Построение целостной образовательной системы в ДОУ по основе принципов организации воспитательно-образовательной деятельности


Вся воспитательно-образовательная и оздоровительная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения “Центр развития ребенка - детский сад№17”

“Гномики” осуществляется в соответствии с основными принципами Закона РФ “Об образовании”, “Положении о дошкольном учреждении”, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, которые определили гуманизацию и демократизацию образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.1249 – 03 (2003 г.).

Основным документом, регламентирующим деятельность учреждения, является Устав, принятый на Совете МДОУ ЦРР-Д/С №17 16.03.2009 года.

ДОУ осуществляет свою деятельность на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.

Локальные акты ДОУ:

  • положения
  • правила
  • инструкции

Программы:

Штатное расписание

Коллективный договор

Основным документом, регламентирующим наши отношения с родителями воспитанников, является Договор о взаимоотношениях родителей (законных представителей) и МДОУ ЦРР-Д/С №17

Документы по финансово-хозяйственной деятельности ДОУ:

  • смета доходов и расходов

Реализация минимума содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста осуществляется по основным образовательным программам дошкольного образования, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации:

Т.Н. Дороновой “Радуга”;
Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной “Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи”;
Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи” (старшая группа детского сада);
Г.А.Каше, Т.Б. Филичевой “Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа)”.

Содержание всех видов занятий добавляются дополнительными образовательными программами:

Дополнительные образовательные программы позволяют решать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ (Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22.08.1996г. №448).

Одной из главных функций МДОУ ЦРР-Д/С №17 является укрепление здоровья воспитанников. В соответствии с разработанной и утвержденной коллективом рабочей программой “Здоровый ребёнок” и структурой организации здоровьесберегающей деятельности, созданы оптимальные условия укрепления здоровья детей. В 2008г. опыт реализации модели здоровьеформирующей деятельности в МДОУ был представлен в научно-деловой программе на региональной Х юбилейной выставке “Образование Карьера Занятость” в г. Новокузнецке. В 2009г. программа “Здоровый ребенок” участвовала в конкурсе экспонатов на региональной ХI юбилейной выставке “Образование Карьера Занятость” г. Новокузнецка, где получила диплом III степени.

Основной целью программы стало: Построение здоровьеформирущей системы, обеспечивающей психо-физиологическое благополучие и последовательное становление у воспитанников позиции субъекта здоровья.

Учебный план ДОУ составлен в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приказом Министерства образования № 448 от 22 августа 1996 года инструктивно–методическим письмом Министерства общего и профессионального образования “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организационных формах обучения” № 65/23-16 от 14.03.2000 г.

Образовательный процесс строится с учётом: основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования; возрастных особенностей детей дошкольного возраста; непрерывности развития и преемственности образовательных линий дошкольного и начального школьного обучения.

Инвариативная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями:

  • Развитие речи;
  • Обучение грамоте;
  • Познавательное;
  • Литература;
  • Математика;
  • Изо/лепка, рисование, аппликация/;
  • Физо/плавание;
  • Музыка;
  • Занятия по дополнительному образованию.

Вариативная часть представлена занятиями по дополнительному образованию.

Забота и охрана здоровья детей

Одной из главных функций МДОУ ЦРР-д/с №17 является укрепление здоровья воспитанников. В соответствии с разработанной и утвержденной коллективом рабочей программой “Здоровый ребёнок” и структурой организации здоровьесберегающей деятельности, созданы оптимальные условия укрепления здоровья детей. В 2008г. опыт реализации модели здоровьеформирующей деятельности в МДОУ был представлен в научно-деловой программе на региональной Х юбилейной выставке “Образование Карьера Занятость” в г. Новокузнецке. В 2009г. программа “Здоровый ребенок” участвовала в конкурсе экспонатов на региональной ХI юбилейной выставке “Образование Карьера Занятость” г. Новокузнецка, где получила диплом III степени.

Основной целью программы стало: построение здоровьеформирущей системы, обеспечивающей психофизиологическое благополучие и последовательное становление у воспитанников позиции субъекта здоровья.

Приоритетными направлениями МДОУ в сфере здоровьеформирущей деятельности являются:

  • создание оздоровительно-развивающих условий;
  • медико-психолого-педагогический мониторинг;
  • оздоровительно-лечебно-профилактическое сопровождение;
  • адаптация и реабилитация;
  • организация режима двигательной активности детей;
  • основы безопасности и жизнедеятельности детей;
  • сотрудничество с семьёй;
  • развитие профессиональной культуры педагогов;
  • управление здоровьеформирующей деятельностью.
  • Для качественной реализации программы “Здоровый ребёнок” В МДОУ созданы условия:
  • санитарно-гигиенические;
  • кадровые;
  • профилактические, оздоравливающие, лечебные;
  • мотивационные;
  • финансовые;
  • нормативно-правовые;
  • методическое обеспечение.

Организация здоровьесберегающей деятельности детей:

  • рациональный режим (санитарно-гигиенический, двигательный, режим питания, режим распределения учебной нагрузки и др.)
  • оздоровительно-развивающая среда (бассейн, спортивный зал, оборудованные спортивные зоны на участках, центры двигательной активности в групповых комнатах, медицинский кабинет, для коррекционной работы – логопедический кабинет и кабинет психолога).
  • организация системы коррекционно-оздоровительной деятельности, профилактики и укрепления здоровья, развития физических качеств и воспитания интереса к спортивной деятельности детей.
  • Опыт по организации здоровьесберегательной деятельности коллектива обобщён информационно-методическим центром управления образования и распространяется через городскую школу передового опыта, семинары-практикумы. Таблица 1
  • Таким образом, система работы по оздоровлению дошкольников позволила добиться следующих результатов:
  • у детей повысилась сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, что подтверждается значительным уменьшением частоболеющих детей;
  • не зафиксированы случаи гриппа на протяжении последних трёх лет;
  • отсутствует рост случаев острой респираторной инфекции;
  • у большинства воспитанников сформировано устойчиво-положительное отношение к здоровому образу жизни;
  • уровень физической подготовленности детей на протяжении трёх лет от 90 до 100%, более 70% воспитанников с увлечением занимаются спортом.

Работа специалистов

В МДОУ осуществляют свою педагогическую деятельность пять специалистов:

  • Учитель-логопед
  • Педагог-психолог
  • Музыкальный руководитель
  • Педагог по дополнительному образованию
  • Инструктор по физической культуре и плаванию

Коррекционную логопедическую работу с детьми, имеющими нарушения речи, осуществляют учителя-логопеды на базе двух логопедических групп с общим недоразвитием речи детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляет педагог-психолог.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующие направления деятельности:

Коррекционно-диагностическое направление?

  • своевременная диагностика речевых нарушений, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников;
  • коррекционно-развивающая работа по устранению нарушений речи, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы с использованием современных образовательных программ и технологий.

Консультационно- профилактическое направление?

  • совершенствование просветительско-профилактической работы среди родителей и педагогов по вопросам формирования субъекта культуры здоровья, развитию коммуникативных функций речи.

Организационно-методическое направление:

  • повышение качества профессиональной культуры через обобщение и распространение опыта работы посредством создания методических разработок, пособий, программ, выступления на семинарах и педагогических советах, изучение периодических изданий, а также материалов по компьютеризации и информатизации коррекционно-развивающего процесса; самообразование педагогов;
  • коррекционную направленность деятельности учреждения регулирует Психолого-Медико-Педагогический консилиум, определяющий особенности развития каждого ребёнка, необходимость в психологическом, логопедическом, физкультурно-оздоровительном сопровождении. На основе диагностических данных разрабатывается индивидуально-образовательный маршрут воспитанника.

Коррекционная работа осуществлялась на базе старшей и подготовительной логопедических групп; всего 26 детей – 24%

Все дети старшей группы переведены с выраженной динамикой на второй год обучения, как это предусмотрено программой.

В школу выпущены 13 детей подготовительной группы – 100 %
Со здоровой речью – 7 детей – 54 %
С положительной динамикой– 6 детей – 46 %

Таким образом, положительная динамика в развитии воспитанников достигнута благодаря организации целенаправленной и систематической работы учителей-логопедов и педагога-психолога, а именно:

  • Проводя индивидуальные и подгрупповые занятия, специалисты используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированную модель взаимодействия.
  • Занятия строятся на субъектной основе взаимоотношений, с использованием методов и приёмов, развивающих мотивацию. Посредством реализации развивающей педагогики оздоровления у дошкольников формируется субъективное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
  • Коррекционная работа по развитию коммуникативных функций речи осуществляется через интеграцию задач речевого общения в разные виды и формы организации детской деятельности: познавательные игры, тренинговые занятия, инсценировки, логопедические сказки, различного вида театры.
  • Осуществляется тесная взаимосвязь специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Художественно-эстетическое направление осуществляется педагогом дополнительного образования и музыкальным руководителем. Физическое развитие детей осуществляется на занятиях физкультурой и плавания. Таблица 2

Таким образом, комплексный характер образовательной деятельности, непрерывность процесса воспитания, развития, коррекции и реабилитации обеспечивают положительную динамику развития детей и высокий уровень качества образовательной и оздоровительной деятельности.

Подтверждением эффективности деятельности коллектива является социальная успешность воспитанников. Воспитанники МДОУ ЦРР-д/с активно участвуют в городских, микрорайонных творческих конкурсах, соревнованиях, где ежегодно занимают призовые места. Таблица 3

Дополнительные образовательные услуги

Согласно положению об оказании дополнительных образовательных услуг и социальному заказу родителей, в МДОУ ЦРР-Д/С№17 организована работа по развитию индивидуальных способностей, творческих интересов воспитанников, которая осуществляется через творческие объединения детей. В МДОУ функционируют 10 творческих объединений детей, следующей направленности:

  • художественно-эстетическое
  • познавательно-исследовательское
  • физическое. Таблица 4
  • Система организации занятий по дополнительному образованию воспитанников характеризуется:
  • охватом воспитанников дошкольного возраста (100%);
  • охватом воспитанников художественно-эстетической направленности (67,6%);
  • охватом воспитанников спортивно-оздоровительной направленности (61,6%);
  • охватом воспитанников познавательно-исследовательской направленности (59,6%).
  • 50% детей старшего дошкольного возраста посещают два занятия по дополнительному образованию разной направленности, что не противоречит СанПин 2.4.1.12.49-03.

По каждому из видов занятий по дополнительному образованию составлены рабочие программы, простроенные на принципах личностно – ориентированного взаимодействия с детьми и гармонизации межличностных отношений. Данные программы утверждены на педагогическом совете МДОУ ЦРР-д/с№17, имеют рецензию ГОУ СПОАСПК и АСФ Кем ГУ.

Совместная работа с организациями дополнительного образования

Одной из главных задач МДОУ ЦРР-Д/С №17 является удовлетворение запросов воспитанников и их родителей на основе вариативности образования, сохранения единого образовательного пространства, расширения возможностей получения качественного образования, поддержания в МДОУ ЦРР-Д/С №17 определённого масштаба культурных норм и ценностей.

Данная задача реализуется через взаимодействие МДОУ ЦРР-Д/С №17 с социокультурными учреждениями города на основе договоров и планов работы:

Управление образования Администрации г.Анжеро-судженска,
Информационно-методический центр,
Филиал Кемеровского педагогического института,
Анжеро-Судженский педагогический колледж.
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,
ДК Центральный,
Центральная детская библиотека,
Городской музей,
Детская музыкальная школа,
Детская художественная школа,
Коллектив МДОУ ЦРР-Д/С №17 тесно сотрудничает с общеобразовательными школами города, гимназией.

В целях повышения квалификации педагогов, взаимообогащения научно-методическим фондом, организации научной экспертизы инновационных проектов, МДОУ ЦРР-д/с №17 сотрудничает с Управлением образования Администрации г.Анжеро-Судженска, информационно-методическим центром управления образования, Анжеро-Судженским педагогическим колледжем, центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, детской поликлиникой, Кемеровским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.

МДОУ ЦРР – д/с №17 “Гномики” на протяжении многих лет является базовым для педагогической практики студентов Анжеро-Судженского педагогического колледжа.

Социально-культурный статус МДОУ ЦРР-Д/С №17 подтверждается тем, что коллектив принимает активное участие в разработке программ городских культурно-массовых мероприятий, играет ведущие роли в их подготовке и организации.

Семья и дошкольное образовательное учреждение

Решение стратегических и тактических задач в обучении было бы невозможным без опоры на родительскую общественность и последовательное педагогическое просвещение семей воспитанников. Выбор форм и определения тематического содержания осуществляется на основе диагностики педагогической компетентности родителей и определения их заказа на педагогическую поддержку.

С целью оптимизации сотрудничества с семьей во всех возрастных группах созданы информационно-аналитические блоки по различным направлениям, которые дают возможность изучить семью, ее запросы на сотрудничество с ДОУ. Одной из функций информационного блока является просвещение родителей, повышение их педагогической культуры. Для решения этих задач используются такие формы взаимодействия с родителями как:

  • консультации;
  • конференции и собрания;
  • проблемные круглые столы;
  • информационные трибуны;
  • клубы общения;
  • деятельностные игры;
  • социокультурные дела для детей и родителей;
  • вечера встреч.

Вовлечение родителей в образовательный процесс вызвало необходимость регулярного и открытого обмена информацией между педагогами и родителями воспитанников. Удачной находкой для согласования работы стали информационные корзины, в которых каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе группы и детского сада в целом. Для привлечения семей к проблемам детского сада педагоги широко использовали такую форму работы, как “Уголок добрых дел”. В нем отражается информация о том, как и чем каждая семья оказывала помощь в организации жизни группы.

Традиционными являются тематические фотовыставки по различным темам: “Бабушка рядышком с дедушкой”, “Мамочка любимая”, “Слава Армии родной в день её рождения”.

Содержательно и творчески организована работа клубов для родителей по интересам:Доверие”, “Папа,мама, я – спортивная семья”, “Занимательные игры для детей и взрослых”, “Карапуз”, “Мама, папа, я - счасиливая семья”.

Все заседания клубов проходят в нетрадиционной, увлекательной форме: интеллектуально-творческая игра, творческая гостиная, “Круглый стол” с квадратными углами, тренинг, и, одновременно, решают сложные вопросы по развитию детей. Большим интересом у родителей пользуется такая форма работы, как “Неделя профессионального мастерства”, где родители имеют возможность посетить занятия и другие мероприятия с участием детей с наполняемостью 50 и более %.

Обобщенную оценку системы взаимодействия с родителями и её эффективности дает общее родительское собрание. Сбор информации организуется через: анкетирование; собеседование; анализ записей родителей в “Книге отзывов” и публикаций с отзывами родителей о работе МДОУ ЦРР-д/с №17 в местной печати. По итогам ежегодной диагностики отмечается удовлетворенность большинства родителей деятельностью коллектива МДОУ ЦРР-д/с №17. Свидетельством эффективности работы с родителями является позитивная динамика качества семейного воспитания, выражающаяся, прежде всего, в повышении активности участия родителей в образовательном процессе Целенаправленная работа с родителями способствует улучшению качественных показателей здоровьесберегающей и образовательной деятельности. Таблица 5

Опыт коллектива МДОУ ЦРР-д/с №17 по проблеме взаимодействия с родителями неоднократно представлялся через городскую школу передового опыта, конференции, семинары-практикумы.

В ДОУ действует родительский комитет, Совет МДОУ, в который входят представители от родителей.

В заключении хочется отметить, что в нашем детском саду трудится работоспособный, творческий коллектив, и задача руководителя – сохранить его, заинтересовать сотрудников работать именно здесь, а родителей – приводить своих детей именно к нам.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок вырос весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, любознательным и инициативным, уверенным в себе, открытым и сопереживающим, то есть, прежде всего, творцом личностной успешности.