Лепка из теста как вид развития детского творчества "Маленькие кондитеры"


Ведение.

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В.А.Сухомлинский. Одна из важных задач в области народного образования эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, мы педагоги стараемся организовать детскую деятельность так, чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Чувство прекрасного, желание творить красивое - сложные психологические качества личности.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания; углубляется и уточняется его представления об окружающем мире. Создавая изображения ребенок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности детали, овладевает изобразительными умениями и навыками и учится осознанно их использовать.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Общеизвестное выражение СВ. Михалкова " Все начинается с детства" применимо в данном случае,потому что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости- одна из главных задач дошкольного воспитания.

Обще признана возможность творческого развития во всех видах деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Человечество , пытаясь понять творчество,по сути , пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Что это такое -детское изобразительное творчество? Как, почему оно возникает, развивается? В чем его смысл?

Н.П.Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.

Cпособность понять, оценить, различать прекрасное не только в искусстве, но и в быту, и в природе. Педагогу дошкольного учреждения следует учитывать что все дети и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития изобразительной деятельности детей. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой - быстро как бы одномоментно. Важно видеть перспективу развития и создавать для этого соответствующие условия. Основные ступени развития изобразительной деятельности в раннем возрасте в ее условиях.

Ярко выраженный интерес малыша к изображаемому материалу и познавательные действия с ним. Задача формирования у детей сенсорно-эстетического видения, безусловно, конкретизируется в разных возрастных группах в соответствии с задачами изображения.

  • Обратить внимание у дошкольника формирование действия домысливания.
  • Учить ребят предварительному продумыванию содержания образа, способов, последовательности его воплощения;
  • Формировать относительную устойчивость замысла ( не должно быть абсолютной смены замысла).
  • Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
  • Побуждать детей и созданию разнообразных и относительно неповторимых оригинальных замыслов.
  • Активизировать умение детей "входить" в образ, изображаемые обстоятельства.
  • Учить детей обогащать предварительный замысел на основе наблюдений, чтение литературы, общения.

Не менее значимой задачей для педагогам является формирование у детей собственно изобразительных действий. Признаки в изображении:

  • Форма - процесс освоение этого умения является достаточно длительным.
  • Одним из изобразительных действий является передачи строения предмета.
  • Научить дошкольников передавать пропорциональные отношения в предмете.
  • Задача в обучении изобразительной деятельности является передача цвета.
  • В освоении изобразительных действий развитие способности и осознанному их выбору, вариативному применению, дополнению в соответствии с замыслом.

Методы обучения.

В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Эти методы классифицированы по характеру познавательной деятельности в основе которой степень самостоятельности и творческой активности дошкольников в познании.

Выделен информационно - рецентивный.

Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрощение, углубление знаний, способов оперирования знаниями.

Эвристический метод направлен на поочередное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности.

Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые.

Ведущими, главными в обучении изобразительной деятельности дошкольников является наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование) образец, показ картины, показ способов.

Наблюдение - один из ведущих наглядных методов обучения. Большой вклад в его разработку внесли Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Л.А.Раева. В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий. Метод наблюдения направлен на формирование этого действия. Частной задачей в дошкольном возрасте является формирование представлений об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для применения всех других методов и приемов обучения. Занятия лепкой дают для этого все возможности.

Лепка как и все другие виды творчества, лишь средство раскрытия, развити, воспитания ребенка, но не самоцель. Лепка - самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый вид художественной творчества. Ребенок не только видит, то что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка - это один из видов развития детского творчества.

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные формы, образы или целые композиции.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев ловкость рук.

Лепка - вид художественной деятельности, имеющая много аспектов. По содержанию и тематике различают:

  • сюжетную;
  • предметную;
  • декоративную;
  • комплексную.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения (овощи, фрукты, животных, бытовые предметы, транспорт и т.д.);

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу (Серый Волк и Красная Шапочка, Лиса и Колобок), по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на обшей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, обороняются, смотрят в одну сторону или друг на друга);

В декоративной лепке дети создают декоративные изделия - вазы, панно, маски, тарелки, лепные орнаменты, архитектурные и интерьерные элементы для кукольных домиков, замков для игр и спектаклей. Многими из этих поделок можно украсить помещение;

В комплексной лепке произвольно или для решения поставленной задачи комбинируют разные способы лепки. Например: вылепив рыбку украшают ее лепным узором; создав персонажей к сказке, украшают одежду прорезным орнаментом или налёпами;

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: 1) по памяти; 2) с натуры; 3) по схеме; 4) по рисунку; 5) по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру лепка может быть индивидуальной и коллективной т.е. в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а так же с играми.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому
  • восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную
  • умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла,
  • предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить
  • коррективы в первоначальный замысел. Самое главное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Практическая часть.

Лепить можно из разных пластических экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала), старая тряпочка пропитанная клейстером. Чем разнообразнее материал тем лучше.

Я в для своей работы выбрала тесто. Тесто - один из лучших доступных материалов из которого легко и приятно полепить и совместить полезное с приятным - испечь вылепленные фигурки и полакомиться ими с двойным удовольствием, если это съедобное тесто.

Первые навыки работы с пластическим материалом я получила в Намеком педагогическом училище. Которое я окончила в 1993 году. Сейчас я работаю в детском саду "Кэнчээри" руководителем кружка изобразительного искусства. Кружок работает с 1998 года и называется "Имигэс тарбахчааннар".

Свой кружок сначала проводила в старшей и подготовительной группах. А с этого года включила детей средней группы. Потому что дети средней группы постепенно переходят от предметного к сюжетному изображению. Дети могут, передовая форму, строение предмета, проявлять творчество, обогащая образ деталями, выбором цвета; они могут изображать один и тот же предмет в разных вариантах. Доступна детям этого возраста и передача движения в предметной лепке. Обучение сюжетной лепке в средней группе идет не по линии изображения разных предметов и их взаимосвязей, а путем повторения лепки одного предмета, но в разных вариантах.

В конце занятия обыгрываю работу детей, одновременно давая им оценку. Включившись в игру, без особого труда' учатся определять качество работы, начинают чувствовать выразительность образа, познают, что успех при обыгрывании зависит от их качества, а качество изображения - от выполнения детьми тех требований, которые предъявлялись в начале занятия.

Конечно дети, по - разному относятся к тесту , особенно на первом этапе знакомства с ним. И почти всех детей привлекает то, что в конце занятия получается готовое изделие - результат собственного труда. С готовыми изделиями ребята играют и носят их как украшения, дарят друг другу.

В начале, когда знакомила детей с тестом, ничего не показывала и не навязывала. Объяснила, что тесто нельзя есть, потому что оно соленое, и соль нужна для того, чтобы тесто затвердело и стало как камень, и тогда вылепленные изделия можно покрасить.

Дети стали лепить сразу мучные изделия, овощи, фрукты и с нетерпением ждали когда все это высохнет. Когда все высохло покрасили и с удовольствием угостили своих кукол..

Постепенно осваивая технику лепки дети начали самостоятельно создавать любые " произведения".

Продумывая методику работы с детьми по лепке, большое значение уделяю не только формированию у детей стереотипных умений, но и часто применяю частичный показ; разъясняю способов действия; например розу можно сделать так, прикрепляя к плотной основе пестик цветка (конусовидной формы), спрашиваю, как из шара можно сделать лепестки розы (путем сплющивания шара в лепешку); даю тренировочные задания для закрепления навыков.

На занятии "мой любимый цветок" дети лепили каждый свой цветок отдельно. На следующий день заранее приготовила плотную основу, обтянула тканью, сделала раму. Когда цветы высохли компоновали и прикрепили к основе клеем ПВА . У нас получилась первая большая коллективная работа. Именно это панно вызвало желание детей заниматься дальше.

Я всегда работаю вместе с ребятами, потому что когда ребенок видит как делает взрослый, лучше учится различным приемам лепки из теста, при этом говорю, что каждый может лепить так, как ему нравится, по своему.

После того как дети научились приемам лепки, передавать объемную форму, пропорции и движения проводила лепку из теста по картине, по иллюстрации, где дети имели возможность проявить творческую активность. Например, ребята лепили картины из сказок Пушкина, работы получились очень красивыми и красочными. В основном барельефными.

Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы. Это может быть вылепленный объемный предмет (ваза, чашка, шкатулка и т.д.) например: ваза с цветами или плоская плотная основа с разнообразной формой по теме сюжета.

Вот этот натюрморт лепили несколько детей и поэтому заранее составили эскиз и определили очередность работ. Например: сперва лепили тарелку, а потом фрукты.

Так же перед вами необычные рельефные картины по сказке Пушкина.

1. " Ветер по морю гуляет , и кораблик подгоняет".

Айал передал в барельефной лепке движение моря и он помогает кораблю плыть быстрее

А эта картина С. Даши " Царевна -Лебедь". Даша передала всю красоту и плавное движение главного элемента этого сюжета, лебедя. Картина выполнена просто, осмелюсь сказать, профессионально.

Вот другая картина-она уже коллективная, мы видим в центре дуб, а вокруг персонажи из сказки. Вы несомненно догадались, что ребята создали свой шедевр по стихотворению "У лукоморья дуб зеленый".

Следующая работа-работа Готовцевой Сардааны "Жар-птица" по сказке Ершова "Конек - горбунок". Посмотрите как она подчеркнула всю красоту этой райской птицы, хвост можно сравнить с фантастическим цветком.

К новому году, дети лепили игрушки для праздничной елки. На празднике эти игрушки радовали и детей и их родителей, а также работников. Ведь яркая, объемная и сделанная своими руками игрушка, которая висит на праздничной елке - гордость для самих детей и их родителей , а также результат нашей совместной работы. А к празднику 8 марта все вместе с воспитателями и детьми делали вот такой подарок нашим матерям (корзина со цветами). Кружок по лепке связан не только с самым разнообразными играми, но и связан с другими видами деятельности: ознакомлением с природой, развитием речи, музыкой, изобразительным искусством.

Заключение.

В дальнейшую работе, я хочу включить детей различных возрастов и сделала вариативную программу.

В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать. А по завершении дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их.

Я занимаюсь с детьми творчеством не ради конечного результата, а ради процесса,в котором происходит и воспитание и раскрытие и познание и развитие детей. В лепке дети удовлетворяют свой тактильный голод и это очень важно т.к. через тактильное познание мира дети развивают свои чувства.

Сейчас я покажу вам как готовится соленое тесто.

Смешиваем один стакан муки и 13 часть стакана соли.

Постепенно подливаем воду, постоянно помешивая, чтобы тесто получилось густым (как для пельменей)

Для получения цветного теста, в воде разводим пищевой краситель (гуашь, акварель) получаются нежные пастельные тона. Постоянно добавляя краску можно получить различную гамму (оттенков) тонов

Готовое тесто помещаем на противень смазанный жиром, сушим в горячей духовке приблизительно 10 минут (тесто должно высохнуть, но не подгореть).

Готовые части картины приклеиваем на картонную основу, обтянутую тканью. Можно сразу тесто приклеить на плотный картон смочив водой или можно загрунтовать основу тестом, а затем приклеить полуобъемные детали картины

В дальнейшем, в кружок хочу включить детей различных возрастов. Например, к празднику "Осень" старшая и подготовительная группы могут лепить траву, цветы, деревья и кусты. А малыши могут дополнить картину шелестящими на ветру листьями. И я уверена, что несомненно созданная всеми картина принесет им много радости. Вызовет она и интерес родителей, которые обязательно захотят посмотреть на детское творчество. Условие успеха - улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность родителей в прогрессе малыша. При этом, конечно, нельзя забывать , что перехваливание - похвала не по заслугам - может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показывать как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.

Мои выпускники успешно осваивают предмет изобразительного искусства в школе, продолжают развивать свои творческие способности в художественном отделении музыкальной школы. Полученные умения и навыки помогают в их успешном освоении учебного материала в школе. Многие из них хорошо учатся и активно участвуют в выставках.

Использованная литература:

  1. И.А. Лыкова, "Лепим, фантазируем, играем", М, 2000.
  2. А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова, "Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству", М., 2000.
  3. Г.Г. Григорьева, "Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности", М., 1995.
  4. Г.Г. Григорьева, "Развитие дошкольника в изобразительной деятельности", М., 2000.
  5. Г.Я. Федотов, "Посушная глина: основы художественного ремесла", М., 1999.
  6. В. Корд, С.Петров, "Сказки из пластилина".
  7. B.C. Горичева, М.И. Нагибина, "Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина", Ярославль, 1998.
  8. .А.И. "Детская одаренность. Развитие средствами искусства"- Москва
  9. Савенков Брыкина.Е.К "творчество детей в работе сразличными
    материалами"- Москва 1999
  10. "Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе"-Москва
  11. Комарова Т. С "Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.-М 1990г.
  12. Ветлугина .Н .А. " Художественное творчество и ребенок"-М. 1972 г.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.