Особенности решения проблемы преемственности в системе непрерывного образования ДОУ — школа в рамках проекта "Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрывание гуманистической природы человека"


Педагогическая система непрерывного образования и воспитания, основанная на гуманистических идеях великих мыслителей, лучших достижениях отечественной и зарубежной педагогики, реализуемая в проекте “Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека – модель непрерывного образования нового типа” ориентирована на детей дошкольного возраста, школьников начальной, основной и высшей ступеней, их родителей, студентов, педагогов.

Работая над реализацией данного проекта с 1994 года, мы не перестаем восхищаться мудростью и даром предвидения его автора В.Б. Ремизова, кандидата филологических наук, профессора, который еще в 1990 году во времена сложные для всей системы образования в целом изложил концептуальные подходы к системе непрерывного образования, которые полностью соответствуют нынешней концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), проект которой был опубликован в 2000 году и разработан творческим коллективом именитых авторов, таких как В.Ф. Виноградова, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Е. Журова, Л.В. Поздняк, Ш.А. Амонашвили, Б.Н. Неменский, Р.Н. Бунеев, Г.А. Цукерман, А.А. Леонтьев.

Ребенок на протяжении ряда лет восходит по ступеням непрерывного образования, первой из которых является дошкольная – реализуемая в дошкольном учреждении и семье ребенка.

Дошкольная

Начальная
школа

Основная
школа

Школы по типу
гимназии, колледжа

Доминанта образовательного процесса.

Формирование культуры потребностей и познавательных интересов ребенка.

Доминанта образовательного
процесса.

Развитие целеполагания, самостоятельности и самоконтроля.

Доминанта
образовательного
процесса.

Самостоятельное
решение проблем
в различных сферах
жизни общества.

Доминанта
образовательного
процесса.

Осмысление
теоретических и
опытных знаний и закономерностей
духовного мира
человека.

Ожидаемые
результаты:

Ожидаемые
результаты:

Ожидаемые
результаты:

  • хороший уровень
    ЗУНов;
  • понимание связи приобретенных
    знаний с личным
    опытом и соц.
    опытом челове-
    чества;
  • культура чувств, общения,
    поведения;
  • самостоятель-
    ность при решении проблем;
  • переход к
    самопознанию и самосовершен-
    ствованию;
  • эстетическая чуткость;
  • выбор дальнейшего жизненного пути.

Ожидаемые
результаты:

  • высокий уровень
    ЗУНов;
  • высокая степень самоопределяемости;
  • потребность в следовании
    нравственно-
    эстетическим ориентирам жизни;
  • устремление к саморазвитию и нравственному самосовершен-
    ствованию;
  • богатство эмоциональных переживаний;
  • трудолюбие;
  • владение современными техническими
    СО;
  • овладение избранной профессией.

На каждом этапе прописана доминанта воспитательно-образовательного процесса, то есть, что является приоритетным для данного возраста, на решении каких задач акцентировать внимание, а также представлены ожидаемые результаты. Таким образом, вырисовывается образ выпускника на этапе перехода от одной ступени к другой (см. “Образ выпускника ДОУ по модели “Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека”).

В дошкольном возрасте акцент в образовании делается на формирование культуры потребностей и познавательных интересов ребенка.

Модель непрерывного образования предполагает связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы, а именно не только целей, задач, но и содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования.

Рисунок 1.

ДОУ ЦЕЛЬ НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ЗАДАЧИ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДЫ
СРЕДСТВА
ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ

Именно поэтому в ходе эксперимента ДОУ работает в тесном контакте с начальным звеном школы над решением данных вопросов, находя точки соприкосновения.

Формы взаимодействия педагогов дошкольного и начального звена были самыми разнообразными: Всероссийские региональные курсы переподготовки, участие в Международных Толстовских чтениях, работа в творческих мастерских, проблемных курсах, индивидуальное консультирование, совместная работа с членами кафедры и НИЛ; именно в процессе непосредственного общения ученого, методиста, воспитателя и учителя решались различные вопросы преемственности.

Помимо традиционных форм работы используются и нетрадиционные – путь самопреображения, самопознания и саморазвития; педагог находится в ситуации, когда само содержание образования побуждает к творчеству.

Говоря о согласованности и перспективности целей и задач, мы отмечали, что они выделены доминантой на каждой возрастной ступени.

Что касается преемственности содержания, то хочется отметить, что предметы, изучаемые в детском саду плавно переходят в школьную программу, например, программа “Твое здоровье” нашла продолжение в школьной программе предметом “Познай себя”, программа “Истоки” –“Историей развития человечества”, предмет “Чаша жизни” – в целый блок предметов духовно – нравственного содержания “Час души”, “Круг чтения” и т.д.

Особо хочется отметить согласованность методов обучения на разных ступенях образования, среди которых наиболее важны те, которые способствуют раскрытию мотивов деятельности ребенка; к ним следует отнести следующие:

  • метод сотворчества;
  • метод психологической адаптации (подготовка к восприятию нового материала);
  • моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка;
  • погружение в ситуацию свободного выбора (многовариативный подход);
  • формирование эмоциональных опорных сигналов (воспитание культуры памяти);
  • перевод процессов познания в самопознание, развития – в саморазвитие и нравственное самосовершенствование;
  • раскрытие природно-социального бытия человека через активную природно-трудовую деятельность.

Способности даны каждому ребенку, но природа одного одарила музыкальным слухом, другого – склонностью к математике, третьему дала руку мастера, четвертому – глаз художника, а кому-то подарила только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям.

Ребенок осознает необходимость своего существования в зависимости от своих способностей и возможностей. Решить это возможно, только лишь, опираясь на личностно – ориентированные подходы к ребенку.

“Личностно-ориентированные технологии” – этот термин в настоящее время знаком любому педагогу, в основном все воспитательно-образовательные учреждения используют их в своей работе, но если более пристально рассмотреть, на самом ли деле, на практике, мы реализуем эти подходы в полном объеме?

Проследить это можно на примере учебной деятельности, проанализировав каждый из компонентов в учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделях общения взрослого с детьми.

“Механизм организации учебного процесса”

Учебно-дисциплинарная

Компоненты деятельности

Личностно-ориентированная

Задается педагогом. Цель – модель желаемого будущего предполагает конечный результат. Ставится проблема, которая обеспечивает внутреннее принятие ребенком цели предстоящей деятельности.
Использует внешние мотивы деятельности. Мотивы – побудители к деятельности. Опоры на внутренние мотивы.
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независящие от поставленной цели. Средства – способы с помощью которых осуществляется деятельность Выбирается совместно с ребенком; разнообразные, адекватны цели.
Инварианты, выбраны педагогом Действия – основные элементы деятельности. Вариативны, создают ситуацию выбора; соответствуют возможностям ребенка..
Внешний результат, уровень знаний. Результат – материальный или духовный продукт. Внутренние положительные изменения личности ребенка в процессе обучения.
Сравнение полученного результата с общепринятым эталоном. Оценка – критерий достижения цели. Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения.

Учебная деятельность состоит из шести компонентов: цель, мотив, средства, действия, результат, оценка. Все компоненты учебной деятельности с использованием лично-ориентированных технологий выходят на другой уровень, на другие составляющие, а от этого в конечном результате мы имеем не “знания, умения, навыки”, а уровень воспитанности, развитости познавательного интереса, уровень эмоциональности, уровень развитости коммуникативности.

Если ребенок перед поступлением в школу овладел только знаниями, умениями, навыками, но не умеет переносить их в новую ситуацию, на новое решение задачи, не умеет применять свой опыт, не умеет себя анализировать, давать себе оценку, не умеет находить способы исправления ошибок, не умеет доводить начатое дело до конца, то каким бы объемом знаний он не владел, учиться в школе хорошо ребенок не будет.

Поэтому, основной закон преемственности нашей модели – это не обучение детей знаниям, умениям, навыкам, а развитие у ребенка личностных, внутренних качеств, которые помогут ему в дальнейшем обучаться в школе.

Знания, как элементарная единица, нужны (они преобладают в обучении), без обучения нет развития, но это не основное, что мы должны развивать в ребенке.

В “Концепции модернизации Российского образования” говорится, что дошкольные учреждения не готовят ребенка к школе, а готовят к успешному обучению и проживанию дальнейшей жизни. То есть это совершенно иная концептуальная основа решения проблемы преемственности.

Какие же личностные качества, на ваш взгляд, необходимо развить у выпускника дошкольника? (Произвольность, любознательность, инициативность, самостоятельность, коммуникативность, творческое самовыражение и др.) Качества, которые помогут ему в дальнейшем овладеть совершенно новым видом деятельности – учебной.

Для того чтобы развить у ребенка эти качества, необходимо решить ряд задач, которые четко прописаны в “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)”.

Какова же модель методической работы, направленной на реализацию задач преемственности?

“Модель методической работы по реализации преемственности”

Приоритетные задачи (дошкольная ступень)

Формы работы

Блоки методической работы

  • Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
  • Сбор информации о педагогах (диагностика);
  • консультации;
  • поставить вопрос на педагогическом совещании;
  • повысить квалификацию педагогов на курсах;
  • провести семинар – практикум и др.
  • Система непрерывного образования педагогов;
  • информационно – аналитическая деятельность;
  • издательская деятельность;
  • аттестация педагогов;
  • изучение, обобщение передового опыта.

Для того, чтобы правильно сконструировать модель методической работы, необходимо определить задачи по реализации вопросов преемственности, наметить формы методической работы, направленные на их решение, которые затем для удобства объединяются в блоки.

Нормативно-правовая база деятельности ДОУ и школы по осуществлению задач преемственности включает в себя следующие документы:

  • Закон об образовании.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Концепция модернизации Российского образования.
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
  • Концепция непрерывного образования по проекту “Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека”.
  • Письмо Министерства Образования РФ о построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
  • Договор с родителями.
  • Договор со школой.
  • Образовательная программа.
  • Программа развития ДОУ.
  • Концепция воспитательно-образовательной работы ДОУ.
  • Комплексно-целевая программа деятельности ДОУ и школы.

Комплексно-целевая программа, так потому и называется, что в ней есть цель и комплекс мероприятий, которые нужно выполнить для достижения этой цели. Срок действия программы зависит от поставленной цели. Комплексно-целевая программа деятельности ДОУ № 99 и МОУ № 49 по вопросам преемственности дошкольного и начального образования была составлена еще в 1998 году, и включила в себя:

  • постановку общих проблем;
  • выявление точек соприкосновения;
  • перечень мероприятий, которые нацелены на решение противоречий и задач, которые определили для себя детский сад и школа.

Отследить всю работу по реализации вопросов преемственности помогает мониторинг – система – управленческих шагов с целью выявления степени затруднения, качества работы, возможности реализации поставленной цели, возможностей достижения конечного результата. Он является сферой научно-исследовательского анализа, включает в себя следующие блоки вопросов:

  1. Ресурсная обеспеченность деятельности.
  • Наличие и качество нормативно-правовой базы;
  • кадровое обеспечение;
  • материально-технические условия.
  1. Наличие и качество информационной базы.
  2. Обновление содержания образования.
  3. Построение взаимодействия.
  4. Управление и контроль.
  5. Качество принятия управленческих решений.
  6. Результативность.