Формирование бережного отношения к окружающему посредством организации развивающей среды


Территория нашего детского сада является не только неотъемлемой частью развивающей среды дошкольников, но и визитная карточка учреждения. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории.

Участок дошкольного учреждения составляет 9870 кв.м., застроенная часть - 1927,4 кв.м., озелененная - 5265 кв.м. На территории созданы объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: оздоровительное, познавательное, эстетическое, игровое.

В детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребностей детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру информацию, полученную на занятиях.

Из года в год в нашем районе проводится смотр-конкурс на лучшее благоустройство территорий образовательных учреждений в целях формирования экологической и эстетической культуры подрастающего поколения, бережного отношения к природным богатствам края, воспитания нравственной и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды.

Наше ДОУ принимает активное участие в этом конкурсе. Много раз мы становились призерами. И все благодаря инициативности, творческому подходу к работе всех сотрудников детского сада. На благоустройство территории требуются не малые средства, но их нет и брать не откуда. Поэтому все зависит от стремления сотрудников сделать территорию красивой, уютной, интересной для детей. Разработали перспективный план по благоустройству территории на пять лет. <Приложение 1>. На его основе был составлен план работы на год <Приложение 2>.

Был объявлен конкурс на благоустройство территории: на лучший огород, участок, клумбу.

Воспитатели покупали множество журналов с интересными идеями по оформлению клумб, различных садово-огородных композиций.

Так появились лебеди у озера. Из разрезанных автомобильных шин сделали крылья, шея – гофрированная сливная труба, форму которой придает каркас из металлического прута. Для водоема использовали старую раковину и ракушки, которые дети привозят с моря. Чтобы композиция стала законченной, на стене павильона нарисовали камыши и лилии.

На пустующей ранее клумбе соорудили искусственный водоем с каменной постройкой. В некоторых детских сада покупали емкости для искусственных водоемов. Мы же обошлись малыми затратами: выкопали яму необходимой глубины и формы, выстлали ее плотной пленкой. Вокруг выложили гравий. По соседству с детским садом утепляли жилой дом изоволом. Из обрезков этого материала вырезали замок, обклеили его мелким гравием. В водоем посадили камыши. Получилось просто загляденье!

Нашему детскому саду 26 лет, столько же и многим деревьям, посаженым по территории. Возле канализационного люка рядом с бассейном когда-то росла ива. Ее корни стали проникать в канализацию. Иву спилили, а из корня выросло четыре новых дерева. Когда начали их спиливать, решили оставить метровые стволы. На старых больших пеньках сделали скамейку, сшили подушки, а к стволам приделали лица. И получился изумительный уголок отдыха.

За забором детского сада росли пирамидальные тополя. Деревья стали старыми, многие сухими и их пришлось спилить. Так на участках появились уголки отдыха, различные дорожки для ходьбы и профилактики плоскостопия.

Организовали “бабушкин сад”, где были высажены кустарники смородины, калины, клубники, а так же виноград и хмель. Соорудили плетень, шалаш, колодец, изготовили композицию “Птичий двор” и бабушку с коромыслом.

Воспитатель-эколог Хохлова Т.А. перенесла географическую площадку на новое место, обновила и пополнила оборудованием: изготовлен новый флюгер для определения направления ветра, солнечные часы, стойка для дождемера, установлены дождемеры.

Рядом организовали питомник для хвойных деревьев: были высажены саженцы сосны кедровой, ели голубой и ели обыкновенной.

С целью формирования у детей экологических знаний, развития наблюдательности, воспитания бережного отношения к природе разработаны экологические тропы для детей среднего и старшего возраста. Тропа “Рябинка” расположена на территории детского сада, “Свирель” - на территории лесного массива, расположенного недалеко от ДОУ. <Приложение3>.

Дети с интересом отправляются в путешествие по тропе, где на каждой остановке их ждет новое задание.

В заключение хочется отметить, что благодаря проделанной плодотворной работе по благоустройству и эстетическому оформлению территории детского сада, появилось много интересных объектов для наблюдения и игр детей. <Приложение 4>.