Основные принципы и формы работы с детьми раннего возраста в условиях центра диагностики и консультирования


Самым актуальным в последнее время является вопрос о развитии ребенка в раннем возрасте. Создаются специальные службы, занимающиеся комплексным психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением ребенка и его семьи. В Красноярском крае подобную роль все чаще берут на себя ППМС центры, Центры диагностики и консультирования, при которых создаются службы ранней помощи семье и детям, где задействованы разные специалисты: психологи, логопеды, социальные работники, дефектологи, медики.

Ведется работа по сопровождению детей от 0 до 18 лет и их родителей и в Центре диагностики и консультирования №1 Железнодорожного района г. Красноярска (далее ЦДиК №1). В Центре создана определенная система деятельности в данном направлении, выработаны основные принципы ее осуществления, апробируются специально созданные программы.

Работа службы ранней помощи основывается на следующих принципах:

В деятельности ЦДиК №1 в рамках раннего сопровождения можно выделить 2 направления: профилактическая деятельность – работа с детьми, испытывающими некоторые трудности развития и развивающая – предполагающая работу с детьми с нормой развития. В рамках первого направления ведущим специалистом является логопед, и работа строится на взаимодействии с ДОУ и медицинскими учреждениями района. Специалист ЦДиК №1 выходит с экспресс-диагностикой в детские сады Железнодорожного района, в результате чего выявляются дети, имеющие некоторые трудности развития, которые приглашаются на углубленное обследование психологом, неврологом, дефектологом. После этого определяется программа дальнейшей работы с ребенком по преодолению трудностей развития, профилактике их углубления в более старшем возрасте. Ребенок посещает специальные занятия со специалистом или группой специалистов на базе ЦДиК, либо ведется консультирование родителей, которые берут ответственность по оказанию помощи ребенку на себя. Активно ведется работа по повышению психологической компетентности воспитателей ясельных и младших групп ДОУ района, что позволяет повысить эффективность профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста в рамках дошкольного образования.

Второе направление осуществляет психолог. Здесь сформированы группы развития для детей 2-3х лет, куда родители обращаются по собственной инициативе. Разработана программа, целью которой является обеспечение условий для максимальной реализации онтогенетического потенциала к развитию ребенка младшего дошкольного возраста и благоприятного психологического вхождения его в социальное пространство человеческих отношений через систему специально организованных групповых занятий с детьми и их родителями.

Программа рассчитана на учебный год (Тематическое планирование см. в Приложении 1). В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

  1. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
  2. Расширение представлений о разнообразии окружающих предметов и об основных разновидностях их свойств.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Обогащение активного словарного запаса.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  7. Обучение родителей различным приемам и способам развития детей, обеспечивающим сохранение их физического и психического здоровья.

Работа на занятии построена на предметно-игровой деятельности, основной для данного возраста (формы организации и структуру проведения занятия см. в Приложении 2). Занятия проходят в облегченных речевых условиях (с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, речевых игр, мини-спектаклей, речевых подвижных игр).

Работа по организации ранней помощи семье и детям при ЦДиК №1 имеет широкие перспективы развития, постоянно совершенствуется, разрабатываются новые направления в работе с детьми раннего возраста и их родителями.