Занятие в старшей группе с элементами интеграции "Что мы знаем о рыбах"


Программное содержание. Закреплять знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания. Активизировать словарь с помощью слов: чешуя, плавники, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов. Упражнять в делении слов на слоги, в определении позиции звука в слове. Упражнять в счете в пределах 10, ориентировке в пространстве. Закрепить знание геометрических фигур, ориентировке на листе бумаги. Развивать мышление, память.

Материал. Картинки с изображением рыб и птицы, карточки на определение места звука в слове (образец и на каждого ребенка); два обруча, кружки; пособие на ориентировку на листе бумаги для игры “Куда плывут рыбки”; на знание геометрических фигур “Из каких геометрических фигур составлены рыбки”; цветные квадраты (5 и 7 см.), ножницы, клей, карандаши.

Ход занятия

Дети мы сегодня с вами совершим путешествие в мир…, а в какой, вы узнаете, отгадав загадку:
– Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть – не мигаю, Крылья есть, а не летаю.
Правильно, это рыбы. Мы сегодня совершим путешествие в мир рыб.
Посмотрите на доску и скажите, какая картинка здесь лишняя? И почему? (На доске изображение рыб и птицы.)
Где живут рыбы? В каких водоемах?
Почему в народе так говорят: “Рыбыдети воды?”
Давайте вспомним строение рыб. (Голова, тело, хвост, плавники.)
Для чего рыбам нужен хвост? (Служит рулем.)
Для чего нужны плавники? (Помогают плавать.)
Чем покрыто тело рыб? (Чешуей.)
– “ У родителей и деток вся одежда из монеток” – почему так говорят?
– Чем дышат рыбы? (Жабрами.)
– А каких рыб вы знаете?
– Сколько частей в слове Рыба? (2), Сом (1), Навага (3).
– Определите, где стоит звук в слове Игра “Определи место звука в слове” Перед вами схемы слова, закрасьте тот квадрат, где стоит звук.

Звук “С” в слове Сом.

Звук “Щ” в слове Лещ.

Звук “Р” в слове Карась.

– Следующая игра “Рыбки в озере” (3раза), вместо физкультминутки.

Вы будете рыбками, будете плавать, по сигналу подплывете к месту кормежки, в каждом обруче определенное количество корма, где смогут подкрепиться рыбки. Сколько в этой кормушке корма? А в этой? Сколько рыбок покормиться в этой кормушке? (Для игры – обручи и кружки.)

– Следующая игра “Куда плывут рыбки”. (Пособие с изображением разноцветных рыб, плывущих в разных направлениях.)

Сколько всего рыбок? Сколько плывет вправо? Какого цвета? Сколько влево? Вверх? Вниз? Какого цвета?

– Играем дальше “Из каких геометрических фигур составлены рыбки?” (Пособие с изображением рыб составленных из разных геометрических фигур: кругов, квадратов, прямоугольников, треугольников, ромба и трапеции.)

– Игра “Назови ласково” (Рыба, голова, хвост, плавники, чешуя, тело).

– Посмотрите, что у меня есть? Правильно аквариум. А кого в нем не хватает? Рыбок. Давайте, заселим наш аквариум рыбками. Мы их будем делать, из каких геометрических фигур? Правильно, из квадратов. Сгибаем квадрат пополам по диагонали и еще раз по диагонали. То же самое делаем со вторым квадратом. Большой треугольник – это тело, а маленький – голова. Соединяем два треугольника с помощью клея, на хвосте делаем надрезы. Вот и получилась наша рыбка.

Какой красивый аквариум у нас получился!

– Какие сказки знаете о рыбах? В каких произведениях о них говориться?
– О чем мы сегодня с вами говорили?
– Куда путешествовали?