Конспект комплексного занятия по теме "Одежда"


Предварительная работа. Экскурсия с родителями в магазин детской одежды; беседа о назначении одежды, видах одежды, где производят одежду; разучивание пальчиковой гимнастики “Гномики”; разучивание совместно с музыкальным руководителем музыкальной физкультминутки “Головами покиваем…”; разучивание с детьми ролей швеи, модельера, закройщика; чтение рассказа Н. НосоваЖивая шляпа”; рассматривание и ощупывание лоскутков ткани, введение в активный словарь названий ткани (шерсть, шелк, атлас, ситец), беседа о том из чего производят ткани.

Словарная работа: объяснить происхождение названий профессий швея, закройщик, модельер; чем занимаются люди данных профессий; объяснение слова примерочная, значения слов: лиф, оборка, полочка, манжеты, эскиз.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Одежда(одежда, платье, брюки, рубашка, рукав, воротник, лиф, юбка, оборка, полочка, манжеты, пояс, карман, нарядный, шерстяной, шелковый, пришивать, виды одежды). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде; образование приставочных глаголов, относительных прилагательных, существительных в уменьшительной форме). Совершенствование исполнительских умений. Закрепление умения складывать материал пополам. Обучение созданию выразительных образов, используя пропорции, существенные детали; Обучение овладению техникой симметричного, силуэтного вырезывания, пользованию трафаретом.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки на плоскости. Развитие умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, инициативности, ответственности.

Оборудование: 3 мольберта; ширма, атрибутика игры “Ателье”; костюмы модельера, закройщика, швеи; магнитофон; кассета с записью физкультминутки “Головами покиваем…”, “волшебной музыки”, шелковое покрывало; кукла в платье; демонстрационный материал: эскиз (нарисованный образец) работы, плакат с изображением деталей одежды, образцы ткани (шелк, шерсть, ситец, атлас), детали платья (как на кукле) с липучкой на местах сшивания; раздаточный материал: выкройки (полочка, воротник, манжет, брюки, лиф платья, юбка, пояс), куски ткани, мыло, ножницы, клей, подкладные клеёнки, салфетки; фигуры мальчика и девочки в трусиках, нарисованные на ватмане.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Логопед. Ребята, мы с вами раньше уже ходили на экскурсию. Где мы были? (Мы были в библиотеке)

- А сегодня мы хотим пригласить вас в ателье. Кто знает, что делают в ателье? (Шьют одежду) Из чего шьют одежду? (Из ткани или материала)

II.

1. Попасть в ателье нам поможет вот этот волшебный кусок ткани. Стоит накинуть его на голову, и он перенесет нас в ателье. Встаньте в круг рядом друг с другом. (Звучит музыка)

2. Модельер. (Дети подходят к столу, за которым сидит девочка, и встают полукругом напротив стола)

Логопед: Ну вот мы и оказались в ателье.

За столом сидит девочка:

- Здравствуйте, меня зовут Кристина. Я - модельер. В ателье я придумываю новые модели одежды.

Логопед. Уважаемая Кристина познакомьте нас, пожалуйста, с работой вашего ателье.

  • Сейчас мы очень заняты.
  • Почему?
  • Разве вы не знаете, какое сейчас время года? (Зима)
  • Какой праздник отмечают зимой? (Новый год)

- Нашему ателье заказали новогодние костюмы для детей детского сада. Праздник скоро, а костюмы еще не готовы.

Логопед. Мы вам поможем, ведь наши ребята знают об одежде очень много.

- А вы можете назвать виды одежды? (Дети дают полные ответы: Мужская одежда, её носят мужчины; женская, детская, праздничная, рабочая, домашняя, осенняя, зимняя...)

Модельер. Молодцы! Пойдемте, я вас познакомлю с другими мастерами.

3. Закройщик. (Дети подходят к следующему столу, за которым сидит мальчик и что-то выкраивает. Дети встают полукругом напротив него. Мальчик встает, начинает говорить и сопровождает свою речь демонстрацией действий)

- Здравствуйте, меня зовут Стас. Я работаю закройщиком и делаю выкройки для новых моделей одежды. Для этого я сначала снимаю мерку. Измеряю длину (показывает) и ширину (показывает) изделия. Левая и правая стороны изделия одинаковые, поэтому выкройку делают на половину детали.

- Затем выкройку переносят на материал.

- Материал надо сложить пополам.

- Красную линию на выкройке совмещаем с линией сгиба материала и обводим. Готовую выкройку вырезаем и получаем детали одежды. Так у меня получился лиф.

Логопед. Наши ребята знают детали одежды и могут их назвать.

- По очереди назовите и покажите по одной детали платья на картинке.

Закройщик. Готовые детали одежды я отдаю швее.

4. Швея. (Дети подходят к следующему столу, за которым сидит девочка и что-то шьет. Дети встают полукругом напротив неё)

- Здравствуйте, меня зовут Юля. Я шью одежду. Для этого я складываю детали одежды и сшиваю их на швейной машинке.

- Вот и сейчас свое платье, в примерочной, ждет клиент.

Логопед. Ребята давайте поможем Юле сшить платье. Перед вами детали платья. Это лиф платья. Сейчас вы по очереди возьмете деталь платья, соедините ее с изделием и расскажите, что вы сделали. Например: я юбку к лифу пришиваю.

1, 2 - рукав.

3, 4 - манжет.

5 - воротник.

6, 1 - карман.

8 - оборка.

Воспитатель: Ну вот, платье готово. Можно примерять (достать из-за ширмы куклу).

Кукла. Здравствуй.

- Очень красивое платье у вас получилось.

5. ФКМ. - Сидела я долго, спина заболела.

Воспитатель. Мы с ребятами знаем отличную разминку, чтобы спинка не болела. Выходите на середину. Слева друг и справа друг, получился ровный друг. “Головами покиваем”

(Дети выходят на ковер, встают в круг. Звучит запись ФКМ)

Швея (потягиваясь): Прошла спина! Спасибо за разминку!

6. Логопед. Большое спасибо, уважаемые мастера, за интересную экскурсию.

Мы с ребятами обещали вам помочь, говорите, что надо делать.

Модельер. Эскизы новогодних костюмов уже готовы. (Дает эскизы). (Логопед прикрепляет его к мольберту)

Закройщик. Выкройки тоже готовы. Осталось сделать детали и соединить их в модели костюмов. (Дает выкройки)

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эскизы костюмов. (На мольберте размещен рисованный образец работы – эскиз)

- Какую одежду вы видите на мальчике? (Рубашка, брюки)

- Что модельер предлагает сделать девочкам на новогодний праздник? (Девочкам модельер предлагает сделать платье)

- Какая ткань подойдет для платья, брюк, рубашки? (Для платья – шелк, для рубашки – ситец, для брюк – шерсть)

Логопед. Платье из шелка, какое платье? (Шелковое платье) Рубашка из ситца, какая рубашка? (Ситцевая рубашка) Брюки из шерсти, какие брюки? (Шерстяные брюки) Пояс сделаем из атласа, какой пояс? (Атласный пояс) Воротник у рубашки тоже сделаем из атласа, какой воротник? (Атласный воротник)

Воспитатель. Давайте рассмотрим выкройки.

- Что подойдет для костюма мальчика, а что для костюма девочки?

- Что за деталь? (Это лиф, полочка, брюки)

- Давайте вспомним, как правильно пользоваться выкройкой.

- Что нужно сделать с тканью?

- Как правильно приложить выкройку? (Красной линией к линии сгиба ткани)

- Что нужно делать дальше? (Обвести и вырезать)

- Поверхность вырезанных деталей смажем клеем и наклеим на контурное изображение мальчика или девочки. Аккуратно разгладим салфеткой. (Аналогичный рисунок, приклеить одну деталь, остальные уже есть)

- Возьмите по одной детали и подойдите к столу.

- Что ты будешь делать?

- Положите деталь в свой лоток.

- Чтобы костюмы получились красивыми, давайте подготовим наши пальчики к работе.

  7. П/Г. “Гномики”.

8. Самостоятельное выполнение работы детьми. Дети садятся за стол. Воспитатель напоминает о правильной посадке. Звучит спокойная музыка.

9. Рассматривание работы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Очень красивые костюмы у вас получились. Такие красивые, что так и хочется назвать их ласково, не платье, а … (платьице); не брюки, а… (брючки); не рубашка, а … (рубашечка).

- Спасибо, мастера, за интересную экскурсию. Нам пора возвращаться в детский сад. Пойдемте с нами, посмотрите, как живут ребята в детском саду.

Логопед. Вставайте в круг рядом друг с другом. (Накинуть платок, музыка)

III. Итог.

Воспитатель: Где были? Что делали? Что понравилось?

Приложение

Пальчиковая гимнастика “Гномики-прачки”

Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Сжимают и разжимают кулачки
Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. Загибают пальчики, начиная с большого
Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с мизинца
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки.
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Загибают пальчики, начиная с большого

Иллюстрации к уроку (Приложение)