Педагогические условия для развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности


Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, т.к. они определяют прогресс человечества.

Многие педагоги считают период дошкольного детства сензитивным, благоприятным для развития детского творчества. Исследования современных педагогов и психологов указывают на, то, что творческие процессы обнаруживаются в раннем детстве и наиболее ярко они просматриваются в играх детей. Л.С. Выготский считал, что одним из важных вопросов в детской педагогике и психологии является вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка.

Как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности.

Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.

Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. Занимаясь проблемой развития творческих способностей, я внимательно изучила методическую литературу под редакцией различных авторов и сгруппировала методы и приёмы, которые использую комплексно в разных видах музыкальной деятельности.

Методы. Методические приёмы.
1. Наглядные и наглядно - слуховые 1. Показ: приёмов исполнения, картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, графического изображения.

2. Качественное исполнение музыкальных произведений.

3. Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.

2. Словесные 1. Образный короткий рассказ о музыкальном произведении.

2. Беседа.

3. Пояснение.

4. Вопросы, направленные на указания к исполнению.

3. Метод целостного восприятия Синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии.
4. Развитие творческого мышления и воображения Элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

1. Синектика (аналогии).

2. ММА (метод морфологического анализа).

3. МФО (метод фокальных объектов).

4. ММЧ (моделирование маленькими человечками).

5. Игры на развитие диалектического мышления: "Хорошо - плохо", "Наоборот"

6. Работа со сказкой.

5. Игровые 1. Музыкально - дидактические игры на развитие сенсорных способностей.

2. Творческие задания.

6. Метод элементарного музыцирования. 1. Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения.

2. Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др.

3. Участие в шумовом оркестре.

Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источникам творчества, его образцом. Выдающиеся музыканты и педагоги, как Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка Д.Б. Кабалевский говорил, что нужно учить "видеть музыку" и "слышать" живопись.

Метод целостного восприятия музыкалього произведения - один из основных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях по слушанию музыки, пению я использую произведения более доступных видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы. Для этого хорошо проходят интегрированные занятия. Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.

Поэтому прежде чем начать слушать пьесу П.И. Чайковского "Песня жаворонка" я читаю детям стихотворение В. Жуковского "Жаворонок".

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Перед прослушиванием пьес П.И. Чайковского и А. Вивальди из цикла "Времена года", Г.Свиридова "Весна и Осень", "Зима пришла", "Тройка" читаю стихи о временах года А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Плещеева и др. При прослушивании произведения "Море" Н. Римского - Корсакова из оперы "Сказка о царе салтане" читаю стихотворение А.С. Пушкина "К морю".

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой:

При слушании произведения "Белка" того же композитора читаю стихотворение А.С. Пушкина. "Ель растёт перед дворцом::"

На этом же занятии дети играют произведение "Во саду ли в огороде" на металлофонах. Также предлагаю импровизацию на эту тему.

До прослушивания музыкального произведения или после него вношу репродукции с картин русских художников: И.И. Левитана "Весна. Большая вода", "Март", "Зимой в лесу"; И.Э. Грабаря "Февральская лазурь", "Рябинка"; И.С. Остроухова "Золотя осень" и др.

Такие занятия позволяют не только дать детям знания, умения, но и обобщить их, представить, то или иное явление целостно.

На тематических занятиях, посвящённых, например, слушанию музыки использую приём озвучивания стихов, рассказов по картинам. Сначала я или ребёнок составляет описательный рассказ, затем подбираем инструменты и озвучиваем художественное произведение. Вот один из вариантов.

Ель растёт перед дворцом,
А под ним хрустальный дом; (валдайские колокольчики)
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая! (треугольник)
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт, (металлофон "Во саду ли во огороде")
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые, (кастаньеты, бубен)
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут. (барабан, тарелки)

Дети предлагают разны варианты озвучивания, но мы выбираем те, которые лучше подходят для раскрытия содержания четверостишия, фразы.

Метод элементарного музыцирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.

Немаловажное значение имеют игровые методы. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского "Болезнь куклы" предлагаю изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле. Аналогичные задания предлагаю при прослушивании других музыкальных произведений. После прослушивания Н.Римского - Корсакова "Пляска птиц" даю творческие задание изобразить танец птиц.

Обычно при повторном прослушивании музыкального произведения предлагаю творческое задание: "Внимательно прослушайте музыку и расскажите, что вы себе представили? О чём рассказала музыка?" (при этом дети закрывают глаза) или "Что вы чувствовали во время слушания произведения?" (радость, печаль, нежность и др.)

Вот что говорили дети после прослушивания произведения Н. Римского - Корсакова "Белка" Наташа Б.: "Музыка весёлая, хрустальная, я чувствовала радость, хотелось танцевать". Вова Т.: "Я представил домик, в котором живёт белка с большим пушистым хвостом и под весёлую музыку грызёт орешки. Мне было приятно и радостно. Вот бы такую белку увидеть!"

В работе со старшими дошкольниками использую некоторые элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Иногда для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра использую символическую аналогию. Учу детей линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого мы приобрели планшеты с карандашами на каждого ребёнка. Они лёгкие и удобные в работе, если ребёнку не понравится его рисунок или он ошибся, то рисунок можно легко стереть.

Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами. В тех ситуациях, где это уместно, применяю другие приёмы синектики, например, прямую, фантастическую, компонентную аналогии при слушании или пении песен, где речь идёт о явлениях природы. На что похож снег? (вату, одеяло, тополиный пух, сладкую вату, муку, сахар, пену), сосулька (указка, карандаш, нос, клюв). Аналогию проводим и по цвету. "Солнышко" (одуванчик, лимон).

При обучении игре на ударных инструментах даю творческие задания - игры, применяя приёмы синектики. Они способствуют развитию ассоциативного мышления дошкольника. После обследования инструментов, рассматривания их, задаю вопрос: Что это? Это трещотка? А вовсе не трещотка! Это солнышко! (мельница, цветок, ёжик, если соединить крайние пластинки, гармошка и др.) Тот же приём применяю, например, при ознакомлении с румбой, ритмическими палочками и др. румба - утюг, колокольчики в коробке, скалка, звенящие колёса и.т.д. Ритмические палочки - антенна, рожки, нос, крыша, рельсы, знак плюс, буква "Л" и.т.д

Использую метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), например, говорю, что ноты это меленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до, ре, ми..) и когда они сливаются, появляется красивая мелодия. ММЧ применяю при определении жанра музыки, её характера. Детям даются пакетики с карточками, на которых изображены маленькие человечки с разным выражением лица или на карточках МЧ расположены по - разному: отдельно друг от друга, парами, держась за руки хороводом. Такие карточки использую для определения вида танцевальных движений.

Для развития диалектического (творческого) мышления использую игры: "Хорошо - плохо", "Нравится - не нравится", "Польза - вред", а также игру "Наоборот". Вместо традиционной беседы, например, о временах года, предлагаю поиграть в игру, "Осень - это хорошо или плохо?

Нравится - не нравится. Что хорошо, что плохо? Чем нравится? А чем нет?" Игру "Наоборот" использую для выявления характера пьесы, песни. Особенно когда даю два противоположных по характеру произведения: "Мы прослушали весёлую музыку, а какую музыку с противоположным характером вы хотите послушать?"

В совместной работе с воспитателями используем метод морфологического анализа (ММА). На таблице нарисованы герои различных сказок. Воспитатели, работая с детьми с помощью такой таблицы, сочиняют новую сказку, выбирают лучшую. Моя работа состоит в том, чтобы ознакомиться с новой сказкой, подобрать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты. Такие мини-спектакли, драматизации мы показываем на утренниках и развлечениях. Этот метод развивает творческие способности детей их самостоятельность в художественно-музыкальной деятельности. Дети с удовольствием используют его в самостоятельной музыкальной деятельности. Методом фокальных объектов (МФО) мы придумываем разные занятия. Например, "Белое занятие", где речь шла о зиме. Подбираем по желанию детей пьесы для слушания с зимним сюжетом, песни о зиме, хороводы, игры. Примерные занятия проводим и по другим временам года или "Сердечное занятие" - связано с подготовкой к 8 Марта. "Сырое занятие" - слушание фрагментов из "Сказки о царе салтане" (Море), пение песен связанных с водой, игры ("Солнышко и дождик"), "Весёлое занятие" репертуар занятия состоит из весёлых музыкальных произведений и другие.

Данные методы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии.