Комплексное занятие в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения и ОНР III уровня развития "Урожай-город"


Цель: развитие психических функций у дошкольников с патологией органов зрения и ОНР Ш уровня развития.

Задачи:

- развитие логического мышления;

- развитие слуховой и зрительной памяти;

- развитие речевого и зрительного внимания;

- развитие умения выделять общие признаки предметов, отбирать предметы по выделенному признаку;

- закреплять знания цвета, формы, величины предметов;

- развитие глазодвигательных функций;

- актуализация словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков;

- развитие координации речи и движения, мелкой моторики и навыка работы карандашом;

- формировать взаимопонимание, самостоятельность, ответственность.

Оборудование: муляжи Томатик, Грушик; массажные мячики (по 1 для каждого ребёнка, изображения огорода и сада, карточка “стрелка-указатель”; дидактическя игра “Путаница” (прозрачные конверты с карточками-силуэтами и цветными карточками), зрительный тренажер, рабочие листы (по 1 для каждого ребёнка), наборы цветных карандашей; детские костюмы овощей и фруктов (шапочки, накидки).

Предварительная работа: заучивание текста самомассажа “В огороде ли, в саду”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Упражнение “Запомни, исключи, повтори”.

Создание эмоционально положительного фона занятия. Развитие слуховой памяти и логического мышления.

Логопед предлагает детям запомнить ряд из 5 слов: утро-помидор-куртка-осень-груша.

2-3 ребёнка повторяют этот ряд. Затем предлагается повторить ряд слов, исключив слово, обозначающее время года. 2-3 ребенка повторяют ряд из 4 слов. Аналогично исключаются слова, обозначающие часть суток и одежду. Остаются 2 слова: помидор и груша.

2. Выразительное рассказывание сказки “Томатик и Грушик” с демонстрацией героев-муляжей.

Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения.

Тифлопедагог предлагает детям послушать сказочную историю.

Однажды ясным сентябрьским днем встретились помидор и груша. Очень удивились: никогда раньше они не видели друг друга.

- Здравствуй, ты кто? – спросил помидор.

- Здравствуй! Я – Грушик! – услышал он в ответ.

- А я – Томатик! – ответил помидор. (Почему так назвал себя помидор? – ответы

детей.) Я – овощ. А ты кто?

- А я – фрукт, - ответил Грушик. – Давай дружить!

- Давай!

- Где же ты живёшь? – спросил Грушик.

- В огороде, - ответил Томатик.

- В огороде? – удивился Грушик. – А что это такое? Я не знаю. Я живу в саду.

3. Самомассаж пальчиков “Урожай”.

Развитие координации речи и движений, совершенствование тактильных ощущений, развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает детям рассказать стихотворение “В огороде ли, в саду”, сопровождая его движениями пальцев рук, массированием пальцев и ладоней мячом. (Во время соединения одноименных пальцев массажный шарик удерживается ладонями).

В огороде ли, в саду (круговое прокатывание массажного мяча по ладоням рук)
Фрукты, овощи найду,
Там картофель, апельсины, (соединение мизинцев)
Дыня, репа, мандарины, (соединение безымянных пальцев)
Редька, перец, чесночок, (соединение средних пальцев)
Лук, лимон и кабачок, (соединение указательных пальцев)
Сливы, баклажан, арбуз - (соединение больших пальцев)
И у всех отличный вкус! (пальцы – в “замке”, сжимание массажного мяча)

4. Упражнение “Сад и огород”.

Развитие связной речи, описательных навыков, логического мышления, умения выделять основные признаки.

Тифлопедагог предлагает детям помочь героям сказки: рассказать о том, что такое огород, сад. Ответы детей обобщаются. Затем дети рассматривают на доске изображения огорода и сада, которые “принесли” герои сказки. Называние нарисованных предметов. Выбрать из слов, отражающих детали основного объекта, 1-2 главных, без которых указанное понятие не существует. Объяснить свой выбор.

5. Упражнение “Помощь”.

Развитие навыка классификации, логического мышления, актуализация словарного запаса.

Логопед предлагает детям послушать продолжение сказки.

- А с кем ты живёшь в саду? – поинтересовался Томатик.

- У меня много друзей, - ответил Грушик, - яблоко, апельсин …., а дальше я забыл.

Детям предлагается помочь герою и назвать фрукты.

- И у меня много друзей, - сказал Томатик, - кабачок, огурец, лук, репа, редис, …

Дети продолжают называть овощи.

- Хочешь с ними познакомиться? – предложил Томатик.

- Да! – обрадовался Грушик. - И я познакомлю тебя со своими друзьями-фруктами.

- Ребята, а вы хотели бы узнать, что произошло дальше? (Ответы детей). Тогда нам надо отправиться туда, где бывает много овощей, фруктов. Значит, мы с вами отправимся в Урожай-город. Но попасть туда могут только овощи и фрукты. Что же мы можем придумать? (Ответы детей) Правильно, давайте наденем костюмы овощей и фруктов, и отправимся в путешествие.

Дети выбирают костюмы (шапочки и накидки).

6. Упражнение “Дорожка”.

Развитие глазодвигательных функций, зрительного внимания, логического мышления.

Тифлопедагог: Как мы можем попасть в Урожай-город? (Ответы детей)

Предлагаю найти нужную дорогу. Посмотрите, в группе появились три дорожки со знаками. Только вот указатель – стрелка сломалась. Подумайте, на какую дорожку указывала стрелка, найдите нужную нам.

Дети подбирают дорожку в соответствии со знаками на стрелке.

7. Упражнение “Общее и разное”.

Развитие умения выделять общие признаки предметов, отбирать предметы по выделенному признаку, закреплять знания о цвете, форме, величине предметов, их вкусовых качествах.

Тифлопедагог: Вот мы и в сказочном городе. Сколько здесь овощей и фруктов: они познакомились и подружились. Хотя они такие разные, у них много общего. Скажите, какие бывают овощи и фрукты – по цвету (ответы детей), по величине (ответы детей), по вкусу (ответы детей), по форме (ответы детей).

Логопед: А теперь, ребята, найдите из трёх предметов один лишний (дети выбирают с учётом выделенного признака) с опорой на символы выделенных признаков:

Цвет –

огурец морковь трава

лимон банан баклажан

апельсин картофель мандарин

Вкус –

лук чеснок огурец

арбуз дыня лимон

картофель редис редька

Величина –

арбуз абрикос дыня

хурма яблоко вишня

кабачок груша персик

Форма –

апельсин арбуз кабачок

абрикос морковь слива

баклажан апельсин мандарин

Тифлопедагог предлагает детям рассмотреть нарисованные с наложением контуры трёх овощей (помидор, огурец, картофель):

Овощи сложили в ящик. Обведи их нужным цветом.
Если есть неподходящий – ты закрась его при этом.
Вот подсказка для ребят: какими овощи едят.

Детям предлагается выполнить задание на рабочем листе, вертикально зашриховав картофель.

8. Зрительная гимнастика.

Тренировка и укрепление глазодвигательных и окологлазных мышц, прослеживающей функции глаза, профилактика зрительного утомления.

Тифлопедагог предлагает детям встать напротив офтальмотренажера и по схеме выполнения упражнений (обозначена на тренажере) выполнить каждое по 10-15 раз.

9. Упражнение “Путаница”.

Развитие логического мышления, умения соотносить предмет и цвет, определять предметы по их силуэту, развивать зрительное восприятие.

Тифлопедагог: Пока мы играли, овощи и фрукты “перепутали свои цвета. Поможем им.

Детям предлагается восстановить цвет овощей и фруктов, правильно подобрав цветную карточку и силуэтное /вырезанное/ изображение плодов (всё находится в прозрачных конвертиках).

Во время выполнения задания дети комментируют свои действия.

10. Обобщение знаний детей о значении овощей и фруктов для здоровья человека. Развитие логического мышления, навыка находить ответы на проблемные вопросы.

Логопед: Почему же люди выращивают овощи, фрукты, ягоды? Зачем они человеку? (Ответы детей) Обобщить ответы: плоды содержать много витаминов, минералов, полезных для здоровья человека веществ. А если человек не будет употреблять их в пищу? (Ответы детей) Как люди употребляют плоды?

Что можно есть сырым? (Ответы детей)

Какие блюда мы можем приготовить? (Ответы детей)

Как используют помидоры? капусту? груши? сливы? (Ответы детей)

Подвести детей к выводу: необходимо употреблять в пищу все овощи, фрукты и в сыром виде, и виде различных салатов, супов, запеканок, соков и т.п

11. Окончание занятия.

Положительная оценка деятельности каждого ребёнка.

Предложить детям попрощаться с героями сказки, поблагодарить их за рассказ о себе, угостить детей, от имени Томатика и Грушика, овощным или фруктовым соком.

12. Последующая работа.

Работа воспитателей с детьми. Заучивание стихотворения Н. Кончаловской с зарисовкой плодов необычного огорода. Развитие логического мышления, творческого воображения, навыков работы карандашом, слуховой памяти.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли, помидыны росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел и моркофель созрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков и мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Литература

  1. Т. Ткаченко “Логические упражнения для развития речи”. М., 2002 г.
  2. Г. Киселева “Книжка-учишк.” Выпуск 1. М., 2001 г.