Конспект фронтального занятия по теме "Профилактика дисграфии у дошкольников" на примере лексической темы "Зимующие птицы"


ЦЕЛИ:

Коррекционные:

  1. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  2. Совершенствование грамматического строя речи )образование форм творительного падежа и употребление предлогов).
  3. Согласование числительных с существительными.
  4. Совершенствование зрительного и слухового внимания
  5. Совершенствование мелкой и обшей моторики.
  6. Развитие мышления и памяти.

Образовательные:

  1. Расширение и активизация словаря по теме “Зимующие птицы”.
  2. Развитие общеречевых навыков.
  3. Обогащение лексики родственными словами.
  4. Развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения к природе родного края, к птицам.
  2. Воспитание отзывчивости.
  3. Умение работать в коллективе.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Приветствие.

Сегодня первый день зимы, 1 декабря и я вас приглашаю на прогулку в парк. Аудиозапись

- Закройте глаза и представьте, что вы очутились в парке. Небо укрыли серые тучи, снежинки кружатся в воздухе. Тишина. Березы в белых шапках склонили головы, загрустили ели. Вы слышите: “Шум, хлопанье крыльев и голоса. Это птицы слетелись на березу!” (Аудиозапись голосов птиц).

- Голоса, каких птиц вы узнали?

- Я узнал голоса вороны и воробья.

- А, я узнала голос голубя и сороки

- А я снегиря, совы.

- Какие это птицы?

- Это зимующие птицы.

2. Слоговой анализ.

В парке открыта “птичья столовая”, я предлагаю вам разделить птиц по кормушкам. Если в названии зимующей городской птицы 2 слога, то вы отнесете птицу к кормушке, на которой сидят две птицы, если же в названии зимующей городской птицы 3 слога, то вы отнесете ее к кормушке, на которой сидят 3 птицы. Но будьте внимательны и осторожны, на ветвях березы сидят гости из леса, не спугните их.

ВО – РО - БЕЙ
СИ – НИ - ЦА
ГО - ЛУБЬ
СНЕ – ГИРЬ

- Назовите птиц, которые остались на березе?

- На березе остались сова, дятел, сорока – это лесные птицы.

3. Звуковой анализ.

Аудиозапись.

- Вы слышите, вьюга воет, снежинки кружатся в воздухе. Нам пора возвращаться в детский сад.

- Ребята посмотрите ветер перепутал названия лесных птиц и теперь дятел, сова и сорока не смогут вернуться домой. Нам нужно помочь лесным друзьям. Поместите справа от звуковой схемы изображение птицы.

- Рома, название какой птицы соответствует первая схема?

Сколько гласных звуков в слове “СОВА”? Назови гласные звуки.

- Алина, вторая схема соответствует названию какой птицы.

Сколько твердых согласных в слове “СОРОКА”? Назови их.

- Кирилл, третья схема соответствует названию какой птицы?

Сколько мягких согласных в слове “ДЯТЕЛ”. Назови их.

4. Развитие мелкой моторики.

- Как, вы думаете, чем птицы питаются зимой в лесу?

Мы угостим лесных друзей кедровыми орехами (на столах стоит угощение для птиц (тарелочки с семенами, семечками, кедровыми орехами) дети поочередно то правой, то левой рукой выбирают кедровые орехи).

5. Развитие зрительного внимания.

- Ветер утих все вокруг белым-бело, птицы могут вернуться в лес, а мы их проводим. Возьмите карточки с силуэтами птиц, глазками найдите сороку, сову, дятла. Выберите один из трех силуэтов, ту птицу, которую вы хотите проводить и обведите ее простым карандашом.

- А сейчас мы вернемся в парк на поляну, к березе. Мальчики посадят своих птиц на березу, а девочки под березу.

6. Физминутка.

“Снеговик”

Давай дружок смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.

7. Согласование числительного с существительным.

А вот и воробьиная стайка подлетела, подойдем поближе и посчитаем воробьев в стайке

- Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

-

- Как вы думаете, что воробьи искали на поляне под снегом?

- Воробьи голодны, а в парке открыта птичья столовая, накормим воробьев.

Дети проходят за столы.

8. Составление предложений по опорной схеме.

- Я буду располагать воробьев на кормушке, а вы составлять предложения по схеме.

- Сколько слов в предложении?

- Что обозначает первое слово в предложении?

- Что обозначает второе слово в предложении?

- Что обозначает третье слово в предложении?

- Что обозначает четвертое слово в предложении?

Первое и четвертое слово будут известны. Первое слово – “воробей”, “кормушка” – четвертое слово. Слово-действие и предлог вам помогут подобрать карточки на столах. Дети составляют предложения.

 

Воробей img10.gif (158 bytes)

Кормушка

Вся стайка собралась у кормушки!

9. Подбор родственных слов.

- Подберите родственные слова к слову “Кормушка”.

Дети подбирают слова.

10. Образование форм творительного падежа.

- Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила кормушку с лакомством для птиц. Сегодня на прогулке вы угостите птиц. Посмотрите на корм и скажите кому что?

Ответы детей:

- Я угощу синицу семечками.

- Я угощу воробья крошками.

- Я угощу снегиря ягодами.

- Я угощу голубя булкой.

11. Возвращение детей в детский сад.

Итог занятия.