"Малыши в мире комнатных растений" (из опыта работы)


Преемственность в экологическом воспитании детей существует не только на уровне детский сад – начальная школа, но и в детском саду в рамках возрастных периодов: младший, средний, старший. Я познакомлю вас с задачами экологического развития детей младшего возраста.

Задачи Экологического развития детей младшего возраста.

1. Формировать представления детей сезонных изменений в природе.

2. Развивать умение анализировать структуру объектов природы, сравнивать, выделяя конкретные признаки различия и некоторого сходства.

3. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, к оказанию помощи животным и растениям, желание трудиться вместе.

4. Закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

В младшем возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за растениями, мы знакомим детей с особенностями внешнего вида, строением, учим выполнять трудовые действия по уходу за ними в правильной последовательности.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы в группе детского сада. Отбор растений для уголка осуществляем в соответствии с “Программой воспитания в детском саду”. Работая по программеДетство” мы дополнительно используем парциальную программу “Юный эколог” Светланы Николаевны Николаевой. Все растения достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, не требуют сложного ухода, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

При подборе комнатных растений мы учли особенности помещения: если окна выходят на южную сторону, там поместили светолюбивые растения. В помещении с окнами на север – хорошо развиваются теневыносливые.

Ещё летом мы позаботились, чтобы у нас в группе были цветущие комнатные растения. чтобы были красивые леечки, детские фартучки, палочки для рыхления почвы, тряпочки, совочки и др.

С первых дней пребывания детей в детском саду педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом видно желание ребят участвовать в уходе за растениями.

Давала им леечку, объясняла и показывала, как нужно правильно поливать (не поднимать носик лейки, воду лить осторожно). На первых порах даже держала руку ребёнка с лейкой, постепенно привлекая и остальных детей.

Поручаю такого рода работу одновременно 2-3 детям, причём работают дети вместе с воспитателем. Не беда, если на первых порах у них не очень хорошо получается. Подчёркиваю их старание, поддерживаю интерес к уходу за растениями. Уже на этом этапе привлекаю детей не только к труду, но и к наблюдениям: предлагаю рассмотреть, какие красивые цветочки у бегонии, какого они цвета, посчитать, сколько их, пахнут ли цветы, какие листочки (большие, маленькие).

Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками). Ребёнок, трогая лист, закрывает глаза, представляет, что гладит животное.

– Кто это может быть?

Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях. Здесь экологическое воспитание связано с сенсорным развитием.

Наши дети знают названия 3-4 растений, называют их части (цветок, стебель, лист, корень), умеют рассказывать о растениях, отличая характерные признаки цветков (цвет, запах), листьев (широкие или узкие, окраска). Находят в группе растения одинаковые. Знают, что за растениями надо ухаживать – поливать, рыхлить, протирать листья.

Главное у детей формируется интерес и бережное отношение к растениям, желание помогать, умение выполнять работу по уходу за ними.

Познакомила детей с растениями, похожими на дерево, траву: неприхотливыми, цветущими, лучше с одноцветными цветками (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия); с широкими, плотными листьями (фикус, аспидистра), контрастными (традесканция, драцена). Всего 4–5 видов.

Дети любят работать на земле, им нравится серьёзность дела, ощутимые результаты их труда. Как часто можно услышать после работы от ребёнка: “Вот здорово поработали!”. Особенно дети ценят своё участие “в настоящем” труде. Большое значение при организации работы имеет эмоциональное отношение к делу. Поэтому, кроме индивидуальной работы, проводим дидактические игры с подгруппами детей, используя живые растения и их изображения: “Найди такой же”, “Найди пару”, “Большие и маленькие” (к растению с большими листьями подобрать с маленькими листочками), “Один и много” (к растению с одним цветком подобрать растение, у которого много цветков), “Найди растение по названию”, “Где спряталась матрёшка” (на закрепление названия растения), “Чего не стало”, “Найди, о чём расскажу”, “Загадай, мы отгадаем”, и др.

В таких играх обращаю внимание малышей на форму, величину листьев, окраску.

Вот пример занятия по закреплению названия растения и знания о нём.
На клеёнке расставляю растение так, чтобы каждому можно было свободно подойти к нему. Дети надевают фартуки, кладу на стол влажные тряпочки. Дети сидят на стульчиках.

– Как называется растение, за которым мы сегодня будем ухаживать?

– Давайте его рассмотрим.

– На что похож фикус? На дерево или траву?

– Какие у него листья? (Большие или маленькие. Какого цвета?)

Дети подходят, трогают листья.

– Какие листья? (Гладкие, блестящие).

– Вот какой фикус вырос у нас большой, похож на дерево, у него большие, зелённые, гладкие, блестящие листья.

– Сегодня мы поучимся протирать листочки. Я расправляю тряпочку на правой руке, на левую кладу листок фикуса и осторожно, чтобы не повредить его, протираю тряпочкой. Потом осторожно поверну листок и протру его снизу.

– Посмотрите, какой он стал чистый!

– А теперь вы, ребята, попробуйте сами протереть листья.

Затем аналогично рыхление, полив, моем поддоны. В ходе работы помогаю детям советом, показываю, как надо делать.

Здесь применяю моделирование по уходу за растением.

– Как мы ухаживали? Что сначала, что потом?

 В дальнейшем знакомила детей с другими растениями, листья которых нельзя протирать (фиалка), можно лишь кисточкой убирать пыль с листочков.

Даю задания детям – нарисовать растение, с которым познакомились, выделяя существенные признаки растения (корень, лист, стебель, цветок).

Приходит к нам в группу и игровой персонаж, Незнайка, который несёт какой либо предмет зелёного цвета (пирамидку) и утверждает, что это комнатное растение. Воспитатель и дети объясняют Незнайке отличительные признаки растения, доказывая, что это растение. Особое внимание уделяю понятию “живое”, как основе экологического образования.

Растение живое – оно питается, растёт, дышит, размножается; ему нужен свет, тепло.

Моделирование.

Показываю картинки с изображением разных растений (комнатные растения) и других предметов (игрушки, мебель, посуда). Дети объясняют Незнайке что изображено на картинке: растение или нет и почему? (Доказывают, опираясь на модель).

Приношу комнатное растение с вялыми, опущенными листьями.

Незнайка – Сколько я ни мыл растение, всё равно оно какое-то некрасивое, грустное.

– Как помочь растению?

Незнайка – Я знаю, надо облить растение сверху ведром воды!

Дети объясняют, почему этого делать нельзя.

Чтобы научить Незнайку поливать и ухаживать, обсуждаем с детьми.

– Что нужно для жизни растений?

Использование элементов развивающего обучения модели.

Незнайка предлагает полить растение, которое в поливке не нуждается. Воспитатель и дети объясняют, нужно ли поливать это растение и как узнать.

Так у детей трёх лет формируются навыки экологического образования, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.