при изучении воображения у детей, можно предположить, что длительная совместная жизнь, игры в группе с одними и теми же партнерами приводят к пониманию друг друга “с полуслова”. Иначе говоря, у детей порою нет необходимости и потребности в объяснениях, рассуждениях, доказательствах.

Следовательно, задачей педагога является не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и формирование потребности в самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в быту, играх, повторяли скоро – и чистоговорки, стихи, драматизировали знакомые литературные произведения.

Речевая, умственная деятельность дошкольников неразрывно связана с эмоциями, которые придают определенную окраску восприятиям, представлениям, рассуждениям. Эмоции (радость, удивление, восхищение), сохраняясь в памяти, выполняют роль стимулятора высказываний. Эмоциональное отношение к речевому материалу – необходимое условие возникновения желания пользоваться им в играх, быту, общении.

Желание самостоятельно повторять считалки, чистоговорки, читать их и младшим в группе и сверстникам возникает в случае, если воспитатель, подбирает полезный в речевом отношении материал, заботится и о том, чтобы он был веселый, с элементами юмора.

Детей радует, например, задание вспомнить и использовать в игре самую веселую считалку на определенный звук или группу звуков, причем сложных для произношения:

Вот со звуком “С” считалка,
Сани, сад, сова, скакалка.
Выходи на слово “стук”,
Назови в нем первый звук.
(Из статьи И. Лопухиной)
Петушок, Петушок,
Покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем,
Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять ...
Невозможно сосчитать!

(Из книги Г. Волкова)

Не менее важно, чтобы дети освоили и полюбили несложные шуточные словесные игры-диалоги.

“Комары”. Стоящий в центре хоровода ребенок делает вид, что отмахивается от комаров, а они (дети, стоящие вокруг) то тихо, то громко поют свою песенку: “3-з-з”. Наконец, по знаку педагога замолкают.

Ребенок.

Комары, комары,
Вы уж будьте так добры,
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.

Воспитатель (или кто-то из детей).

Отвечали комары:

Дети (хором).

Мы и так к тебе добры.
Ведь кусаем мы тебя,
Хоть до крови, но любя.

Так же проводится игра-диалог “Разговор с котом”:

– Почему ты черен кот?

– Лазил ночью в дымоход.

– Почему сейчас ты бел?

– Из горшка сметану ел.

– Почему ты серым стал?

– Меня пёс в пыли валял.

– Так какого же ты цвета?

– Я и сам не знаю это.

Предварительно воспитатель может потихоньку договориться с ребенком, исполняющим роль кота, как произносить реплики (сердито, жалобно, весело), а дети в конце игры угадывают интонацию.

Преодолеть застенчивость, а потом и освоить умение точно и разнообразно характеризовать наблюдаемые и совершаемые действия детям помогают игры с использованием имитационных движений. О положительном взаимовлиянии речевого и двигательного анализаторов известно давно. Считается, что в моменты, когда ребенок с помощью танца или близких ему имитационных движений пытается создать образ, мобилизуется фантазия, представления, память, мышление. Повторяясь регулярно, эти упражнения благотворно влияют на речь, развитие способностей к литературе и даже математике.

Для активизации контактов детей друг с другом, сопровождающихся сложными развернутыми высказываниями (объяснениями, рассуждениями, доказательствами), используют приемы, опирающиеся на интерес старших дошкольников к отношениям людей в общественно-полезной деятельности, желание участвовать в делах взрослых, приносить пользу окружающим.

Эффективен прием совместного с детьми обдумывания ряда моментов организации жизни: того, например, как распределить работу по уборке группы, участка, подготовиться к вечеру досуга, экскурсии, составить письмо товарищу, уехавшему погостить к родственникам. Полезна организация ситуаций, при которых детям не обойтись при общении без рассуждений, доказательств, поскольку оно связано с реальной помощью товарищу или малышу, а также приятной возможностью продемонстрировать свое гостеприимство, знание группы. Нужно, например, объяснить сверстнику правила настольно-печатной игры, помочь малышам в выборе картинки для календаря " Какая сегодня погода", объяснить им, в какой последовательности нужно одеваться, или мыть листья комнатных растений, или убирать игрушки.

Сложные в речевом отношении высказывания возникают при использовании педагогом приемов, активизирующих мыслительную деятельность детей, например при включении загадок в разные моменты их жизни (наблюдения, развлечения, быт, труд). Но напомним, что отгадывание, как мыслительная деятельность, у детей пяти лет еще несовершенна, поэтому важно методически правильно подать загадку. Ценится не только результат – правильная отгадка, но и умение убедить окружающих, что ответ верен. Кроме того, доказательство – это и прием самопроверки, и средство освоения сложных форм грамматического строя.

В методических рекомендациях разбирается два способа доказательства.

В первом случае объявляется отгадка, а потом подтверждается признаками, изложенными в тексте, например: "Это бывает зимой, потому что зимой и снег на полях, и лед на реках, и вьюга завывает”. Второй способ доказательства начинается с рассмотрения признаков, установления между ними связи, а отгадка является итогом. Так, например, отгадывают загадки, построенные на отрицательном сравнении: “Круглая, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостиком, да не мышь”. В этом случае рассуждение строится так: “Круглым бывают помидор, яблоко, репа. Только помидор и яблоко красного цвета, а репа – желтого. Она сладкая, а хвостик-это корешок. Значит-это репа”.

Развивая у детей интерес к доказательствам, рассуждениям, их “вооружают” также образцами речевых выражений: “Если.. , то ...; поэтому ...; значит это ... ” и др. Помогает доказательству последовательная, по тексту постановка вопросов:

“У кого может быть длинное ухо? Про кого можно сказать “комочек пуха”? Кто прыгает ловко? Кто любит морковку? Значит, про кого загадка?” Если ребенок ориентируется на один признак, педагог старается показать возможную ошибочность такого доказательства: “Разве снег только весной тает?”. Это побуждает ребенка обратить внимание и на другие признаки: “ожил лужок”, “день прибывает”. Облегчает выполнение задания и то, что воспитатель ограничивает круг поиска: “Сегодня мы поучимся отгадывать загадки про игрушки”.

Важно, чтобы дети и сами учились придумывать загадки. Для этого об одном предмете, например часах, загадывают разные загадки, причем не только в стихотворной форме, но и в прозе.

По мере освоения детьми умения отгадывать загадки, их все шире включают в повторяющиеся изо дня в день режимные процессы, что делает последние более привлекательными для ребят. Например, дежурным предлагают попросить у няни и разложить в туалетной комнате то, что “гладко, душисто, моет чисто”.

Аналогично можно загадывать загадки о полотенце, о зеркале, предметах туалета. Во время сборов на прогулку можно использовать загадки про одежду и обувь, корректируя с их помощью последовательность одевания. Можно предложить детям вынести на прогулку те игрушки и предметы, о которых говорится в загадках, (сани, лыжи, мячи, лейки). Ребята и сами при общении в этих и других ситуациях пользуются загадками, например, предлагают угадать товарищам, какой цветок расцвел на клумбе, какая птица прилетела к кормушке. Во время проведения развлечения из загадок можно создать целый сюжет, инсценировку.