Занятия-практикум для детей, поступающих в школу, и их родителей. Цикл занятий "Первые дни ребенка в школе"


Пояснительная записка

Сколько загадок таит в себе детский мир ребенка? Как разобраться в детских капризах, шалостях и непослушании? А Как подготовить ребенка к школе, чтобы его первые школьные впечатления не омрачились страхом, неудачами и обидами? Психологи определяют готовность перечнем таких самых главных качеств:

  1. Желание самого ребенка учиться.
  2. Умение работать по заданному образцу.
  3. Способность к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей.
  4. Способность к произвольному запоминанию.

Презентация 1, Презентация 2 ("Колобок"), Презентация 3 ("Скоро в школу"),
Приложение 4 (сопутствующие иллюстрации), Приложение 5 ("Готовность ребенка к школе")

Но известно, что готовность ребенка к школе заключается не только в умственном развитии, но в еще большей степени в его способности к общению со сверстниками, с взрослыми людьми, с его умением подчинить свое поведение законам детских групп и нормам поведения. Чем лучше у ребенка сформирована коммуникативная готовность, тем меньше проблем возникнет у него и у его родителей. Не надо забывать, что способности не только от Бога. Очень многое можно развить, Очень многому можно научить. Наши занятия рассчитаны на выявление коммуникативной готовности ребенка, с тем, чтобы при необходимости эту готовность развить. Несформированность навыков общения может затруднить адаптацию ребенка, но не станет препятствием, если учитель, знает об этой особенности ребенка.

Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем адаптироваться в школе и успешно усвоить программу начальной школы.

В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:

Важнейшей частью курса является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а так же те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации.

Содержание занятий данного периода направлено на решение поставленных задач. Для этого применяются разнообразные методы и приёмы обучения, формы организации обучения. На первых порах ребёнку особенно необходимо ощущение собственной успешности, поэтому создается ситуация успеха, эмоционального благополучия. Создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт детей, игровые ситуации, прямое и косвенное знакомство с правилами поведения в новой обстановке способствует формированию устойчивой учебной мотивации. Специальные упражнения, направленные на развитие познавательных процессов создают основу успешного обучения.

Занятия проводятся в течение апреля месяца, как составная часть работы “Школы Общения”, 1 раз в неделю по субботам (по два занятия).

В разделе “Ход занятий” достаточно подробно дано описание содержания каждого занятия. В то же время, учитель, полагаясь на свою инициативу, может творчески подходить к занятию, учитывая специфику класса.

Ожидаемый результат:

  • развитие навыков общения;
  • определение типа высшей нервной деятельности детей, поступающих в школу (холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник);
  • выявление детей не способных управлять своим поведением, не умеющих общаться и адаптироваться в новой обстановке.

Календарно-тематическое планирование занятий

День первый

Занятие 1.

Давайте познакомимся.

Познакомиться с будущими своими одноклассниками, с учителем. (Учитель с помощью пиктограммы рассказывает о себе и предлагает детям, если они хотят, рассказать о себе - о своей семье, что он любит и чего не любит, есть ли у него домашние животные)

Занятие 2.

Подготовка к изучению математики.

  • выявить знания детей по счёту в пределах 10;
  • развивать внимание, мышление, речь.

День второй

Занятие 1.

Школа - прошлое родителей и будущее детей.

  • дать возможность детям познакомиться с интересами и увлечениями своих будущих одноклассников, рассказать о своих увлечениях;
  • организация детского сотрудничества. Главная задача занятия показать, что оценивать может не только учитель, но и сверстник.

Занятие 2.

Подготовка к письму и грамоте.

  • оценить уровень развития звукового анализа;
  • развивать мелкую моторику.

День третий

Занятие 1.

Правила школьной жизни.

  • введение ребенка в атмосферу групповой работы. На первом занятии главное - “нам хорошо работать вместе”. Даются задания на упражнения делать что-либо вместе. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок научился внимательно смотреть, слушать собеседника, умел дарить тепло и доброту.

Занятие 2.

Путешествие в сказку

  • привитие любви к сказке и чтению сказок, привитие любви к знанию, к школе, к процессу познания мира через учебные занятия;
  • воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
  • развитие художественного вкуса, творческого воображения, речи;
  • расширение кругозора.

День четвертый

Занятие 1.

Знакомство со школой.

  • разговор об отличии школьников от дошкольников. На ленте школьного времени выставляются картинки, обозначающие школьные дела.
  • познакомиться со школой, в которой они будут учиться. Поговорить о школьных правилах (презентация).

Занятие 2.

Проверка готовности ребенка к школе

  • развитие у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
  • развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики руки;
  • проверить кругозор.

Первый день

Занятие № 1.

Тема: давайте знакомиться.

Цели:

  • развитие навыков общения (умение рассказывать о себе, составлять портрет одноклассника, выступать у доски);
  • воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
  • знакомство детей друг с другом, с учителем;
  • учить детей задавать вопросы по теме “Знакомство”;
  • развивать речь, внимание, наблюдательность.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: парная, коллективная.

Оборудование: каждому ребенку нужно раздать по два кружка из плотной бумаги: на одном – лицо с улыбкой, на другом – недовольное лицо. На обратной стороне указывается фамилия ученика. Такие же кружки, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске.

Организация занятия:

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и
формируемые умения

Вступительное слово учителя Дорогие ребята и уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Наши первые занятия будут проходить в форме игры, где мы познакомимся друг с другом, научимся выполнять школьные правила и попробуем себя в роли учеников.

Ребята. Совсем скоро вы станете учениками. Вы будете учиться вместе 11 лет, станете одним дружным коллективом. Много интересного и удивительного вы узнаете. Изучите много новых предметов, сделаете необычайные открытия.

 
Знакомство с педагогом Но вначале нам нужно познакомиться. Я не знаю вас, а вы не знаете меня, нам неудобно общаться, поэтому будем знакомиться. Я расскажу о себе, а каждый из вас по очереди расскажет о себе.

Меня зовут Татьяна Васильевна, я буду вашим первым учителем. Но вы обо мне ничего не знаете, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу. Все вы можете узнать, задавая мне вопросы. (Ребята задают вопросы)

Вы обо мне уже много узнали, а теперь давайте знакомиться с вами.

Как же вас зовут? Когда я скажу 3-4, каждый громко-громко скажет свое имя.

Что-то не получилось громко. Давайте попробуем тихо сказать. Каждый шепотом скажет свое имя. Опять что-то не то. Как же нам познакомиться? В чем же дело? Почему мы ничего не понимаем?

Верно, все дело в том, что все говорят одновременно. Вместе хорошо работать, весело играть, здорово петь, а вот отвечать плохо: когда все говорят одновременно, то ничего непонятно. Давайте попробуем говорить по-другому.

Я предлагаю всем нам познакомиться, сначала с соседом по парте.

Коммуникативные умения: учиться строить коммуникативные отношения с учителем

Деятельностные умения: учить создавать нормы деятельности и поведения

Коммуникативные умения: знакомство со школьным правилом “говорим по-очереди”

 

Знакомство детей Узнайте у своего соседа по парте, как его зовут, что он больше всего любит, чем охотнее всего занимается. А затем поменяйтесь ролями.

После того как ребята закончат диалоги, каждый ряд по очереди выходит к доске, и ученики по очереди рассказывают, что узнали о своих соседях. (После выступления каждого, дети задают ему вопросы). Например, “Какие животные есть у тебя дома”? “ В какие игры ты любишь играть”? “ Есть ли у тебя братья и сёстры”? и т.д.

Коммуникативные умения: снятие напряженности, страхов, боязни школы

Деятельностные умения: уметь создавать для себя нормы поведения

Игра “Будь внимательным” (физкультминутка) - Когда люди разговаривают, они смотрят друг на друга. А чтобы проверить вашу наблюдательность мы сейчас поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.

- У кого из вас сосед по парте - мальчик? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя.

- У кого сосед с темными волосами? И т.д.

 
Наш класс – это все мы! Смотрите все вместе мы класс. Вот какой наш класс – это все мы. А в детском саду как называли? (Группа)

Ребята, наш класс – это все мы, а еще наш класс – это комната, где мы находимся. Посмотрите, какой класс замечательный: светлый, уютный. ли вы его любить, заботиться, не обидите ли вы его.

Ребята, которые учатся здесь, очень любят этот класс: ухаживают за цветами, протирают пыль; следят за порядком: бумажки и разный мусор бросают в мусорную корзину; когда на улице грязно - переобуваются в чистую обувь. Вам нравится наш класс? Вы не будете его обижать?

Тогда давайте сделаем классу подарок: украсим его солнышками. Каждый из вас нарисует солнышко. В нем можно написать свое имя.

Листы бумаги небольшие. Каждый ребенок рисует свое солнышко и прикрепляет на доску. Мы любуемся ими и встаем в круг для того, чтобы еще раз услышать, кого как зовут.

Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя и т.д..

После этого садимся за парты. Обращаю еще раз внимание на солнышки. Любуемся ими.

Коммуникативные умения:формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – “класс”, снятие напряженности, страхов, боязни школы

Деятельностные умения: уметь создавать для себя нормы поведения

Подведение итогов Когда все дети выступят, предлагаем им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к занятию: если занятие понравилось, дети покажут смеющееся лицо а если не понравилось – грустное Деятельностные умения: осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства

Занятие 2.

Подготовка к изучению математики

Тема: Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт.

Цели:

  • выявить знания детей по счёту в пределах 10;
  • развивать внимание, мышление, речь.

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и
формируемые умения

Организационный момент Звенит звонок. Начинаем наше второе занятие.

Какие девочки и мальчики красивые! А кого же в нашем классе больше? Как узнать?

I вариант – посчитать и сравнить: выйдут девочки, а мальчик их посчитает; выйдут мальчики, девочка их посчитает, потом сравниваем.

II вариант – как по другому узнать кого больше? Верно, нужно встать парами мальчики встаньте в пару с девочками. Кто же остался без пары (2 девочки).

Вывод: в классе больше девочек.

На сколько больше?

Настало время познакомиться с очень интересной наукой – математикой.

Познавательные умения: выяснить запас математических представлений детей

Знакомство с наукой “Математика”.
  • работа над количественным счётом;
  • работа с отрезками натурального ряда чисел;
  • работа над порядковым счётом.
- Ребята, кто из вас уже умеет считать?

- Посчитайте от 1 до 10.

- Посчитайте сколько в классе ребят?

- Сколько в классе мальчиков?

- Сколько в классе девочек?

- Сколько учеников сидит в первом ряду?

- Сколько учеников сидит во втором ряду?

- Сколько учеников в третьем ряду?

- Назовите числа.

- Какие цифры пропущены на жёлтой полоске?

- Какие цифры пропущены на зелёной полоске?

- Назовите, какие предметы изображены?

- Сосчитайте сколько их?

- Что стоит первым, вторым, пятым? И т. д.

- Что стоит за яблоком? Что стоит за зонтом? Что стоит между пирамидой и яблоком? И т.д.

 
Физкультминутка Упражнение на внимание

1. Солнышко и тучка.

Солнце зашло за тучу, стало свеж – сжаться в комок, чтобы согреться(задержать дыхание 3-4 сек.)

Солнце вышло из-за тучки, стал жарко – расслабиться, сделать глубокий выдох.

2. Сосулька.

“У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет - гвоздь упадет”.

Дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседают.

 

Работа на листочках:.
  • самостоятельная работа;
  • коллективная работа.

Работа со счетными палочками, развитием мелкой моторики. Работа по образцу

- Напишите цифры, которые вы знаете.

- Сосчитайте, сколько предметов в каждой рамочке и подпишите соответствующую цифру.

- Рассмотрите рисунок. Назовите одним словом, что изображено.

- Сосчитайте сколько на рисунке предметов по отдельности и запишите соответствующую цифру в клетке.

- Выложите на парте из счетных палочек точно такие же фигуры. Сколько вам потребовалось палочек, чтобы выложить домик, флажок?

 
Итог - Что запомнилось вам на занятии?

- Что понравилось?

- Какая работа оказалась самой сложной?

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства

Второй день

Занятие № 1.

Школа – прошлое родителей и будущее детей

Цели:

  • развитие навыков общения;
  • воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
  • развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики руки.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: карточки с буквами, заготовки для макета дома.

Организация занятия:

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи и формируемые умения

Вступительное слово учителя.

Закрепление знакомства

- Здравствуйте уважаемые родители и ребята! Мы рады вас вновь видеть на наших занятиях. тема которого “Школа – прошлое родителей и будущее детей”.

- Ребята, на столе лежат карточки с вашими именами. Где же чья карточка. Что-то я запуталась. Помогите. Показываю карточку, кто-то из детей читает имя и “дарит” ее ребенку, чье имя на карточке.

 
Творческое дело.

Вводная беседа

Загадка про дом

- Давайте подумаем, что же такое дом? (Ответы детей)

Учитель прикрепляет на доску букву Д.

- Кто знает, как называется эта буква? Совершенно верно – эта буква называется “дэ”, а на старославянском языке она звучала - “добро”.

- Давайте посмотрим, а что вам напоминает эта буква?

Раньше русские люди так и называли эту букву “дом”. Ребята, дом охраняет людей от зверей, злых людей, от бед. Он дает тепло, уют, покой. В нем мы растем, работаем, нянчим детей, поем песни, рассказываем сказки. Дом – это целый мир.

- А какая вторая буква в слове дом?

- На что она похожа?

- “Посмотри на колесо- А увидишь букву О”.

А еще эта буква похожа на хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, мама и папа, сестра или брат. Это ваша семья.

- А на что похожа буква “эм”?

Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я –
Это мы. А между тем
Получилась буква М.

А теперь давайте посмотрим все ли буквы на своем месте.

Сегодня мы будем строить дом.

- А без чего не может быть дома? (Без крыши, стен, окон, дверей)

 
Работа в группах - Ребята, сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы на столе клей и заготовки для дома. Постройте все вместе дом для своей группы. Коммуникативные умения: формирование у учащихся отношения друг к другу как к целостной группе – “класс”
Подведение итогов А теперь ваши замечательные дома поместим на доску.

- Что вам помогало в вашей работе? (Доброта, дружба, улыбка)

 

Занятие 2.

Подготовка к письму и грамоте

Цели:

  • оценить уровень развития звукового анализа;
  • развивать мелкую моторику.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: карточки с буквами, заготовки для штриховки, карточки с рисунками.

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи и формируемые умения

Организационный момент – Отгадайте загадку:

Чёрные птички

На каждой страничке

Молчат, ожидают

Кто их отгадает. (Буквы)

– Дети, что можно делать с буквами?

- Какие буквы написаны в книгах, в учебниках, в журналах, в газетах? (Печатные)

- Кто из вас уже знает буквы?

- Я буду показывать буквы, а вы называйте те, которые вы знаете.

 
В мире звуков и букв - На доске картинки, в названии которых есть звуки [а] [у] [о] [и].

- Назовите рисунки в каждом ряду.

- Найдите названия картинок, со звуком [а]; [у]; [о]; [и].

- Где они находятся? (В начале слова, в середине, в конце)

- Кто из вас знает, какие это звуки? Гласные или согласные? Почему?

- Назовите по памяти слова, начинающиеся с этих звуков.

- Найдите ошибки в написании печатных букв, и напишите их правильно.

 
Физкультминутка Облако

Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть

 
Гимнастика для пальчиков Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадку
Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы, сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз

 
Выполнение штриховки упражнения для развития мелкой моторики - Что вы видите на рисунке?

- Какие геометрические фигуры вы видите?

- Посчитайте, сколько кругов? Сколько прямоугольников?

- Обведите рисунок по контуру.

- Заштрихуйте круги слева-направо, а прямоугольники сверху-вниз.

 
Выставка работ. Анализ - В каких работах правильно выполнена штриховка? (Сверху-вниз, слева-направо)  

Окончание занятий

Наш учебный день подходит к концу. Мне бы очень хотелось знать, понравился ли он вам.

На столах у вас лежат жетоны. Подарите жетон одному из гномов: (На доске 3 гнома: веселый, грустный, равнодушный)

Если понравилось в школе – то улыбающемуся гному; если нет – то грустному, а если что-то понравилось, а что-то нет, то третьему гному

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию учебных занятий и выражать свои чувства

Третий день

Занятие первое.

Правила школьной жизни

Цели:

  • познакомить детей со школьными правилами;
  • воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
  • развитие речи, внимания, памяти;
  • расширять кругозор.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, мяч.

Организация:

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и формируемые умения

Беседа о слове “Здравствуйте” - Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Когда люди говорят “Здравствуйте”, они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия.

- А какие приветствия знаете вы?

Коммуникативные умения: развитие умения ориентироваться в пространстве; понимать границы пространства и корректировать в связи с ними свои действия и поведение
Школьные правила приветствия. (Инсценировка и осуждение отдельных ситуаций) Настало время узнать правила, по которым люди живут в школе.

Раз, два, три, слушай и смотри…
А зачем вообще правила нужны.
И что это такое?
Какие правила вы знаете?

Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам, они показывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимание – быть беде! А есть ли в школе правила? Зачем они нужны?

Какие школьные правила вы уже знаете?

а) До уроков.

При входе в класс нужно поздороваться со всеми присутствующими, а потом еще раз отдельно с друзьями и учителем.

б) Начало урока.

Учитель здоровается с классом, дети “Здравствуйте” хором не произносят. Выполнение правила “Готов к уроку”, когда дети стоят у своих парт, обозначает приветствие.

в) Во время урока:

Если во время урока в класс кто- то заходит и здоровается с детьми, они должны молча встать у своих парт.

г) Во внеурочное время:

При встрече со знакомым учителем на перемене или на улице ученик должен поздороваться первым

Деятельностные умения: осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения
Правила поведения школьника Проигрываем ситуации: начало урока, окончание урока, в класс вошли (лента времени)

Что делать, когда звенит звонок на урок? С урока?

А если во время урока в класс войдет кто-либо из взрослых.

Что делать, если во время урока нужно выйти из класса?

У нас тоже есть свои знаки, которые показывают нам определенные правила.

Знакомимся со знаками: как думаете, что обозначает знак (соблюдай тишину)

А этот? (На карточке ребенок с поднятой рукой) (ответить хочешь – не шуми, а только руку подними)

А этот? (На карточке несколько ребят, которые говорят вместе) – (отвечаем хором).

Вот как много у нас правил. Мы постепенно их все запомним. Они важны для порядка

Познавательные умения: введение правила – “хочешь ответить – подними руку”, “не разговаривай на уроке, если это не связано с выполнением задания”, “начало урока”, “окончание урока”, “в класс вошел кто-либо во время урока”
Физкультминутка “Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч
 
Знакомство со школьными принадлежностями. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей – ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?

Если ей работу дать-
Зря трудился карандаш.
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там глядишь – красота!

Вот какие школьные принадлежности нужны школьнику

 
Коллективное дело А ведь ваши мамы, которые сегодня присутствуют на нашем занятии, тоже когда – то ходили в школу.

Сейчас мы с вами пофантазируем, и каждый из вас попробует себя представить, каким он себя видит 1 сентября.

А в это время ваши родители вспомнят себя и нарисуют

 
Подведение итогов Сравниваются рисунки родителей и их детей.

Подводятся итоги занятия

Коммуникативные умения: выражать себя, мир своих чувств

Занятие второе

Путешествие в сказку

Цели:

  • воспитание у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
  • развитие художественного вкуса, творческого воображении, речи;
  • расширение кругозора.
  • привитие любви к сказке и чтению сказок, привитие любви к знанию, к школе, к процессу познания мира через учебные занятия.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши, иллюстрации к сказкам. компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Оформление класса: сказочные герои, выставка рисунков учащихся “Мы рисуем сказку”, выставка книг “Мои любимые сказки”.

Авторский медиапродукт: презентация.

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и формируемые умения

Вступительная беседа В школе есть замечательный урок – литературное чтение. На этом уроке мы с вами будем путешествовать по разным сказкам и рассказам.

А хотите ли вы сейчас попасть в сказку?

Наша сказка будет необычная. Чтобы попасть в эту сказку, мы должны проделать длинный и сложный путь, где нас будут поджидать различные препятствия. А вы их не боитесь?

Но не забудьте, что все преграды мы должны преодолевать вместе. Помогайте друг другу. И вместе с нами в страну сказок отправится – сказочный герой. Кто он? Давайте мы узнаем!

Деятельностные умения: осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения
Презентация (1 часть). Слушание и рассказывание сказки “Колобок” Румяный круглый паренёк
Сбежал из дому на денёк
С весёлою песенкой бродил
и все напасти обходил
До той поры, пока в лесу
Не встретил хитрую лису (колобок).

Молодцы! Это действительно Колобок – герой русской народной сказки. Вместе с ним мы и отправимся в сказку.

Презентация (1 часть)

 
“Собери сказку-мозаику” Для каждой группы даётся разрезанная, на несколько частей, картинка-фрагмент сказки. Дети вместе собирают картинку, обсуждают её название, о чём она, чему она нас учит. Коммуникативные умения: формирование у учащихся умения работать в группе
Физкультминутка Попугай

Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания)
Прыгал, кланялся, шалил, с малышами говорил.
(Наклоны головы или туловища вперед)

 

Презентация (2 часть)

Отгадывание сказки

Молодцы! Все дети любят сказки, я уверена, что вы хорошо знаете русские народные сказки.

Сейчас я буду читать отрывки из сказок, а вы отгадываете ее название

 
Итог занятия Вот мы и подошли к концу нашего путешествия. Мы можем продолжить, читая сказки, слушая их, а можем посмотреть по телевидению. А ещё мы можем нарисовать сказку.

Дома сделайте рисунок к вашей любимой сказки.

А на следующем занятии мы устроим выставку ваших рисунков

 

Четвертый день

Занятие №1.

Знакомство со школой

Цели:

  • познакомить со школой;
  • использовать на практике правила вежливости;
  • расширять кругозор.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: групповая, коллективная.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши.

Организация занятия

Тема: “Знакомство со школой”

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и формируемые умения

1. Беседа о школе

Построение для экскурсии по школе

Беседа о школе, ее истории и традициях.

Звенит звонок. Начинаем наше занятие. Настало время познакомиться со школой.

Деятельностные умения: осуществлять выбор своих действий, умение создавать для себя нормы поведения
2. Экскурсия по школе Проводим экскурсию по школе. Во время экскурсии дети могут посетить:

-библиотеку;

- медицинский кабинет;

- столовую;

- кабинет директора;

- кабинет завуча начальных классов;

- спортивный зал;

- кабинеты музыки, хореографии;

- группу продленного дня.

Необходимо напомнить детям о соблюдении тишины и правил вежливости.

Коммуникативные умения: развитие умения ориентироваться в пространстве; понимать границы пространства и корректировать в связи с ними свои действия и поведение
3. Обмен впечатлениями Понравилась школа? Что особенно понравилось? Что удивило вас? Давайте договоримся: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. Я увижу ваш сигнал, и вы ответите на вопрос.

В нашей школе много разных кабинетов. А в каждом из них – ребята – жители нашей школьной страны. Можно сказать, что каждый класс – это маленький город со своими традициями. И у нас с вами тоже будут свои традиции.

Коммуникативные умения: выражать себя, мир своих чувств

 

Презентация “Скоро в школу” После экскурсии учитель предлагает детям посмотреть презентацию “Скоро в школу”  
Подведение итогов Предлагаю вам с помощью пиктограммы выразить свое отношение к занятиям: если занятие понравилось, покажите смеющееся лицо а если не понравилось – грустное  

Занятие № 2.

Проверка готовности ребенка к школе

Цели:

  • развитие у детей умений слушать, принимать и выполнять инструкцию учителя;
  • развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики руки;
  • проверить кругозор.

Время выполнения: 30 минут.

Форма проведения: индивидуальная, совместно с родителями.

Оборудование: раздаточный материал, альбомные листы, цветные карандаши.

Организация занятия

Тема:“Знакомство со школой”

Этапы урока

Содержания деятельности учителя и учеников

Задачи этапа и формируемые умения

Вводная беседа Уважаемые родители, сегодня у нас последнее занятие и его мы проведем все вместе.

На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.

 
  Все задания ребенок должен выполнять самостоятельно, вы, родители, только контролируйте работу своего ребенка.

Правильно выполнить эти задания способен каждый малыш шести-семи лет, а вот справиться с работой за отведенное время могут далеко не все.

Не подсказывайте ребенку, даже если он что-то делает неправильно. Ведь наша задача — проследить, как ребенок справляется с работой.

Будьте объективны и беспристрастны, как приемная комиссия.

А задания нам принесли наши друзья – Вини Пух, Хрюня, ослик Иа, Тигруля.

А вы знаете из какой сказки они к нам пришли?

Коммуникативные умения: развитие умения ориентироваться в пространстве; понимать границы пространства и корректировать в связи с ними свои действия и поведение
Задание 1. Фонетический тест Первое задание от Вини Пуха.

Вводное объяснение. Давай попробуем написать несколько слов, но не буквами, а кружочками — на “круглом” языке. Это значит вот что: сколько в слове звуков, столько кружочков надо нарисовать.

Возьмем, например, слово ГОЛ. Послушай, как оно звучит: Гол, гОл, го Л. (Произнося слово, выделяете в нем по очереди все звуки, из которых оно состоит)

А теперь посмотри, как это слово выглядит записанным на “круглом” языке: ООО

Как видишь, в этом слове 3 звука, и поэтому мы нарисовали 3 кружочка.

Инструкция. Теперь я тебе прочитаю несколько слов, а ты их попробуешь написать на “круглом” языке сам. Слушай меня внимательно: ГОРА, СЫН, ЗВЕЗДА, ВЕСНА

Деятельностные умения: развитие звукового анализа, способность воспринимать слово на слух, определять его звуковой состав и записать в виде знаковой модели

Задание 2. Графический диктант

Второе задание от Тигрули

Вводное объяснение.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Кто это?

Сейчас мы попробуем нарисовать узор кошечки. Постарайтесь, чтобы он получился красивым и ровным . Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вам нужно провести линию. Когда проведете линию, не отрывай карандаш от бумаги, ждите, пока я не скажу, что надо делать дальше.

Примечание. Узор следует диктовать, делая между этапами работы паузу (1–2 секунды), чтобы ребенок успевал закончить каждую предыдущую линию

Деятельностные умения: умение слушать и выполнять инструкцию, умение ориентироваться в своей работе
Задание 3. Словарный тест (приложение) Третье задание от ослика Иа.

Сейчас вы превратитесь в настоящих учеников. Я буду задавать вопросы, вы внимательно меня слушайте и, если знаете ответ, поднимаете руку, чтобы ответить

Деятельностные умения: развитие познавательных процессов, умение сравнивать и обобщать, словарный запас, умение строить умозаключения
Физкультминутка

Совушка-сова

Ах ты, совушка - сова,
и.п. о.с. руки на плечи, круговые движения
Ты большая голова!
руки на затылок, наклоны влево, вправо,
Ты на дереве сидела,
высокое поднимание колен
Головою ты вертела
повороты головы вправо, влево
Во траву свалилася,
глубокий наклон вперед
В яму покатилася.
2 приседания

 
Задание 4. Самостоятельная работа (приложение) Последнее задание от Хрюни.

Вам нужно прочитать задание и выполнить его. Да. Действительно читать умеют еще не все. Как же нам быть? Конечно, родители помогут вам справиться с этим заданием (родители читают задание, дети самостоятельно его выполняют).

Не подсказывайте ребенку, даже если он что-то делает неправильно. Ведь наша задача – проследить, как ребенок справляется с работой.

Будьте объективны и беспристрастны, как приемная комиссия

 
Итог занятия - Что было интересно?

- Что огорчило?

Наши учебные занятия подходят к концу. Мне бы очень хотелось знать, понравились ли они вам. Подарите мне на память маленькие сердечки.

Очень доволен.

Не очень доволен.

Совсем недоволен.

 

Родительское собрание

Готовность к школе (презентация)

И вот он приближается – тот радостный день, когда ваши дети переступят порог школы. У родителей, отправляющих детей в первый класс, возникает множество вопросов, они не всегда знают, как вести себя со своими детьми, которые скоро станут первоклассниками. Мы постараемся максимально помочь будущим ученикам и вам родителям почувствовать атмосферу школьной жизни.

Итак, ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень обширная, и нашей целью будет конкретизировать ее до такой степени, чтобы вы, родители будущих первоклассников могли понаблюдать за своим ребенком и постараться самим определить – готов ли Ваш ребенок к школе.

Показ презентации “Пора ли в школу?”.

Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться? И для чего вообще знать это? Возможно, дождаться шести или семи лет (это уж как сложится) и отправиться в школу? Но ведь то, насколько ребенок будет готов к ней и определит его успешность в учебе. То есть, дошкольник при поступлении должен обладать определенным уровнем психического развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать. Хотя, не скроем, при поступлении наблюдают и за этим.

Понятие готовности включает в себя несколько характеристик. Во-первых, определенный интеллектуальный уровень развития. У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говорится в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти. Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю мотивацию от внешней. То есть, дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М: Просвещение, 1983.
  2. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - М: Педагогика, 1989.
  3. Кушнир Н.Я., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Сборник загадок / Сост. Карпенко М.Т. - М: Просвещение, 1988.
  5. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. - М: Новая школа, 1992.