Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками


Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

С этой целью в нашем ДОУ было намечены основные задачи, которые включали в себя:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктра по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, и тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.

Благодаря комплексному подходу всех специалистов был разработан :

Перспективный план взаимодействия со специалистами

Тетради взаимосвязи - группами (воспитателями) для организации воспитательной работы и проведения логочаса с детьми. Разработаны они по всем действующим лексическим темам в ДОУ и с учётом возрастных особенностей детей. В каждой теме мы отобрали главные части и определили примерный перечень игр и упражнений по развитию :

- словаря,

- лексико - грамматики и связной речи,

- психических процессов,

- развитию мелкой моторики и дыхания,

- дополнительно развитию фонематического слуха.

Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами. Определили:

- задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога-психолога, инструкторов по физическому воспитанию) по периодам обучения детей,

- рекомендации по коррекционной работе,

- краткий обзор диагнозов,

- перспективное планирование по формированию фонетической и лексической сторон на год,

- приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста

- список детей с диагнозами и учёт работы логопеда по звукопроизношению,

- перспективное планирование и индивидуальная работа.

Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ, посещающих логопедические группы:

  • достаточно сформированы артикуляционная, тонкая и общая моторика;
  • сформированы произношение и фонематический слух;
  • закреплены навыки звукослогового анализа и синтеза слов;
  • достаточно развиты фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  • обогащена, уточнена и активизирована лексика;
  • дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;
  • развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в логопедических группах приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.

Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования - начальной школе.

Наши дети - выпускники логопедических групп - успешно учатся в общеобразовательной школе с гимназическим уклоном и гимназиях. По результатам диагностики речевого развития средний уровень - 63%, высокий уровень - 37%, низкого уровня - нет. По данным за последние пять лет на "4" и "5" учатся 50-67%. Неуспевающих среди выпускников логопедических групп нет.

Таким образом, в нашем детском саду эффективно реализована система коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей-логопатов старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ.