Применение здоровьесберегающей технологии в работе с детьми, имеющими отклонения в здоровье


В настоящее время, одним из наиболее важных показателей качества дошкольного образования является здоровье и физическое развитие ребёнка. Вопрос воспитания здорового поколения стоит остро, на что указывают нормативные документы, регулирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений (Закон Российской Федерации " Об образовании"- 2009 г.). Типовое положение о дошкольном учреждении одной из основных задач также определяет охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Учитывая коррекционноенаправление работы детского сада № 378 г.о. Самара, после введения в действие ФГТ наши педагоги переосмыслили формы и методы работы с детьми в системе физического воспитания, чтопромотивировало нас участвовать в опытно-экспериментальной работе дошкольных образовательных учреждений - лабораторий г. о. Самара по направлению "Здоровьесберегающая образовательная технология в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".

К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы (особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости). По состоянию двигательной сферы дети бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметна у детей с дизартрическим компонентом, поэтому мы разработали и внедрили дополнительную программу "Детский фитнес в ДОУ", в образовательный процесс для детей с общим недоразвитием речи. Работая в тесном контакте с медицинским персоналом и учитывая психическое и физическое состояние детей в логопедических группах, мы внесли изменения в основную образовательную программу, усилив блок физкультурно-оздоровительной работы.

Особую роль для укрепления здоровья наших детей, их всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая по Л.С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребенка в группе.

Работая в тесном контакте с медицинским персоналом и учитывая физическое состояние детей, мы добавили задачи и содержание работы по областям "физическая культура" и "здоровье", т.е. ввели дополнительные физкультурно-оздоровительные кружки по направлениям фитбол-аэробика и "гибкая сила", занятия гидроаэробикой в бассейне, физиопроцедуры.

Миссия нашего дошкольного учреждения в физкультурно-оздоровительной деятельности по направлению "детский фитнес" - организовать образовательно-воспитательный процесс, с вовлечением в него всех участников образовательной деятельности, включая семью, для сохранения здоровья воспитанников, снижения общей заболеваемости и развития физических качеств.

Приоритетные направления эксперимента:

- С дошкольниками дополнительные занятия (по обоюдному желанию) фитбол-аэробикой, упражнениями "гибкой силой" в сочетании с правильным оздоровительным дыханием.

- С родителями - совместная с педагогами работа по укреплению здоровья детей, проведение обучающих семинаров, родительских собраний, консультаций специалистов.

- С педагогами ДОУ проводятся мероприятия (семинары, методические занятия) по формированию представлений о здоровом образе жизни, организации рациональной двигательной активности детей, созданию условий для реализации оздоровительных режимов.

Главные задачи в экспериментальной работе:

  • Оздоровительная - подразумевает решение вопросов развития и укрепления костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений и закаливание.
  • Образовательная - формирование у детей навыков гигиены, правильной осанки, выполнения основных (базовых) движений в выбранных направлениях "детского фитнеса", представлений о режиме дня, активности и отдыхе, безопасности, освоении знаний о своем организме, здоровье.Создание модели взаимодействия педагогов, воспитанников ДОУ и родителей в проведении информационно - обучающих мероприятий.
  • Воспитательная - формирование нравственно-физических, культурно-гигиенических навыков; выработка у детей потребности в физическом совершенствовании через привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями совместно с родителями.

Весь обширный цикл организационной,образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения в экспериментальной деятельности был направлен на реализацию поставленных задач.

Содержание нашей здоровьесберегающей технологии предполагает ежедневную утреннюю гигиеническую гимнастику и оздоровительно-закаливающие процедуры во второй половине дня, двухразовые в неделю помимо физкультурных занятий - занятия детским фитнесом по 25 - 30 мин., общеукрепляющую терапию, ежедневное оздоровление фиточаем, кислородным коктейлем. Создаются благоприятные условия для проведения занятий босиком, в облегченной одежде, со специальными ковриками для выполнения упражнений на полу.

Комплексы "детского фитнеса" по фитбол - аэробике, "гибкой силе", гидроаэробике, разработаны с учетом психо-физического состояния каждого ребенка, относительно возраста дошкольников и направлены на разностороннее физическое развитие, профилактику и коррекцию заболеваний опорно - двигательного аппарата (осанку, плоскостопие), развитие музыкально-эстетических навыков, формирование навыков самомассажа.

Так, для сильно возбудимых детей применяются дополнительные занятия по "гибкой силе", "аква-аэробике", а для вялых, заторможенных детей - занятия "оздоровительной аэробикой, фитбол - аэробикой.

Каждое занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться индивидуальные особенности детей. Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение. Оздоровительные приёмы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы и др.) на таких занятиях целесообразно применять параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой.

Коррекция особенностей моторного развития проводится совместно с учителем - логопедом, воспитателями, муз.руководителем и медсестрой как на групповых, подгрупповых, так и индивидуальных занятиях. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической и динамической выносливости, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Это достигается путем использования специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания.

Мы согласны с мнением И. Г. Выготской, Е.Л. Пеллингер и др., что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Однако формирование движений происходит при участии речи, поэтому сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей логопедических групп. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В тоже время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики, движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Поэтому в своей образовательной деятельности мы постоянно используем упражнения с речёвками, веселую аэробику, стихотворные занятия по гибкой силе. Такая форма работы всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игровую деятельность, создавая благоприятный эмоциональный фон.

Начинать лучше с веселой и задорной игры. Это сразу поднимает настроение у малышей и настраивает их на веселое занятие. Начинается разминка с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой ("Аэробика для малышей"). Все движения выполняются по тексту песен, стоя или сидя на мяче. Далее занятие проходит под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий может меняться. В начале, лучше использовать мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в работу.

Это позволяет ребенку чувствовать себя в своей стихии, полной движения, ярких эмоций и постоянной новизны. Маленькие йоги и йогини выполняют позы все больше не в статической форме, а в динамической последовательности. Несмотря на то, что позы достаточно быстро сменяют одна другую, обязательно акцентируется внимание на важных деталях, ключевых элементах каждого упражнения.

В определенных позах эти элементы тщательно прорабатываются - чтобы уходили искривления костей, правильно развивались мышцы, раскрывалась грудная клетка, и так далее. Упражнения даются совершенно разные - как простые, так и самые сложные.

Вся работа в упражнениях должна быть грамотно сбалансирована и направлена на то, чтоб остановить ухудшение состояния здоровья ребенка,  привести к стабильности, а если возможно то и его улучшить.

Дети очень быстро втягиваются в занятия, и без всяких объяснений со стороны взрослых, естественным путем, постигают самые тонкие моменты упражнений. В этом нет ничего удивительного, как отметила Т. А. Бороденко, директор московского детского центра йоги,ведь цельупражнений - вернуть человека к природе, к тому, что природой было задумано и вложено в каждого из нас. А ребенок гораздо ближе к природе, чем взрослые.

Знания, полученные на таких занятиях, закрепляются в свободной игровой и продуктивной деятельности.

Немаловажное значение в работе по сохранению здоровья детей имеет тесный контакт специалиста по физической культуре, логопеда и родителей. Помощь будет эффективней, когда такой союз предъявит единые требования к оздоровительной работе детей. Ведь присутствие родителей на занятиях благотворно влияет на детско-родительские отношения.

Родителям подробно сообщается состояние физического развития и здоровья каждого дошкольника (диагностический мониторинг); даются подробные рекомендации по социальным, санитарным и специфическим мерам в профилактике и распространении инфекционных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Немаловажное значение имеет работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в ДОУ, одной из основных задач которого, является выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении), и диагностика отклонений в развитии.

Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребенка. Результаты осмотра медицинским персоналом ДОУ используются для формирования базы данных состояния здоровья, индивидуальных особенностей и резервных возможностей детей, определения группы здоровья.

Решая проблемы повышения компетентности педагогов и родителей, привлекаются специалисты для проведения семинаров, педсоветов, родительских собраний, индивидуальной консультационной работы по вопросам здоровьесбережения в условиях ДОУ, и организации детского фитнеса.

Сколько положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах, которые регулярно проходят в детском саду! Это праздники: "Рыцарский турнир", "Зимние забавы", летний спортивный праздник "Здравствуй, лето" и др.

На состояние здоровья детей большое влияние оказывает правильное, рациональное питание. В нашем детском саду питание сбалансировано и построено на основе 10-ти дневного меню, с учетом потребности детского организма в белках, жирах, углеводах, минеральных солей и калорий. В рационе круглый год - овощи, фрукты, соки. Разработаны и внедрены технологические карты.

Результат такой деятельности - снижение заболеваемости детей не только в период адаптации, но и в период эпидемии гриппа.

Мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической и психической подготовленности в определённые моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции. Дважды в год проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников. Анализируется состояние здоровья детей.

Таким образом, создание в образовательной деятельности по физической культуре условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечивает соответствующий более высокий уровень здоровья детей.