Формирование представлений детей о родном крае как части большой страны – России


Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта своей работы, могу ответить утвердительно: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, формируется в процессе планомерной работы и воспитания.

Я считаю, что моя главная задача как педагога ДОУвоспитание культурного человека, любящего свой край, свое Отечество, свою Родину.

Поставленная задача решается в каждой группе в соответствии с возрастными особенностями детей.

Пути решения педагогической задачи в младшей группе:

В средней группе:

В старшей группе:

В подготовительной группе:

  • Расширять и углублять знания детей о родной стране, крае (“Москва – столица России”, “Мой край родной”);
  • Продолжать знакомить с достопримечательностями города;
  • Воспитывать желание беречь малую Родину, умножать ее традиции.

Примечание: наибольший объем знаний дети получают в старшем дошкольном возрасте.

Знакомство с родным краем начинаю с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет, с района, где находится его детский сад. Круг знакомства постепенно расширяется: старших дошкольников знакомлю с историей города – с его достопримечательностями, с известными людьми, прославившими свой край с особенностями животного и растительного мира, с памятниками природы, с Камой – главный рекой края, с местом нахождения Пермского края на карте России…

Пробуждение у детей любви к родному краю наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы:

  • На занятиях дети получают знания о своем крае.
  • Окружающий мир обогащает и стимулирует детское творчество (дети с увеличением рисуют праздники, родную природу, свой город; выполняют аппликации “Мой город”, “Улица нашего города”, “Машины на улицах города”).
  • Поставленная мною задача решается при сочетании наблюдений непосредственно окружения с чтением художественных произведений (сказы П.Бажова, рассказы Е. Бианки), слушание классической музыки (П.И. Чайковского), рассматриванием картин и иллюстраций к книгам.
  • Основной вид деятельности дошкольников – игра и она, так же как и занятия, способствует достижению цели (строительные игры: “Мы строим город”, “Мы – архитекторы”; сюжетно – ролевые игры: “Магазин”, “Библиотека”, “В музее”, “Семья”; дидактические: “Собери картинку”, “Угадай настроение”).
  • Приобщение детей к трудовой деятельности является не менее важным фактором. Любовь к своей Родине становится настоящим чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании трудиться. Хотя труд дошкольника и несложен, но он необходим для формирования его личности.
  • Наиболее интересны и результативны такие формы работы как прогулки, экскурсии, наблюдения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной).
  • Непрерывность воспитания обеспечивает тесное и плодотворное сотрудничество детского сада и семьи, которые взаимодополняют друг друга. Родители не только помощники, а равноправные участники всех наших дел. Вместе с детьми посещают памятные места, помогают организовать поездки в музей, экскурсии по городу. Совместно родителями создан альбом “Город мой, Оса”.

С целью определения объема знаний детей и дальнейшего планирования своей педагогической деятельности возникла необходимость в проведении педагогической диагностики. Для ее проведения было разработано диагностическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.

Данное диагностическое пособие представлено в виде альбома с иллюстрациями и вопросами к ним (Приложение 1).

Работа с пособием.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопросы.
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл. Полученные баллы суммируются, вводится общий, который соответствует определенному уровню.

Высокий – 9–11 баллов.
Средний – 6–8 баллов.
Низкий – 1–5 баллов.