Игра как условие, обеспечивающее успешное психотерапевтическое и коррекционно-развивающее воздействие на дошкольников с проблемами в развитии


Детей с отклонениями в развитии становится все больше. Этому можно назвать много причин: от неблагоприятных экологических условий, напряженного ритма жизни до развития современной медицины, позволяющего выхаживать недоношенных младенцев и детей с грубыми поражениями нервной системы.

В нашем ДОУ функционируют 3 специализированные группы детей с умственной отсталостью. С такими детьми я стала работать недавно и сразу столкнулась с тем, что не могла решить всех образовательных задач, которые ставила перед собой.

Среди проблем можно назвать: непроизвольность движений (ребенок делает то, что хочет); боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми; речевые нарушения и отсутствие речи; замкнутость, неактивность у аутичных детей (не смотрит в глаза взрослого и не интересуется игрушками), снижение внимания и памяти у дошкольников с задержкой психического развития. Даже программа младшей группы детского сада оказалась для них неприемлемой.

Переосмысливая свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:

а) не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

б) не в совершенствовании произношения, а в стимуляции элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

в) не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка протянуть руку за игрушкой или научиться стучать палочкой по деревянной коробочке.

К сожалению, методических пособий, посвященных работе с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, пока немного.

К тому же практика коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии показывает, что в ее фронтальных и индивидуальных формах (музыкальные занятия, праздники, развлечения и др.) даже при дифференцированном подходе музыкальный руководитель не может осуществить коррекцию нарушений в личностном развитии каждого ребенка.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации проблемных детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:

а) психогимнастику – игровые варианты психотерапии, тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;

б) логоритмические занятия – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр, где все коррекционные упражнения объединены одним общим сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей;

в) систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с проблемами данных детей.

Как видно, все эти направления работы основываются на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Ведь решение коррекционных задач в игровой форме создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, развивает ребенка.

Кроме того, отдается предпочтение активным формам работы. Рассмотрим их подробнее.

Психогимнастика

Включая психогимнастику в работу с детьми с пониженным интеллектом, опиралась на книгу М.И.Чистяковой “Психогимнастика”, которая учит, как помочь детям, имеющим психические отклонения. Я отобрала материал, предназначенный для дошкольников, и включаю его в перспективный план в соответствии с программными задачами на каждый месяц.

Примерный перечень игр, направленных
на развитие и коррекцию различных сторон психики

Игры на развитие внимания: “Что слышно?”

“Будь внимателен!”

“Слушай музыку!”

Игры на развитие памяти: “Запомни свое место”

“Тень”

“В магазине зеркал”

Игры на преодоление двигательного автоматизма: “Флажок”

“Стоп!”

“Замри!”

Подвижные игры: “Иголка и нитка”

“Скучно, скучно так сидеть”

“Ловишки”

“Сова”

“Самый ловкий наездник”

Игры, способствующие успокоению и организации: “Слушай команду!”

“Идем за Синей птицей”

Игры на выражение различных эмоций: “Таня-плакса”

“Поссорились-помирились”

“Прогулка”

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Ведь еще В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Описание игр, направленных
на коррекцию различных сторон психики

Игра на развитие внимания “Будь внимателен!”

Цель игры: Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под “Марш” С.Прокофьева. Затем на слово “зайчики”, произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово “лошадки” - двигаться прямым галопом, “птицы” - “летать” (бегать, раскинув руки).

Игра на развитие памяти “Запомни свое место”

Цель игры: Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят по кругу, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И.Дунаевского “Галоп” все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.

Игра на преодоление двигательного автоматизма “Флажок”

Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.

Играющие ходят по залу под “Болгарскую песню” обр. Т.Ломовой. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Подвижная игра “Иголка и нитка”

С помощью таких игр можно развивать сообразительность, ловкость, быстроту реакции у детей, страдающих задержкой психического развития. С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку. Дети становятся друг за другом. Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня “Горбуны”.

Рисунок 1

Подвижная игра “Самый ловкий наездник”

По залу расставлены стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда заиграет музыка, все скачут по залу, как “лошадки”. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки (Р.Шуман “Смелый наездник”) дети садятся на стулья, обязательно лицом к спинке. Оставшийся без стула выходит из игры.

Рисунок 2

Игра, способствующая успокоению и организации “Идем за Синей птицей”

Цель игры: тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.

Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки и произнося многократно пол музыку (И.Сац “Шествие”) слова:

Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.

Игра на выражение различных эмоций “Поссорились – помирились”

Выразительные движения. Дети стоят парами спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе, изображая сначала поссорившихся ребят. Затем поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

Звучит музыка Т.Вилькорейской “Помирились”.

Рисунок 3

Логоритмические занятия

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия. Как было сказано выше, каждое такое занятие является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации. Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений: фонематического слуха и т. д. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, т.к. им придается игровая форма.

Занятия строятся по следующей схеме:

*ритмическая разминка

*упражнение на развитие внимания

*упражнение, регулирующее мышечный тонус

*упражнение на развитие чувства темпа и ритма

*упражнение для развития координации слова с движением

*слушание

*пение

*упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук

*упражнение для развития речевых и мимических движений

*игра

*заключительное упражнение на релаксацию (цель – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности).

Тематика логоритмических занятий на год (Приложение 1).

Конспект логоритмического занятия “Полетаем”

Вводное упражнение на развитие внимания. Педагог (под музыку) показывает картинки с изображением различных видов транспорта и предлагает детям (под ту же музыку) двигаться так, как: автомобиль (дробным шагом), лодка (покачиваться с ноги на ногу), самолет (легкий бег), лошадь (галопом).

Упражнение, регулирующее мышечный тонус. Дети изображают пантомиму “Ремонт автомобиля” (закручивают гайки – вращают кистями рук, “накачивают шины” - на выдох наклоняются вниз и произносят: “Ш–ш”

Упражнение для развития чувства темпа и ритма. Педагог: “Братцы в гости снарядились, друг за друга прицепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок”. Что это? (Поезд). И мы с вами поедем на поезде.

Упражнение для развития координации слова с движением. Педагог: “Быстро в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое?” (Самолет).

Дети (вместе с педагогом) Дети:
Сам, сам, самолет Два раза хлопают и разводят руки в стороны
Тут и там самолет. То же самое
Самолет летит близко-далеко. Руки сначала к себе, затем от себя вытянуть
Самолет летит низко-высоко. Руки вниз; встают, руки в стороны

Слушание. Пьеса Р.Шумана “Смелый наездник”.

Пение. Песня “Паровоз”, муз. В.Карасевой.

Упражнение для развития речевых и мимических движений.

Педагог. Дети.
Как стучат вагоны? Какую песенку поют? Так-так-так, так-так-так.
А какую песенку поет паровоз? Ту-ту-ту!
А как стучат копыта лошади? Цок-цок.
Как сигналит машина? Би-би-би.

Упражнение для развития мелкой маскулатуры пальцев рук.

Дети изображают скачущих лошадок, капитана, который смотрит в бинокль, хлопают в ладоши (стучат вагоны), трут ладонь о ладонь (шуршат шины).

Игра “Летчики, следите за погодой”, муз. М.Раухвергера.

Педагог: Все готово к полету. Будьте внимательны. Погода может измениться (солнце – полет, гроза – садятся на аэродром).

Заключительное упражнение.

Педагог. “После трудного полета летчикам надо отдохнуть”. (Дети ложатся на ковер. Звучит музыка. Затем рассказывают о том, что видели в полете.)

Музыкально-дидактические игры

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм, т.к. они являются важным средством сенсорного развития, в частности развития у детей слуховых ощущений. Но работа с детьми с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся нарушений у детей. Поэтому следовало внести коррективы в подбор музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с проблемами данных детей.

Рисунок 4

Так, дети с умственной отсталостью, задержкой психического развития, определяют звучание различных инструментов сначала на слухозрительной основе, а потом только на слух. В игре “Угадай, на чем играю?” сначала я даю возможность увидеть музыкальные инструменты, послушать их звучание и найти на карточках, где изображены эти инструменты. В следующий раз музыкальные игрушки ставятся за ширму, и ребенок только по звуку определяет инструменты (барабан, бубен, дудочку, колокольчик).

Рисунок 5

Участвуя в такой игре, как “Музыкальный телефон”, дети, рассматривая иллюстрации, угадывают, к какой песне они сделаны. Методика проведения игры такова, что позволяет всем детям, независимо от тяжести дефекта, включиться в нее. Угадывая песню, ребенок, у которого отсутствует речь, подходит к столу и выбирает из нескольких иллюстраций или игрушек ту, которая соответствует содержанию песни.

Рисунок 6

 

В игре “Как тебя зовут?” на развитие чувства ритма также может принимать участие тот, у кого отсутствует речь. На вопрос “Как тебя зовут?” ребенок берет кубики и отстукивает ритмический рисунок своего имени: Ка-тя (2 удара), Ма-ри-на (3 удара) и т.д.

Рисунок 7

 

У дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью формирование способности различать звуки по высоте, силе, длительности дает лучшие результаты, если оно строится на зрительной опоре. В игре “Птичка и птенчики” после прослушивания высоких и низких звуков малыши поднимают плоскую модель “мамы птички” - на низкие звуки, а “птенчиков” - на высокие звуки.

Рисунок 8

Различение звуков по силе лучше усваивается с помощью известной игры “Горячо – холодно”, когда звуки бубна усиливаются или становятся тише в зависимости от приближения или удаления ребенка от спрятанного предмета.

Материалы, используемые в работе с детьми
куклы различных систем и игрушки,
сделанные своими руками

Рисунок 9. Чудо-инструменты

Рисунок 10. Дымковская игрушка

Рисунок 11. Верховые куклы на гапите

Рисунок 12. Настольная вязаная игрушка

Рисунок 13. Театр системы “Люди-куклы” Даша и Паша

Рисунок 14. Игрушки на различение звука: Мистер Бумс, Миссис Бонтон и Бамбошка

Приложение 1

Результаты работы

Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры – очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.

Уже сейчас можно видеть, что:

а) в эмоциональном плане у детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и взрослыми, подражать действиям окружающих;

б) наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто стучит в барабан, а только когда играет музыка, выполняет то, что просит музыкальный руководитель, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей;

в) движения становятся более координированными, ритмичными (ребенок попадает палочкой по барабану, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними), развивается общая и мелкая моторика (осваивает все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук – ложки, треугольник и др.), многие дети самостоятельно изменяют движения в соответствии с изменениями в музыке;

г) решается и задача развития познавательной сферы: дошкольники узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. видны изменения в развитии слухового восприятия, памяти, внимания;

д) именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью.

Таким образом, можно говорить о роли именно музыкальных игр в общей положительной динамике состояния ребенка.

Литература

  1. Дошкольное воспитание – 1996. - №5–9 (статья И.Скрыпник. “Логоритмические занятия”).
  2. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. Программа “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание”. М.: Просвещение, 2003. – 272 с.
  3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. Под ред. Е.А.Медведевой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 224 с.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. – 128 с.