Мастер-класс по теме "Мониторинг — инструмент управления качеством образования в ДОУ"


1. Презентация педагогического опыта работы педагога

1.1. Обоснование основных идей педагогического мониторинга.

Мониторингслово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение, за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Мониторинг в ДОУ – это системное понятие, которое охватывает все аспекты деятельности и связано с оценкой здоровья воспитанников, их интеллектуальногонравственного и  эстетического развития.
В работе дошкольного учреждения возникает необходимость в подведении результативности, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам (годовой отчет, тематические проверки, самоанализ по аттестации и т.д.). Инструментарием здесь будет мониторинг.
Внедрение педагогического мониторинга в деятельность ДОУ обусловлено несколькими обстоятельствами:

  1. Реализация декларируемого в образовании личносто-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.
  2. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования РФ предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с обучающими коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)», «изучать индивидуальные способности, интересы и склонности детей». Таким образом, проведение диагностической, а на её основе и коррекционно-развивающей работы, является должностной обязанностью воспитателя. Требования к квалификации педагогических работников утверждают, что педагоги второй, первой и высшей квалификационных категорий должны владеть и применять в практической деятельности методы и средства педагогической диагностики.
  3. В настоящее время результатом педагогической деятельности являются изменения в развитии ребёнка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом, следовательно определение педагогами собственной профессиональной эффективности возможно только с помощью диагностики развития детей до и после проведения образовательной работы.

  В педагогической литературе существует много понятий о мониторинге в образовании.  Предлагаю два определения:

  • мониторинг качества образования – систематическая и регулярная процедура сбора данных по важнейшим образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях;
  •  педагогический мониторинг – это результаты  учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.    

 Постоянно систематизированная информация о  результатах педагогического процесса позволяет:

  • создать банк информации;
  •  подвести итоги;
  •  наметить перспективу;
  •  определить направление в деятельности педагогов.

Основные идеи педагогического мониторинга:

  • выявление особенностей развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
  • выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
  • выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

Принципы педагогического мониторинга:

  • научности, предполагающий организацию научно-обоснованного слежения, в основу которого положены закономерности психолого-педагогического познания и управления качеством образования в ДОУ;
  • непрерывности, реализующий идеи осуществления постоянной оценки и самооценки качества образовательного процесса в ДОУ на всех его этапах и уровнях;
  • прогностичности, предполагающий конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с избранными критериями, предвидение возможных последствий: ухудшение или улучшения качества образования (построение прогнозной модели качества образования в ДОУ);
  • динамичности, требующий постоянной корректировки технологий методов и средств мониторинговой деятельности в связи с изменениями  в системе дошкольного учреждения;
  • междисциплинарности, обеспечивающий решение проблем качества образования и его оценки с позиции интегрированной методологии, позволяющий получить целостную информацию о качестве образования в ДОУ;
  • гуманизации, определяющий новое отношение к оценке и оценочной деятельности, устанавливающий  уважительное отношение к личности ребенка, педагога, родителя, к их интересам, правам обязанностям; формирующий восприятие и создание оценки, как важнейшего стимула образования, саморазвития, самоопределения и самореализации в процессе их осуществления;
  • коллегиальности, требующий привлечения всех субъектов образовательного процесса, интеграции усилий управленцев различных уровней в организации мониторинга качества образования.

К функциям  МКО относят:

  • интегрированную, обеспечивающую комплексную характеристику качества образования;
  • диагностическую, позволяющую дать объективную оценку качеству образовательного процесса;
  • экспертную, позволяющую осуществить экспертизу (самоэкспертизу) качественного состояния образовательного процесса;
  • информационную, являющуюся способом систематического получения релевантной (относящейся к делу) и валидной (надежной) информации о состоянии качества образования в ДОУ;
  • прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение высокого качества образовательных услуг в ДОУ.

1.2. Характеристика педагогического опыта.

Одним из принципов управления качеством является, принцип принятия решений, основанных на фактах и данных.
Диагностика в ДОУ присутствовала всегда, но она не давала целостной реальной картины положения дел – исследовались отдельные области, не проводилась аналитическая работа: «Почему именно такой результат?», «От чего это зависит?», не выявлялись взаимосвязи различных видов деятельности.
Поэтому, возникла необходимость создания такой системы мониторинга, которая позволила бы не только отслеживать происходящие события, но и влиять на них.
Для того чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данной цели, была проделана большая аналитическая работа, в результате которой определились проблемные зоны, появилась возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее. Была изучена литература по педагогическому мониторингу (Поташник М.М, Крулехт М.В., Тельнюк И.В.). Разработанная Белой К.Ю. технология управления по результатам, рассматривает педагогический мониторинг, как метод контрольно-диагностической функции. Некоторые ученые (О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьва, В.Н. Казакова) рассматривают результат деятельности ДОУ, как комплексное изменение личности ребенка, которое необходимо изучать на основе информации от всех специалистов ДОУ. Творческая группа «Диагностика»,  объединившая руководителей и педагогов психологов ДОУ города Ростова-на-Дону разработала рекомендации и методическое обеспечение по организации образовательного процесса на диагностической основе. Особое значение представляют публикации в журналах «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением» Рыбаловой И.А. о мониторинге качества образования и управленческой команде в ДОУ, Волковой В.А., Соколовой Н.Б. о создании системы мониторинга. Для нашего ДОУ актуальны рекомендации Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой о педагогической диагностике по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. и др.
На основе теоретических аспектов проблемы творческая группа ДОУ осуществляла практическую реализацию работы по созданию службы мониторинга в ДОУ. В 2005 году было разработано «Положение о службе мониторинга в ДОУ ЦРР- д/с № 10» В положении были определены цели, задачи службы, её функции, состав службы мониторинга и организация деятельности. На основании положения в ДОУ издан приказ № 18 от 09.12.2005г.  о создании службы мониторинга. На основе данных нормативно-правовых документов служба функционирует третий год. За прошедший период достигнуты определенные результаты и выявлены перспективы в организации работы.

1.3. Определение достижений и перспектив в работе

Для успешного осуществления задуманных преобразований требовалось просчитать имеющиеся средства, спланировать и распределить усилия, пошагово представить весь алгоритм действий. Чтобы заранее не обречь преобразования на неуспех, требовалось вовлечь весь педагогический коллектив в работу педагогического мониторинга.
В детском саду действует служба мониторинга или управленческая команда, связанная единством понимания перспективы развития системы ДОУ и направленная на достижение коллективно программированных результатов.
В команду входят заведующая ДОУ, заместитель заведующей по воспитанию и методической работе, старший воспитатель, педагог-психолог, логопед, старшая медсестра. Первоначальной задачей службы было обучение педагогического коллектива организации и методики диагностической работы.
В октябре 2005 года был проведен педагогический совет на тему: «Мониторинг – как инструмент управления качеством образования в ДОУ» в форме круглого стола. Рассмотрены виды педагогического мониторинга, проведен мини-практикум по построению службы мониторинга в ДОУ.
Далее членами службы мониторинга совместно с педагогами были разработаны формы документирования данных мониторинга. Они были составлены в соответствии с используемыми комплексной и парциальными программами, указанными в приложении к лицензии. В качестве комплексной программы используется «Программа воспитания и обучения в детском саду Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
В течение учебного года идет обучение методике педагогического мониторинга вновь поступивших специалистов. В 2006 году выделена ставка воспитателя по познавательному развитию и проведено его обучение диагностической работе.
В процессе проведения диагностики проводится индивидуальные консультации специалистов по методике проведения диагностики, обработке результатов, оказывается помощь по формулированию выводов и  рекомендаций. Все участники диагностического процесса особо консультируются о соблюдении этических норм диагностической работы.
Диагностические обследования проводятся три раза в год. Делается заключение по каждому ребенку, по возрастной группе и в итоге обсчитываются показатели по детскому саду.
После обследования проводятся заседания службы мониторинга, где анализируются результаты проведенных диагностических обследований и вырабатываются рекомендации по дальнейшей работе с субъектами образовательного процесса.
В итоге осуществляется координация и планирование деятельности всех специалистов в рамках проведения мониторинга качества образования. 
В процессе становления службы мониторинга возникал ряд текущих проблем. Встречались трудности при корректировки показателей в диагностических листах по РЭМП, по физ. воспитанию, по обучению грамоте. Достигалось единство в оформлении регистрационной документации. Добивались четкости в анализе и изложении диагностических данных. Сокращались временные затраты на проведение обследований детей. Данные трудности решались положительно.

1.4. Описание системы педагогического мониторинга в ДОУ.

Для того, чтобы управление  качеством образования было целенаправленное, комплексное, скоординированное, в нашем саду создана информационно-аналитическая система, которая даёт непрерывный, научно-обоснованный, диагностический оценочный процесс всей деятельности ДОУ. Система управления качеством – новая шкала управления в сфере дошкольного образования, связанная с выдвижением задач функционирования и развития ДОУ.
Рассматриваем  схему «Служба мониторинга качества образования в  Центре развития ребенка - детском саду № 10»

2. Представление мастер-класса

2.1. Рассказ педагога о проекте заседания

Сегодня мы проведем часть итогового  заседания службы мониторинга ДОУ по результатам работы за учебный год.
У нас будут работать 4 творческих группы. Для каждой группы определено  направление:

  • Музыкальное развитие;
  • Развитие элементарных математических представлений;
  • Обучение грамоте;
  • Изобразительная деятельность.

2.2 Определение основных приемов и методов работ, которые будут демонстрироваться.

Каждой группе будут предложены результаты итоговой диагностики по направлению  в целом по ДОУ. Дополнительно предлагается схема мониторинга качества образования. Представители творческой группы вносят данные диаграммы в схему, проводят их сравнительный анализ и формулируют рекомендации (рекомендации условные, опираясь на свой опыт работы). Далее представитель от каждой творческой группы кратко рассказываете о сделанных выводах и предложенных рекомендациях.

2.3 Краткая характеристика участников мастер-класса.

Сегодня членами службы мониторинга являетесь вы – административно-руководящий состав детского сада (заведующие, заместители заведующей по ВМР, старшие воспитатели, педагоги-психологи). Все члены творческой группы имеют высшее образование, большой стаж и опыт работы, I и высшую квалификационную категории. Поэтому вы обладаете реальными возможностями для анализа результатов качества образования.

(раздать материал)

2.4 Вопросы по изложенному проекту.

3. Имитационная игра со слушателями «Заседание службы мониторинга»

  • Заполнение схем;
  • Выступление представителей творческой группы.

4. Рефлексия.

4.1 Анализ игры

Сегодня цель нашей игры была в презентации опыта работы мониторинговой службы ДОУ № 10. Вы смогли принять практическое участие в организации работы службы мониторинга. Успешно провели анализ и предложили грамотные рекомендации. Наша совместная работа прошла успешно.

4.2 Анализ игры сделанный руководителем.

4.3 Вопросы слушателей к педагогу в целом по системе мониторинга.

4.4 Дискуссия

  • Согласны ли вы с необходимостью в создании службы мониторинга?
  • В какой форме (виде) проводится мониторинг в вашем ДОУ?
  • Какие проблемы вы видите в проведении диагностической работы?

4.5 Заключительное слово педагога мастера.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  2. Волкова В.А., Соколова М.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №3, 2006г.
  3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ. Методическое пособие под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевеной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003г.
  4. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях.- Волгоград: Учитель, 2007г.
  5. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006г.
  6. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» №4, 2005г.
  7. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ.- М: Просвящение, 2003г.