Правозащитный образовательный проект "Прикоснись ко мне добротой"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от нас взрослых.

Ребенок верит в любовь, силу, добро взрослых. Он еще не знает, что детям приходится испытывать голод, насилие и унижение. Их запугивают, используют телесные наказания, угрозы. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства, влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число детей, не обучающихся и не работающих.

Социально-экономические ситуации современного мира отражаются, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, перед нами стоит решение важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашего общества существует не ДЕНЬ и не ГОД защиты детей, а ВРЕМЯ работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Когда мы в своей ежедневной деятельности сталкиваемся с проблемами, то поиск решения, правильного решения, занимает всего себя. Когда от твоего правильного решения зависят судьбы других людей, то поиск правильного решения принимает форму “борьбы за прекрасное и светлое будущее…”.

Проект направлен на формирование позитивной модели отношений ребенка к обществу, семье и закону, через изучение нормативно-правовых документов: “Конвенция о правах ребенка”, “Всеобщая Декларация прав человека”, “Семейного кодекса Российской Федерации”, “Национальной доктрины образования в Российской Федерации”.

Проект является результатом творческого, сотрудничества дошкольных образовательных учреждений города Уссурийска №№ 10 и 45.

Проблема:

Нарушение прав и достоинств ребёнка.

Актуальность:

Ситуация с распространением жестокости, алчности, пропаганда насилия в СМИ, социальные условия, разрушение семейного уклада, склонность родителей к конфликтам, частым порицаниям, угрозам и физическим наказаниям в семье, привели к повышенной нервозности, возбудимости, эмоциональной неустойчивости и как следствие ухудшению психического и физического здоровья у детей.

Новизна:

В проекте представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогических коллективов - создание единого образовательного пространства по ознакомлению детей дошкольного возраста с правами ребёнка на основе соответствующих статей “Конвенции ООН о правах ребёнка”.

Цели:

Организация системы работы ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка со всеми участниками педагогического процесса.

Популяризация прав ребёнка, формирование активной позиции населения по особой роли семьи в воспитании нового поколения.

Задачи:

1. Формирование модели поведения ребёнка как общественной личности в его взаимоотношениях с членами своей семьи, другими детьми, взрослыми.

2. Повышение правовой и педагогической культуры родителей и педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

3. Разработка системы мер по оказанию помощи семьям детей, неохваченных дошкольным образованием.

4. Создание рефлексивной модели общения педагога с семьёй, позволяющей позитивно изменить детско-родительские взаимоотношения.

5. Расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов.

Приложение 1

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

АНАЛИТИЧЕСКИЙ:

СБОР ИНФОРМАЦИИ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОБЛАСТЯМ

  • Сбор конкретных фактов, материалов с помощью коллег, родителей, детей, социальных служб города. (Статистика)
  • Тестирование, анкетирование, интервьюирование детей и взрослых.
  • Создание социального паспорта Дошкольного образовательного учреждения.
  • Оценка результатов диагностики.
  • Посещение семей воспитанников.
  • Повседневное наблюдения за детьми их взаимоотношениями на занятиях и в свободной деятельности.
  • Организация телефона доверия.

  ВНЕШНЯЯ СРЕДА

  1. Нормативно-правовая база.
  2. Статистические данные по социуму микрорайона детского сада, культурные тенденции, национальные, региональные особенности, отношение к ДОУ.
  3. Микро социальный заказ (родители и окружающий социум).
  4. Новые научные концепции и теории.
  5. Информация об опыте работы других дошкольных учреждений.
  6. Средства массовой информации.
  7. Инспекторы по защите прав ребенка.
  8. Центр планирования семьи.
  9. Консультации юриста.
  10. Региональная программа развития образования.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

  1. Статистические сведения о воспитанниках.
  2. Сведения о здоровье детей, посещающих детский сад.
  3. Достигнутые результаты воспитательно-образовательного процесса.
  4. Материально-финансовые возможности ДОУ.
  5. Социальный заказ педагогов.
  6. Интеллектуальный и творческий потенциал педагогов.
  7. Социально-психологический климат (для детей и педагогов).

ОСНОВНОЙ:

РАБОТА НАД ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ ПРОЕКТА

  1. Обмен опытом семейного воспитания.
  2. Тематические педсоветы.
  3. Семинары практикумы.
  4. Открытые занятия.
  5. Оказание помощи в развитии толерантности (способности к принятию точки зрения собеседника).
  6. Разработка новых сюжетно ролевых, дидактических игр.
  7. Разработка конспектов серий занятий.
  8. Оказание помощи семье через проведение мероприятий (диспуты, круглые столы, тренинги т.п.).
  9. Разработка циклограмм по взаимодействию с семьей:
  10. а) по эмоциональному воспитанию ребенка.
    б) по социальному;
    в) по сохранению и укреплению здоровья детей.

  11. Создание попечительского совета.
  12. Разработка и апробация программно-методического нормативно-правового обеспечения новой модели ДОУ.
  13. Работа педагогов по самообразованию.
  14. Коллективные творческие дела.
  15. Детско-родительские отношения (опыт ведения споров, дискуссий и совместной творческой деятельности).
  16. Выставки.
  17. Лекции – “визуализации”.
  18. Имитационные и не имитационные игровые технологии.
  19. Подбор материала с учетом возрастных особенностей детей, группировка материала и составление общих положений проекта.
  20. Составление плана меж предметных связей.
  21. Составление перспективного плана по работе с педагогическим коллективом.
  22. Составление перспективного плана по работе с родителями и социумом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

  1. Презентация проекта на заседании педагогического совета.
  2. Презентация проекта на городской ярмарке образовательных программ.
  3. Внедрение проекта в работу дошкольных образовательных учреждений.
  4. Обработка результатов реализации проекта.
  5. Формирование комплекта методического обеспечения по правовому воспитанию по направлениям: дети, родители, педагоги.

ПЕРСПЕКТИВА 

  1. Детский сад – открытая система воспитания (создание новой модели семейно-общественного воспитания детей дошкольного возраста).
  2. АКЦИЯ по защите прав и достоинств маленького ребенка в детских садах города, района.
  3. Создание детского мега проекта по повышению потребности населения региона в защите прав человека: “Права детей для детей”.

Приложение 2

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ:

  • Знание детьми старшего дошкольного возраста основных статей Конвенции ООН о правах ребенка – не менее 70%.
  • Умение применять накопленные практические навыки для достижения поставленной цели – не менее 85%.
  • Научить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ:

  • Воспитание у детей дошкольного возраста чувства собственного достоинства и эмпатии к окружающим.
  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
  • Воспитание в дошкольниках добра на основе искренних человеческих отношений.

  3. Статус:

  • МДОУ “Детский сад” № 45 и МДОУ “Детский сад” № 10 – база для курсов, повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме повышения правовой культуры.