Новые педагогические технологии в организации и содержании деятельности педагога ДОУ


Современная школа в свете меняющихся федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя ДОУ к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей, предпосылок учебной деятельности, и, как следствие, формированию всесторонне развитой личности.

Возникший в 1920-х годах в США "Метод проектов", которому положил начало американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, и в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса [2]. Советские педагоги считали, что критически переработанный Метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Именно для этого был выбран проект для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о районе?».

Обоснование проекта.

Дидактические цели проекта:

  1. Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.
  2. Формирование знаний о районе.
  3. Нравственно-патриотическое воспитание детей.

Методические задачи проекта:

  1. Приобретение навыков самостоятельной работы.
  2. Развивать умение видеть проблему и наметить пути ее решения.
  3. Формировать навыки работы в команде.
  4. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся знают, что:

  • живут в городе Санкт-Петербурге;
  • адрес, по которому проживают (улица, № дома, номер квартиры);
  • ближайшее окружение (магазины, школа, детские игровые площадки, детская поликлиника и др.).

Учащиеся должны узнать:

  • название района;
  • историю района;
  • исторические и памятные места в районе.

Найти информацию можно:

  • спрость педагога;
  • спросить у родителей (причем, активной стороной взаимодействия становится ребенок, он формулирует запрос к взрослому как носителю необходимой информации и опыта);
  • в справочнике о районе;
  • в энциклопедическом словаре;
  • в Интернет.

Совместная деятельность педагога и воспитанников на всех этапах работы над проектом.

Была организована работа в центрах активности, проводилась совместная деятельность с детьми, организовывались активные экскурсии, прогулки и выезды выходного дня, подготавливались творческие домашние задания.

Проект можно назвать практико-ориентированным, исследовательским и творческим одновременно. Групповой проект, так как укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Поможет развить у детей недостающие навыки и умения.

В ходе реализации проекта дети получили знания:

  • о местах отдыха, бала оформлена стенгазета;
  • о памятных местах, организована экскурсия;
  • о запретных местах в районе, опубликована памятка.

Занимались:

  • рисованием рисунков «Цветы на клумбе рядом с домом» (Приложение 1);
  • созданием макетов «Детская железная дорога», «Мой двор» (Приложение 1);
  • созданием гаража из пластмассового конструктора «Гараж в моем дворе» (Приложение 1);
  • презентацией рассказов о своем районе;
  • созданием мини музея «Любимый город», «Природы».

Педагогом создано:

  • анкета для детей и родителей «Я и мой район» (Приложение 3);
  • составлена диагностическая карта (Приложение 4) по нравственно-патриотическому воспитанию детей;
  • о достопримечательностях района, создана видео презентация (Приложение 5);
  • серия занятий для младшего возраста с участием детей подготовительной группы: Занятие «Наш друг светофор» (Приложение 6), Занятие «Знай и почитай правила дорожного движения» (Приложение 7);
  • серия эколого-ориентированных занятий по различным темам: «Берегите Землю Берегите», «Чудо дерево рябина», «Осень»;
  • организация субботника не территории детского сада (Приложение 8);
  • составлена картотека русских народных игр (Приложение 9);
  • подготовлено литературное занятие контрастов «Берегите Землю! Берегите!» (Приложение 10).

Весь процесс планирования проходил совместно с детьми и их родителями.

Дети высказывали предложения, задавали вопросы, которые записывались педагогом на отдельный лист ватмана, который находился в доступном месте для обозрения родителям. После знакомства родителей с предложениями и вопросами детей, они сами выражали предложения по реализации проекта, организации экскурсий, проведению познавательных занятий и др.

I этап «Подготовительный»:

  1. Определение целей проекта.
  2. Создание информационной базы и подбор материалов по проекту.
  3. Составление понедельного планирования по организации совместной и самостоятельной деятельности детей в центрах активности.
  4. Информирование и организация родителей для помощи в проведении данного проекта.

II этап «Основной»:

  1. Организация совместной деятельности взрослого (педагога) и детей с учетом интеграции образовательных областей.
  2. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности.
  3. Организация взаимодействия со специалистами ГБДОУ по реализации мероприятий по проекту.
  4. Проведение совместных мероприятий с социальными партнерами.

Работа с родителями.

III этап «Заключительный».

Подведение итогов в виде проведения викторины «Я знаю свой район!»

Проект заинтересовал детей (Приложение 12). Родители приняли активное участие (Приложение 13) в его реализации, что помогало педагогу и детям. Тем самым проект перерос в долгосрочный (длился 3 месяца) и сменил название на «Моя Родина» (Приложение 11).

Список литературы:

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учеб.-метод. пособие. / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. Детство-Пресс, 2011.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.