Занятие по экологии "Путешествие в зимний лес" (старший дошкольный возраст)


Задачи.

  1. Закреплять знания детей о зимнем лесе, полученные на занятиях и в повседневной жизни.
  2. Учить видеть красоту леса и радоваться ей.
  3. Учить распознавать и называть деревья. Через дидактические игры, стихи дать детям дополнительные знания по теме.
  4. Закреплять знания детей о лекарственных растениях леса.
  5. Дать детям понятие о том, что нелегко перезимовать птицам, диким животным. * Расширять представление об охране природы, закреплять правила поведения в природе.
  6. Развивать образное восприятие, воображение и художественное творчество дошкольников.
  7. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе

Словарная работа: Названия лекарственных растений, птиц.

Материал: ТСО с записью пения птиц, маски птиц, зверей, пни березовые, осиновые и дубовые, елки. Необходимые реквизиты для персонажа Незнайки.

Выставка: сухие лекарственные травы, сушеные плоды: шиповник, лесные ягоды и съедобные грибы, дидактические игры по теме, набор картинок “Запрещающие знаки”.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, мы приближаемся к лесу. Слышите голоса птиц, послушайте, пожалуйста, полюбуйтесь (включается аудиозапись). Чтобы войти в лес, нам необходимо найти ключ, который находится в отгадке загадок, которые я вам сейчас загадаю, послушайте.

1. Заготовила она
Краски все для всех сама:
Полю - лучшие белила,
Зорям - алые чернила.
Всем деревьям – чистые,
Блестки серебристые. (Зима)

2. Весной веселит,
Летом холодит.
Осенью кормит,
Зимой согревает. (Лес)

3. Летом одевается,
К зиме раздевается. (Дерево)

Диалог с детьми.

- Скажите, друзья мои, это куда вы собрались?

- В лес.

- А зачем?

Варианты ответов.

- Полюбоваться зимним лесом.

- Послушать голоса птиц.

- Подышать свежим воздухом леса.

Воспитатель. Молодцы, друзья мои. Вот вы, наконец, нашли ключ к лесу. Давайте, пройдем вглубь леса.

Проходят по лугу, осматривают деревья, обращают внимание на кормушку, на птиц. Посмотрите, дети, какой-то волшебник или добрый человек повесил кормушку на ветку. А какой гостеприимный лес, к нашему приходу приготовил нам место для отдыха (усаживаются на приготовленные пни, поваленное дерево). А сейчас, друзья, я хочу с вами побеседовать.

- Что вы знаете о лесе?

  • Лес - наш друг.
  • Для зверей, диких животных лес- это дом, кормилица.
  • Поля защищает от сильного ветра, дает влагу.
  • А деревья, растущие в лесу, для чего служат?
  • Из дерева строят дома, делают мебель.
  • Почки деревьев, листья, лекарственные растения леса, ягоды имеют целительную силу.
  • Из ягод, плодов делают варенье, компоты.

Воспитатель. Правильно, лес обладает огромным богатством. Скажите, дети, если бы деревья могли говорить, то о чем бы они просили людей?

Ответы детей.

- Не ломайте наши ветки.

- Не сжигайте нас.

- Не сорите лес и луга.

- Не оставляйте за собой мусор.

Воспитатель: А скажите, дети, не холодно зимой деревьям?

- Деревьев защищает снег.

- Правильно, дети, чтобы не замерзали корни, их защищает слой снега.

Появляется Незнайка с рогаткой. Он идет, ломает ветки, пеняет грибы, мелкие кусты, что из-под снега виднеются.

Незнайка: (сгибает ветку березы, ломает ветку).

Дети: Ломать ветки деревьям запрещается.

Незнайка. А вы много знаете.

Воспитатель. Да, Незнайка, наши дети много знают и они хорошие защитники природы - юные экологи.

Незнайка подходит к дереву, на котором висит кормушка:

- А это что еще такое?

Дети. Это - кормушка.

Незнайка: Для чего кормушка?

Дети: Это место для кормления птиц, т.е. птичья столовая.

Незнайка. Так много знаете, удивляюсь (стреляет из рогатки в птиц).

Воспитатель. Дети, Незнайка обижает птиц. Нельзя, Незнайка, ты плохо поступаешь. Зимой им итак холодно и голодно. Тут мы с детьми как раз беседовали о том, как беречь природу, как помочь птицам.

А сейчас, кто знает пословицы и поговорки о природе.

  • Лес - богатство и краса, береги свои леса.
  • Деревья - земли украшение.
  • Лес - наше богатство.
  • Много леса - не руби, мало леса - береги, нет леса - посади!
  • Рощи да леса - всему свету краса.

Вот, какие хорошие пословицы и поговорки вы знаете о лесе. Сегодня мы с вами вспомнили о том, как надо правильно вести себя в лесу. Не забывайте заботиться о родной природе не только на территории детского сада, но и в лесу, парке, у рек и водоемов, чтобы везде было чисто и красиво, чтобы цветы цвели и птицы пели.

Дидактическая игра “Лесные животные”

Цель. Побуждать детей рассказать о каждом диком животном, подобрав как можно больше прилагательных и глаголов, характеризующих их.

Например: Кто это? (Волк)

- Какой волк? (Серый, злой, зубастый, хищный, большой, сердитый, угрюмый, голодный)

- Что делает волк? (Охотится, воет, ищет добычу, быстро бежит, поджимает хвост, зубами щелкает)

- Какая лиса (Хитрая, рыжая, длиннохвостая, пушистая, лукавая и т.д.)

- Что делает лиса? ( Хитрит, рыщет, охотится за курами, быстро бегает)

- Какой заяц? (Серый, белый, трусливый, небольшой, длинноухий, быстрый, пугливый, робкий)

- Что делает заяц? (Бегает, прыгает, прячется, боится, прислушивается, настораживается, убегает)

- Какой медведь? (Большой, косолапый, лохматый, тяжелый, ленивый, грузный, неуклюжий, неповоротливый)

- Что делает медведь? (Блуждает, спит, лезет на дерево, лакомится ягодами, любит сладкое, сосет лапу, просыпается)

- Кто это?

- Белочка.

- Белочка какая. (Прыткая, быстрая, подвижная, живая, маленькая, пушистая, рыжая, ловкая, запасливая, хвостатая)

- Что делает белочка? (Прыгает, мчится, бежит, грызет орешки, устраивает гнездо, выводит бельчат)

Звучит аудиозапись “Голоса леса”.

Воспитатель. А сейчас побеседуем с вами о птицах, загадаем загадки.

1. Черный жилет
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как узор. (Дятел)

Беседа по содержанию загадки.

- Почему решили, что это дятел?

- Дятел называют “лесным доктором”, почему?

- Как он узнает, что есть личинки у дерева? (Стук глухой или звонкий)

- Зачем дятлу острый нос как топор?

- Какую пользу приносит дятел?

- Каких дятлов вы знаете?

- Почему его называют пестрым?

- Желна - это кто? (Черный дятел)

Ребенок.

2. Не зря прилетают
Зимой эти птицы
Горят на снегу они
Как фонари. (Cнегири)

- Как узнать снегиря?

- Чем питаются снегири?

- Зачем снегирю крепкий клюв?

Воспитатель. “А что это за птица?”

3. Ты с модницей этой,
Конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится.
Все хвастает, синим своим сюртуком,
И шапочкой синей гордится. (Синица)

- За что назвали ее синицей?

- За синюю шапочку.

- Почему вертушке не сидится на месте?

- Кто помогает синичкам добывать корм?

- В лесу синички находят корм около “кузницы дятла.

- А почему все птицы не улетают в теплые края?

- Что страшнее для птицы - голод или холод?

- Как люди могут помочь птицам?

- Подкармливать птиц, заботясь о них.

Воспитатель. Дорогие друзья, подошло время нам расстаться с лесом. Мы сегодня с вами от души попутешествовали по лесу. Вы, оказывается, очень любите природу, о которой рассказали стихи, поиграли, отгадывали загадки о птицах, лесных зверях.

Но, дети, природу любить мало, ее надо беречь и охранять. Мы не должны терпеть тех, кто ломает деревья, кусты, разоряет птичьи гнезда, засоряет водоемы. А теперь мы возвращаемся из леса.

Звучит аудиозапись “Голоса птиц”, под которую дети прощаются с лесом.

Воспитатель, дети. До свиданья, лес. Мы тебя любим.