Проект "Семейные праздники и традиции"


Два мира есть у человека:
Одинкоторый нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Н Заболоцкий.

Цель: Организовать мероприятия, побуждающие   ребенка  и родителей к творческому    самовыражению,   поддерживанию традиций семьи.

Задачи: Познакомить детей и родителей с этапами проведения семейных праздников, играми для всей семьи. Воспитывать интерес и желание продолжить семейные традиции, принимать участие в семейных праздниках. Заложить основу традиций заседания «Семейного клуба».

Срок реализации – в течение года. 

Родина, отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать, и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это есть естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку и взрослому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.
У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Именно с помощью загадок наши предки учили своих детей видеть мир и его составные части (Приложение 1).  Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми (Приложение 2). Наши предки широко использовали народный фольклор – это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, прибаутки (Приложение 3).
В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Не менее важно в семье поощрять певческие проявления. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, ярки мелодии, удобный диапазон). Как можно чаще устраивать семейные дуэты (с мамой, папой, бабушкой и дедушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.  Поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций.
Эффективная форма общения взрослых и детей являются праздники.
Праздник – это:

  • встречи и общение взрослых и детей,
  • проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду,
  • получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке,
  • торжество, радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети.

Пройдут годы, дети  забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике, танцы которые они исполняли и многое другое. Но они навсегда в своей памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания, которое они с собой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими.
Я предлагаю Вам примерные темы мероприятий, которые вы можете использовать дома с детьми для развития семейных традиций:

  1. Мир вокруг дома (мир природы и людей в их единстве).
  2. Строим дом (обряды и обычаи строительства старинного дома).
  3. Мой  дом (интерьер дома).
  4. Кто живет в нашем доме (состав многопоколенной семьи).
  5. Имя – великое сокровище (знание своего имени и имен своих родственников).
  6. За семейным столом (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи).
  7. У колыбельки (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи).
  8. Готовим наряды к празднику (украшение помещения, изготовление костюмов).
  9. Игры (народная детская игровая культура).

Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.

Используемая литература:

  1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.
  2. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
  3. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.
  4. Журналы «Музыкальный руководитель» 2006-2008 гг.
  5. Журналы «Воспитание дошкольника» 2000-2008 гг.
  6. Журналы «Ребенок в детском саду» 2001-2008 гг.
  7. Чайковский П.И. Детский альбом (слушание музыки).
  8. Загадки, игры, потешки, пестушки, песни.