Использование "орфовских инструментов" в работе с детьми, имеющими нарушение речи


С каждым годом количество детей рождающихся абсолютно здоровыми неуклонно сокращается. По статистическим данным, только 10 % новорожденных появ­ляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. В связи с этим, в настоящее время особенно остро стоит проблема развития, обучения и воспита­ния детей дошкольного возраста, имеющих различные отклонения в развитии. Особую категорию детей составляют дети, имеющие различные нарушением речи. Детям с проблемами развития речи необходимо своевременно, как можно быстрее, оказать помощь, т.е. исправить или приблизить к норме речевого развития все имеющиеся у них речевые нарушения до момента поступления ребенка в школу. Степень и выраженность нарушений речи (дизартрия, алалия, дислалия и т.д.) влияет на продолжительность и интенсивность коррекционной работы с ребенком.

Наибольшая эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения достигается взаимодействием специалистов, работающих в ДОУ. Одним из звеньев такого взаимодействия является совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя.

У детей, имеющих нарушения речи чаше всего страдают: речеслуховое внимание, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, познавательные процессы и т.д. В связи с этим наибольшая эффективность в устранении, имеющихся нарушений речи достигается работой проводимой учителем-логопедом совместно с музыкаль­ным руководителем. Так как только музыкальный руководитель обладает теми профессиональными качествами, которые необходимы при развитии и формировании темпо-ритмо-мелодических компонентов речи.

Развитие темпо-ритмо-мелодических компонентов речи на индивидуальных, подгрупповых и фрон­тальных занятиях можно достичь использованием различных методов и приемов, но наибольшая эффективность проявляется если использовать с данной категорией детей «орфовские инструменты».

Основу «орфовских инструментов» составляют – ксилофоны, металлофоны и глокеншпили-колокольчики.

Суть идеи К.Орфапознание музыки через акитивное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, движение и речь. Таким образом, основополагающий принцип проведения занятий, с использование «орфовских инструментов» — вза­имосвязь речи, музыки, воспроизводимой «орфовскими инструментами» и координацией движения рук. Именно музыка являет­ся организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно ком­пенсировать с помощью музыкального восприятия ударных иеструментов.

Использование шумовых колористических инструментов, используемых на Орт-занятиях позволяет решать следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
  • развитие двигательных кинестезий и динамической организации двигательного акта с последующим формированием двигательных навыков;
  • формирование пространственной ориентации и зритель­но-моторных координации.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи с применением «орфовских инструментов» целесообразно осуществлять по трем основным этапам:

1. Учебное музыцирование.

Упражнения данного этапа направлены на воспитание у детей звуковысотного слуха и пения, развитие ритма и тембра музыки с применением «орфовских инструментов». Для этого я использую разработанные мной фонематические игры («Эхо»), песенки – ритмы («Веселое однозвучье»), фольклорные напевы («Соловушка»).

2. Творческое музыцирование.

Работа этого этапа включает в себя упражнения направленные на воспитание самостоятельных действий детей в импровизации с использованием «орфовских инструментов». Для достижения максимального результата данного этапа я ставила серию игр - импровизаций («Чехарда»), музыкальных загадок («В гостях у деда Муззагада»), импровизированных диалогов («Разговорчики»), инструментальных озвучиваний стихов и сказок («Суфлер»).

3. Концертное музыцирование.

Данный этап итоговый и является показателем эффективности проделанной работы. На этом этапе осуществляется работа по подготовке к самостоятельным выступлениям детей в концертных программах утренников, детских праздниках и участия детей в фестивалях детского музыкального творчества с применением «орфовских инструментов».

«Орфовские инструменты» обладают особым качеством ансамблевого звучания, но ни один из инструментов в орфовском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время стать. Эта особенность позволяет детям, имеющим речевые нарушения, взаимодействовать в коллективе, проявляя индивидуальность и развивая способности, одновременно исправляя свои недостатки. Завораживающая, чарующая красо­та звучания «орфовских инструментов» притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Высокое качество звуча­ния и разнообразие «орфовских инструментов» позволяют блестяще справиться с этой немало­важной задачей. Инструменты Орфа способ­ствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха, что очень важно в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Растормажи­вающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем иным не сравнишь. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.

Мно­гократное повторение звуковых композиций (созданных самостоятельно и под руководством педагога) способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание звуковых композиций изменяется в сторону усложнения по мере развития у ребенка двигательного праксиса, музыкального слуха, желания ребенка активного участвовать в построении новой музыкальной композиции.

Используемая литература:

  1. Анищенко Е.С. Логопедическая ритмика,М., 2007г.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмическиз занятий с детьми 6-7 лет, М., 2007г.
  3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалисто, Ростов-на-Дону, 202г.
  4. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа., М., 2001г.