Музыкальное занятие "Ай да валенки"


Цель: Ознакомление детей с русской народной зимней обувью – валенками.

Задачи:

Виды интеграции: развитие речи, познавательная деятельность, ХТД.

Оборудование: краски, валенки бумажные, кисточки, салфетки, баночки под воду (по количеству детей).

Предварительная работа: разучивание хоровода «Как на тоненький ледок».

Ход занятия

(Дети входят в зал под русскую народную мелодию. Их встречает Матрёна. Роль Матрёны исполняет музыкальный руководитель ).

Матрёна: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Матрёна: я люблю петь, плясать, знаю много сказок, потешек и прибауток.

Если в доме, на работе
У вас валенки в почёте,
То я вас, своих друзей
Приглашаю поскорей.
Ко мне в гости поплясать,
Свою удаль показать!

Дети слушают русскую народную песню «Валенки» в исполнении Н. Кадышевой.

Исполняется импровизированный танец.

Матрёна: Ребята, а вы знаете, как называлась русская обувь для зимы? (валенки). Да это валенки. А ещё их называли пимы, катанки, чёсанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой любимой обуви. Ребята, как вы думаете, валенки удобная обувь? (удобная). Почему? (не скользкая, тёплая). Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляний, на Руси не было! В них праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь! А ещё, в старину, валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый. А вы знаете какие – нибудь игры с валенками? (бег наперегонки). А я вам предлагаю поиграть в старинную игру: «Бой валенками».

Мы грустить, не разрешаем
Мы играть, здесь начинаем!

Игра: «Бой валенками».

(участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, между ними проводится линия. Встают напротив друг друга и стараются валенком вытолкнуть противника за линию. Игра проводится два раза)

Матрёна:

Вижу я издалека:
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!

Исполняется хоровод: «Как на тоненький ледок».

Матрёна:

Как у нашей Даши
Чёсаные валенки,
А шуба багряная,
а личико румяное.
Вот какая Даша
Красавица наша!

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но только загадки у меня, ох и трудные…

Загадки:

  1. Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки,
    В них мы бегаем зимой,
    Утром – в садик, днём – домой!

  2. Треплют, катают,
    А зиму таскают.

  3. Весь в шерсти, а кожи нет.

(валенки)

Матрёна: Да, отгадка одна – это валенки. А как же делают валенки? Вы знаете? (не знаем). Я сейчас вам расскажу. Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают – валяют. А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу – войлок – и катали – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера… Из овечьей шерсти катали валенки разных цветов: чёрные, серые, белые. А производят валенки только в России, и традиция валенного промысла передаётся из поколения в поколение. Так что валенки не просто природная натуральная обувь, она ещё и полезная, и удобная. Даже знаменитые модельеры утверждают, что «XXI век – век русского валенка!»

А сейчас я вам предлагаю стать модельерами. Каждый выберет себе пару и украсит свои валенки, но валенки должны быть одинаковыми!

(детям предлагаю валенки из бумаги разных цветов: чёрные, серые, белые. Каждая пара выбирает своё рабочее место).

Рисование: «Украсим валенки».

(в конце занятия дети демонстрируют свои модели).

Матрёна:

Вот пришла пора прощаться,
Жалко с вами расставаться.

(под русскую народную мелодию «Валенки» дети покидают музыкальный зал).