Предшкольное образование: пути становления, формы и методы работы с детьми предшкольного возраста


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3,81 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских садах. Однако, сегодня много «неорганизованных» детей, которые не посещают дошкольные учреждения и находятся дома. Некоторые родители готовят ребенка к школе самостоятельно. А в основном многие дети играют дома под присмотром бабушек и дедушек, так как в садике нет места, а родители работают и им некогда заниматься со своими детьми. Всем понятно, что родители и дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35-40 % из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70 % первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому в 2010 году на базе «Сасыкольской средней школы»  5 была открыта группа «Предшкольного образования».

Слайд  2.

Главная задача предшкольного образования – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.

Слайд  3.

Основная цель – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Мы занимались по программе образования и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора». Руководитель программы Н.Ф. Виноградова. Данная программа рассматривает психолого-педагогические аспекты развития и воспитания детей предшкольного возраста. Она предназначена для того, чтобы сделать равными стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников ДОУ через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и школе.

Слайд  4.

В структуре данной программы выделяют следующие разделы: «Познаём других людей и себя», «Познаём мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем».
В начале года нами была проведена диагностика, проверяющая знания детей по всем разделам. По результатам диагностики видно, что дети делятся на три уровня:

Слайд  5.

Рисунок 1

– высокий – 2 человека;
– средний – 3 человека;
– низкий – 12 человек.

Поэтому, чтобы у детей с низким показателем знаний не возникало трудностей, а более подготовленные дети не скучали на занятиях, мы использовали дифференцированные упражнения для высокого, среднего и низкого уровня. Например, на занятии «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» использовали дифференцированные упражнения для развития мелкой моторики рук. Раздавала детям шаблоны, например машинку, матрешку, и различные фигуры. Ребенок должен был его обвести и заштриховать. Так, как дети разделились на три уровня, то задания давались дифференцированно.

Слайд  6.

Задания для высокого уровня. Заштрихуй машинку разными способами.

Рисунок 2

Слайд  7.

Задания для среднего уровня. Заштрихуй матрешку двумя способами.

Рисунок 3

Слайд  8.

Задания для низкого уровня. Заштрихуй фигуры.

Рисунок 4

У детей развито лучше всего мышление наглядно-образное, поэтому на своих занятиях часто применяли наглядные пособия. Здесь дети должны назвать что видят, посчитать сколько всего и поставить нужные цифры.

Слайд  9.

Рисунок 5

Слайд  10.

Рисунок 6

С помощью этой бабочки дети с легкостью выучили направления: вправо, влево, вверх, вниз. (Например, ребенок выходил к доске, я ему говорила, что бабочка полетела на 1 клеточку вправо и на 1 клеточку вниз. Ребенок ее передвигает. Затем задаем вопрос. Где оказалась бабочка? (В нижнем правом углу). Когда мы учили геометрические фигуры, я принесла детям домик, который повесила на доску, шаблоны для детей.

Слайд  11.

Рисунок 7

– Ребята, что вы видите на доске? (Домик)
– Правильно, домик. Сейчас мы с вами узнаем, из каких частей он построен. (Объясняю, что сделан из геометрических фигур, крыша – треугольник и т.д. Затем предлагаю ребятам построить свой домик из шаблонов).

Слайд  12.

К концу года дети умеют:

– прямо и обратно считать до 10;
– называть предыдущее и последующее число от заданного;
– составлять числа в пределах 10;
– сравнивать предметы по величине, цвету, форме, расположению;
– знают смысл знаков +, –, =;
– знают геометрические фигуры круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник;
– решают простые задачки.

Слайд  13.

Наши дети маленькие, им тяжело настроиться на обучение, поэтому занятия обеспечивались постепенным переходом от игровой к учебной деятельности. Исходя из этого алгоритма, основными формами образования детей в предшкольных группах, прежде всего, являлись различные виды игр: сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные. Например, на занятии «Учимся родному языку» часто использовали сюжетно-ролевую игру «Живые модели». После анализа слова нитки на доске выкладываю схему этого слова (зеленая, красная, синяя, зеленая и красная фишки). Детям говорю, кто каким звуком из них будет. Итак, у доски дети выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Вызываю кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам и буквам, которые дети держат в руках. Затем начинаю подзывать к себе «звуки»: «Подойдет ко мне ударный гласный звук «И»; твердый согласный звук «Т» и т.д. Так же на этом занятии проводим игры с мячом. Например, бросаю мяч ребенку и называю слово с любого мягкого согласного звука (мяч), ребенок ловит мяч и возвращает его обратно, но слово называет мне с твердой пары этого звука (мак). У многих детей плохо развита речь: «проглатывают» окончания, излишняя торопливость или замедленность, нечеткое выговаривание слов. С этой проблемой нам помогли особые дикционные упражнения: пословицы, поговорки, песенки, загадки и скороговорки.

Слайд  14.

Например, при изучении звука «Ш», мы с детьми разучили скороговорку: «Шесть мышат в шалаше шуршат». Затем с детьми при изучении этого звука, можно встать и представить, что мы ходим по лесу, и создаем звук, как будто под нашими ногами шуршат листья: «ш-ш-ш-ш». Речь ребенка развивается на каждом занятии: музыке, где поют песни, «Познаем мир», где дети отгадывают загадки, высказывают смысл пословиц.
Подвижные игры, мы применяем на физкультурном занятии. Например: «Медведь во бору», «Охотник и утки». В этих играх у детей развивается не только подвижность, но и сплоченность, сопереживание друг за друга.
Главное для детей, чтобы педагог за правильный ответ хвалил и поощрял его. На своих занятиях мы давали детям цветочки или фишки, для них это было важно, ребята даже устраивали соревнования, кто больше наберет. Казалось бы, для них это игра, но ведь они полностью погружаются в обучение, аккуратно штрихуют, читают, решают задачки и.т. д.

Слайд  15.

К концу года дети приобрели навыки и умения:

1. Умение выделять заданный звук в потоке речи;
– умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
– владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.
4. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке.
5. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).

Слайд  16.

В конце года с детьми была проведена диагностика, результаты можно увидеть на диаграмме.

Рисунок 8

В классе 17 человек.
Из них: освоили программу:  8 человек – 47% (высокий уровень),
6 человек – 35% (средний уровень),
3 человека – 18 % (низкий уровень).

Слайд  17.

Сравнили результаты диагностик, их можно увидеть на диаграмме.

Рисунок 9

Мы считаем, что занятия по предшкольной подготовке, необходимо продолжать, т.к. они позволяют выровнять стартовые возможности детей-дошкольников, избежать трудностей адаптационного периода в 1 классе, обеспечить психологический комфорт с целью сохранения психического и физического здоровья ребенка, развитию устойчивых познавательных интересов, уверенности в себе, самостоятельности, умения устанавливать социальные контакты.

Слайд 18.

Спасибо за внимание.