Методическое пособие для учителей школы дошкольников. "Игра и общение в дошкольном возрасте для детей 5–7 лет"


В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя, конечно, личностью ещё не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребёнка. В игре дошкольник и его партнёры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздают труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развитияпроблемно-поисковый, а главная форма организации – ИГРА.

При организации игр можно руководствоваться, наПример, такими рекомендациями:

- игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;
- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять задание, поощрять детскую инициативу;
- в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие: по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Давайте играть с малышами, пока они доверяют нам. Мы можем научить их мыслить, запечатлевать образы мира и находить их место в человеческой культуре.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

В возрасте 5-7 лет сильна реакция на всё новое, яркое, необычное. Ребёнок не может ещё в достаточной степени управлять своим вниманием. Он всё своё внимание направляет на бросающиеся в глаза отдельные предметы. Лучше всего запоминаются конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Развитие памяти и внимания у ребёнка – сложнейший процесс, в котором никогда не помешают помощники. Это могут быть педагоги и родители.

1. Игра “Карлики-великаны”.

По условию игры дети должны на слово “карлики” приседать, на слово “великаны” - поднимать руки вверх. Учитель, говоря эти слова, сам может выполнять движения, им не соответствующие. Задача детей – не попасться на эту уловку учителя, а выполнять задание согласно правилам.

2. Игра “Что мы слышим в чаще, или Эхо”.

Учитель, сидя за столом, хлопает в ладоши или топает ногами в определённом порядке, а дети должны воспроизвести порядок этих звуков.

3. Игра “Слушай музыку”

Определ1нной музыке соответствуют определ1нные движения, которые выполняют дети после установки учителя. Проигрывается та или иная музыка:

- быстрая полька – бег, полёт птиц, поскоки;

- медленная, плавная музыка вальса, колыбельная – дети кружатся, плавно опускаются и поднимают руки;

- темп марша – ходьба на месте.

4. Игра “Запрещённое движение”

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры.

5. Игра “Наблюдательность”

Трое или двое ребят сидят на стульях или стоят в необычных позах. Один из играющих – “наблюдатель” - должен внимательно посмотреть на сидящих и запомнить их позы. На это даётся 20-25 секунд. После осмотра “наблюдатель” выходит из комнаты или отворачивается, а дети меняют позы. “Наблюдатель” вернувшись в комнату, должен восстановить в памяти первоначальные позы детей. Сами же ребята тоже должны запомнить свои первоначальные позы. Затем “наблюдатель” меняется.

6. Игра “Кто ушёл?”

Дети стоят по кругу. Водящий встаёт в центр круга, ему предлагают запомнить играющих, а затем закрыть глаза.

Взрослый дотрагивается до одного из детей, он выходит за дверь. Водящему говорят: “ Отгадай, кто ушёл?”. Он должен как можно быстрее угадать и выбрать нового водящего. Если он не отгадает, то при повторении игры вновь остаётся им сам.

Для усложнения игры, можно предложить детям присесть и закрыть лицо руками, когда водящий будет отгадывать, кого нет.

7. Игра “Затейники”

Дети становятся в круг. Один из играющих выбирается затейником. Он встаёт в середину круга. Дети идут по кругу и говорят:

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте.
Дружно вместе
Сделаем… вот так.

По окончании текста дети останавливаются. Затейник показывает какое-либо движение (одно или несколько), а дети должны запомнить и повторить эти движения. Затем затейник меняется. Каждый должен сам придумать движение.

8. Игра “Повтори и дополни”.

Кто сможет удержать в памяти и без ошибок воспроизвести увеличивающийся ряд слов, выполняя при этом шаги вперёд?

Перед игрой выбирают тему: мебель, овощи, деревья, средства передвижения, спортивные игры и др.

Смысл игры в том, чтобы повторить (в правильной последовательности), когда придёт твоя очередь, уже названные слова и прибавить к ним новое. На каждое слово делать шаг вперёд. Допустим, первым произнесено слово “трамвай”. Следующий говорит: “Трамвай, троллейбус”. Третий: “Трамвай, троллейбус, автобус” и т.д.

Игрок, не сумевший добавить слово или забывший сделать шаг, выбывает из игры.

ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ

1. Игра “Молчанка”

Дети показывают карточку с цифрой, которая соответствует ответу на вопрос.

Сколько хвостов у кошки?
Сколько ног у петуха?
Сколько лап у собаки?
Сколько ушей у кролика?
Сколько ног у Кати и у Лены вместе?
Сколько ног у двух петухов?
Сколько крыльев у девочки Лены?

2. Игра “Заметь все”

На наборном полотне выставлено в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Предложить детям рассмотреть предметные картинки. Время фиксировать (не более 10 с). Затем предметные картинки закрыть и предложить детям перечислить их , назвать последовательность. Поменять местами 2-3 картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну картинку и спросить, какая картинка исчезла, попросить описать её.

Можно проводить с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами.

3. Игра “Дорисуй”

Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.

4. Игра “Запрещённое число”

Дети повторяют вслух числа, которые называет учитель. Затем выбирается число, которое запрещено называть. Когда ведущий называет это число, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

5. Игра “Стук – стук”

Педагог ритмично стучит по барабану (бьёт в бубен). Ребёнок слушает удары с закрытыми глазами. Затем столько же раз надо подпрыгнуть (похлопать в ладоши, постучать по барабану). Остальные дети следят за правильностью исполнения и называют, сколько раз прыгнул или должен был прыгнуть вызванный.

6. Игра “Считай дальше”

Дети сидят у стола. У каждого в руках один предмет, например кубик. Педагог ставит свой кубик посередине стола и говорит: “Один. Кто умеет считать дальше. Пусть продолжает”. Кто быстрее назовёт следующее число, ставит свой кубик возле первого и говорит: “Два”. Так игра продолжается до тех пор, пока все кубики не будут поставлены на стол. Игра тем интереснее, чем быстрее она идёт. В конце дети пересчитывают поставленные предметы.

ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

1. Игра “Кто больше запомнит”.

Она имеет ещё одно название - “Магнитофон”. Дети-“магнитофоны” вращают кисти рук при “записи” в одну сторону, а при “воспроизведении” - в другую.

Я играл. Я играл в мяч. Я играл в мяч с другом. Я играл в мяч с другом и Дружком.
Это кот. Это кот и утка. Это кот, утка и петух. Это кот, утка и петух с курицей.
У Тани пакет. У Тани пакет и папка. У Тани пакет, папка и билет.

Важно при “записи” и “воспроизведении” осуществлять чёткое проговаривание слов без деления на слоги.

2. Игра “Поезд”.

Для игры требуются 10-12 картинок одинакового размера. Каждая картинка – это вагончик, все они разные. Объясняем детям: поиграем в поезд. Я кладу первую картинку. Потом вы будете класть картинки по очереди. У поезда получаются вагончики. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы на ходу не отцепились. Наши вагончики –картинки надо тоже скрепить. Это делается так: кладём картинку. На которой нарисована ложка. За ней можно положить любую картинку, например, ту. Где нарисована тарелка. Теперь скрепим тарелку и ложку – ведь и ложка, и тарелка – это посуда

Теперь по очереди будем раскладывать свои картинки и объяснять, почему и как их скреплять. Картинки можно раскладывать в любом порядке. Главное, чтобы ребёнок объяснил, почему те или иные картинки скреплены вместе. Игру можно повторять, меняя картинки.

3. Игра “Что слышно?”

Ведущий (учитель) предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем надо рассказать, что дети слышали.

4. Игра “Продолжи”

Я начну, а вы продолжите: сливы, абрикосы, лимон… Как это называется одним словом?

5. Игра “Жил-был кот”

Каждый участник называет определение к слову “кот” и повторяет все названные до него. “Жил-был красивый, пушистый, умный, весёлый…” и т.д. (Могут быть и другие варианты.)

По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя своё предложение, нужно сначала повторить всё сказанное раньше.

6. Игра “Цепочка”

Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает своё слово.

7. Игра “Я знаю пять названий”

Дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу учителя (хлопок) ребёнок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога: “Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели, музыкальных инструментов и т.п.)?”.

8. Игра “Я – мы”

Педагог читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Дети повторяют эти двустишия так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе.

1. Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не стоим.
2. Я гуляю, загораю,
Землянику собираю.
Мы гуляем, загораем,
Землянику собираем.
3. На скамейке я сижу
И о чём-то говорю.
На скамейке мы сидим
И о чём-то говорим.
4. По садочку я иду
И пою, пою, пою.
По садочку мы идём
И поём, поём, поём.

Учитель может читать эти стихи, употребляя глаголы и местоимения во множественном числе. В этом случае дети заменяют множественное число на единственное. Можно использовать не только стихи, но и прозаические фразы.

1. Я на поле рву цветы. Мы на поле рвём цветы.
2. Я мою посуду и ставлю её в шкаф. Мы моем посуду и ставим её в шкаф.
3. Я беру карандаш и рисую дом. Мы берём карандаш и рисуем дом.

9. Игра “Рыбы, птицы, звери”

Все становятся вкруг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: “Рыбы, птицы, звери… Рыбы, птицы, звери…”.

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: “Звери” (или “Птицы”). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса), он получает фант. Выигрывает тот, кто больше наберёт фантов. Он становится ведущим.

10. Игра “Что это?”

Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч то одному, то другому ребёнку и называет предмет, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать к какой логической категории он относится. Например, кукла – игрушка, стол – мебель, платье – одежда. Стакан – посуда и т.д.

10. Игра “Магазин”

Играющие садятся за столы. Дети расставляют около себя полученные игрушки, как бы устраивая магазин. Педагог берёт пару игрушечных матрёшек и начинает игру словами: “Как-то раз в один город приехали весёлые матрёшки и отправились гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог останавливает матрёшек возле магазина одного из ребят). Зашли они в магазин, остановились около прилавка, а одна из матрёшек и говорит: “Продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить”.

Серый зверёк
Через кочку скок.Лёгкие ноги, а хвоста немного. (Заяц.)

Продавец отгадывает и отдаёт игрушку. Матрёшки идут дальше: “Зашли матрёшки в другой магазин и говорят: “Продавец, продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить”.

Два братца пошли в реку купаться. Ребёнок отгадывает, матрёшки покупают вёдра и отправляются дальше. Игра продолжается до тех пор, пока матр1шки не обойдут всех детей.

Если продавец неправильно отгадал загадку, матрёшки уходят со словами: “Плохо ты знаешь свой товар, пойдём в другой магазин!” При повторении игры роль ведущего можно поручить ребёнку, знающему загадки.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Приведённые игры предназначаются для проведения в помещении. Они незатейливы по содержанию и просты по содержанию и просты по организации, поэтому общедоступны как мальчикам, так и девочкам.

Потребность в движении дошкольников лучше реализовывать организованно.

1. Игра “Иголочка и ниточка”

Дети становятся друг за другом. Первый – иголочка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

2. Игра “Дракон кусает свой хвост”

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы назначается другой ребёнок.

3. Игра “Лисонька, где ты?”

Дети становятся в круг, ведущий в середине. Затем они отворачиваются и закрывают глаза. В это время ведущий ходит по кругу и незаметно для ребят условленным заранее прикосновением назначает лису, а остальные – зайцы. По сигналу все открывают глаза, но никто не знает, кто же лиса. Ведущий зовёт первый раз: “Лисонька, где ты?”. Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, так же и второй раз, а в третий – лиса отвечает: “Я здесь” и бросается ловить зайцев. Зайца, присевшего на корточки, ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

4. Игра “Волк и олени”

Волк в логове, на другом конце площадки пасутся олени. По сигналу: “Волк!” волк просыпается, выходит из логова и обходит стадо вокруг. Сначала широким шагом по большому кругу, а затем круг постепенно сужает.

По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк их ловит. Выбегать из круга можно только по сигналу. Пойманного оленя отводит в логово.

5. Игра “Смелые мышки”

Дети выбирают кота, который сидит (можно и стоя) и наблюдает за мышками. Остальные дети мыши. С началом стихотворного текста, который произносит ведущий вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению к кошачьему домику.

Слова:

“Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз – два – три - четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом – бом – бом – бом!
Убежали мышки вон.”

Когда произносятся слова, то мышки подходят к коту ближе и выполняют движения, соответствующие тексту. После последнего слова, мышки убегают, а кот их ловит. Пойманные мышки выходят из игры.

6. Игра “Дети и волк”

Площадка или комната изображает лес. Дети с педагогом собирают землянику. Один ребёнок изображает волка, прячется. Дети говорят:

Дети по лесу гуляли
Землянику собирали.
Много ягодок везде –
И на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали…
Дети, дети, не зевайте,
Волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, волк ловит. Пойманный ребёнок становится волком, и игра начинается сначала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. “Дошкольная педагогика” (Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах). Курск. ЕНИКС. 2002

2. Панфилова М.А. “Игротерапия общения” (Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений). Москва. “ИтелТех”. 1995

3. Селиверстов В.И. “Игры в логопедической работе с детьми”. Москва. “Просвещение”. 1987

4. Тихомирова Л.Ф. “Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка”. Москва. РОЛЬФ. 2000