Формирование безопасного поведения и его значение в социализации дошкольника


Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. В ряде несчастных случаев, насилие над детьми относится к наиболее ужасным. Поэтому сегодня актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

Ребенок может попасть в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Для этого надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения:

При этом важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо или плохо, почему это с ним случилось, что он делает не так.

С целью обобщения педагогического опыта по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста накопленный материал был систематизирован в виде плана работы с детьми и родителями, подобран дидактический и практический материал для работы с детьми дошкольного возраста в возрасте от 4 до 7 лет.

Данная работа направлена на приобретение детьми опыта самостоятельного безопасного поведения на улице, дома, в общении с чужим взрослым, а также помочь им адаптироваться в новой социальной среде "переход в школу". Знания детей формируются как на занятиях, в самостоятельной деятельности в развивающей среде, так и в повседневной жизни: бытовых ситуациях через интегрированный подход взаимодействия детей и взрослых (игры, занятия, беседы, экскурсии, конкурсы, моделирующие ситуации и т.д.).

План работы состоит из 3 разделов: безопасность на дороге, безопасность в быту, безопасность в общении с людьми, в которых используются игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такие как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование. Материал распределен поквартально, через все виды деятельности и режимные моменты.

Планирование в средней группе Раздел 1 "Безопасность на дороге"

Сентябрь 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  Рассматривание картины "Улиц". "Слушаем звуки улицы" - уметь вслушиваться в те или иные уличные звуки. Чтение Г. Георигиева "Что я вижу в городе".
2-я неделя Познавательно дидактическая игра

"Наш город".

Цель: формировать знания о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт есть в городе и как он работает

Д/игра "Наш город" - желание знать о своем городе, о транспорте, об улицах. Экскурсия "Наша улица" - продолжить знакомство с улицей, ее особенностями. Беседа "Для чего нужны правила дорожного движения".
3-я неделя   Д/игра "Пройди не ошибись" - назначение дорожных знаков. П./игра "Воробышки и автомобиль". Чтение А. Дорохова "Светофор"
4-я неделя Что мы видели на улице

Цель: закреплять понятие улица, дорога, познакомить с понятием "переход", "перекресток".

Д/игра "Дорожные знаки для пешеходов" - знание и назначение дорожных знаков. Наблюдение за работой светофоров Конструирование из строителя "В два ряда дома стоят - наша улица"
Январь 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  "Быть примерным пешеходом разрешается" - беседа с решением проблемных ситуаций Наблюдение за пешеходами Чтение Н. Носова "Автомобиль" - оценивать поступки героев рассказа
2-я неделя "Зеленый огонек"

Цель: закреплять понятия о светофоре, о правилах поведения на улице

Беседа "Опасности зимней дороги" - дать представление о способах передвижения человека и автотранспорта в зимнее время. Упражнение "Катание на скользкой дорожке" - о невозможности быстро затормозить Лото "Учись быть пешеходом".
3-я неделя   Опыт: "Катание ластика на мокрой и сухой дорожке" дать представление о свойствах резины на мокрой дороге Целевая прогулка "Перекресток" - место, где пересекаются улицы Д/игра "Светофор" - назначение его работы, значение его световых сигналов.
4- я неделя П/игра "Уличное движение".

Цель: упражнять в знаниях поведения на улице, учить применять личный опыт в соответствии с игровыми действиями

Чтение стихотворения О. Бедарева "Если бы:" П/игра "Красный, зеленый" - действовать по сигналу, устанавливать связи между предметами Развлечение "Красный, желтый, зеленый" - закрепление понятий о правилах дорожного движения"
Май 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  Рассмотрение иллюстраций о работе регулировщика. Целевая прогулка "Пешеходный переход" Чтение С.Михалкова "Моя улица"
2-я неделя "Транспорт и пассажиры"

Цель: закреплять знания о видах транспорта, знакомить с правилами поведения пассажиров

Беседа "Для чего нужен светофор" Наблюдение за движением транспорта Поделки оригами "Машины"
3-я неделя   Д/игра "Можно - нельзя"

Цель: формировать ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, на дороге, в транспорте.

П/игра "Мы водители"

Цель: умение двигаться навстречу, не задевая друг друга

Творческая игра "Автобус"

Цель: развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте.

4- я неделя Познавательная игра "Путешествие в деревню"

Цель: закреплять знания правил дорожного движения и поведения на улице

Рассказ воспитателя "Улица, на которой расположен детский сад" с использованием моделирования ситуации "Где можно и где нельзя играть" опасности нашего двора Сюжетно-ролевая игра "Улица нашего города"

Раздел 2 "Безопасность в быту"

Октябрь 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  Индивидуальные разговоры о доме, рассматривание иллюстраций о различных приборах. Наблюдение за работой на огороде "Опасные предметы" Экскурсия на кухню - обратить внимание детей на опасные предметы, как повар пользуется ими в своей работе
2-я неделя Экскурсия на кухню

Цель: обратить внимание на опасные предметы, как повар пользуется этими предметами

Д/игра "Раз, два, три, что может быть опасно - найти" Экскурсия по нашему двору "Хорошо у нас в детском саду" Д/игра "Так и не так"
3-я неделя   Загадки об опасных предметах (нож, терка, чайник, кастрюля, стеклянная посуда) Труд в природе "Соберем ненужные предметы, опасные для игры" Чтение Е. Казакова "Чик-чик ножницами"
4- я неделя "Предметы бывают разные, острые и опасные"

Цель: уточнять представления об острых, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев

Д/игра "Подбери игрушку Танюшке" Наблюдение за животными "Могут ли собаки быть опасными?" Загадки "Опасные электроприборы - почему?" (телевизор, пылесос, электроплита, самовар и т.д.)
Декабрь 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  Чтение стихотворения с обсуждением "Не мешайте мне трудиться" (рассмотрение иллюстраций). Конкурс кондитеров

Д/игра "Будь острожен"

Цель: выявление умения осторожно обращаться с пожарными предметами.

Беседа "Кухня не место для игр"

Цель: закреплять правила обращения с опасными предметами.

2-я неделя Познавательная игра "Электроприборы в нашем доме"

Цель: знакомить с электроприборами, их назначением, правилами обращения.

Моделирование ситуации "Без хлеба не обойтись"

Цель: умение пользоваться ножом.

Подвижная игра "Высоко -низко"

Цель: профилактика падений и ушибов, формирование безопасного поведения.

Чтение "Бумажный самолетик"

Цель: формирование понятия, что с огнем играть опасно.

3-я неделя   Лото "Что знаем о вещах"

Цель: расширять представление о правилах безопасного поведения.

Экскурсия "Опасности нашего двора"

Цель: определение опасных и безопасных мест для игр во дворе.

Просмотр мультфильма "Кошкин дом".
4- я неделя "Детские шалости с огнем"

Цель: формировать осторожное обращение с огнеопасными предметами, знакомить с правилами пожарной безопасности.

"Я иголки не боюсь" (собираем бусы).

Цель: умение безопасного обращения с иголкой, развитие мелкой моторики.

Лазание на лесенке

"Высоко - низко".

Цель: формировать умение правильно и безопасно подниматься и спускаться с лестницы.

"В гостях у Айболита" (участие медицинского работника).

Цель: умение оказывать себе и товарищу помощь при порезах, ушибах.

Март 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  Рассматривание альбома по безопасности "Где можно играть" Экскурсия к строительной площадке "Почему нельзя играть на стройке" Приготовление салата из моркови.

Цель: выработка практических умений

2-я неделя Беседа "Какие бывают привычки, чем они могут быть опасны".

Цель: воспитывать желание быть опрятными, формировать понятие хорошие и плохие привычки, как можно справиться с плохими привычками

Дидактическая игра "Убери на место"

Цель: формировать представления о правилах безопасного поведения, желание соблюдать порядок в доме.

Наблюдение за работающим краном. С/ролевая игра "Семья"

Цель: формирование бережного отношения друг к другу.

3-я неделя   Чтение стихотворения "Дворняжка" Т. Новицкой Наблюдение за собаками. Моделирование ситуации "Если на тебя бежит незнакомая собака" С/ролевая игра "Мы спасатели".
4- я неделя "Кошка, собака - наши соседи"

Цель: учить понимать состояние и поведение животных, знать, как обращаться с ними.

Д/игра "Электроприборы - наши помощники"

Цель: закрепление представлений об электроприборах, правил пользования ими.

Экскурсия на речку. Труд хозяйственно-бытовой "Постираем платочки и проутюжим" (моделирование ситуации).

Раздел 3 "Этот странный взрослый мир" (безопасность в общении с людьми)

Ноябрь 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  Рассмотрение иллюстраций о семье. Экскурсия "Путешествие по городу"

Цель: восприятие реального мира, города, улицы.

Беседа "Как быть послушным"

Цель: воспитывать умение общаться с незнакомыми людьми.

2-я неделя Беседа "На меня в обиде мама"

Цель: учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Ситуация: "Знаешь ли ты себя"

Цель: обучать умению описывать свой внешний вид.

Экскурсия на почту

Цель: наблюдение за работой и общением между людьми.

Чтение рассказа "Маленький помощник"

Цель формировать нравственное поведение в общении с незнакомыми людьми.

3-я неделя   Общение "Как можно поздороваться"

Цель: формирование доброжелательного отношения к другим людям.

Подвижная игра "Курица и цыплята"

Цель: формирование заботливого отношения к окружающим.

Чтение сказки "Кот, петух и лиса"

Цель: формирование безопасного отношения через создание сказочной ситуации.

4- я неделя "Волк и семеро козлят"

Цель: упражнять в умении переживать эмоции страха и испуга в сказочной ситуации.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему: "Если ты один дома". Подвижная игра "Гуси-гуси"

Цель: воспитание смелого поведения в опасных ситуациях.

Чтение сказки "Три поросенка"

Цель: воспитание внимания к близким людям, бережного отношения друг к другу.

Февраль 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  Беседа "Семейная фотография".

Цель: формирование позитивного восприятия окружающих.

Подвижная игра "Карусели"

Цель: развитие согласованности действий с движениями других детей.

Рассказывание сказки "Жихарка" с использованием кукольных персонажей.
2-я неделя "Что такое хорошо и что такое плохо".

Цель: формировать представления о хороших и плохих поступках, поведении. Уметь правильно оценивать себя и ситуацию, в которой оказался.

Рассмотрение иллюстраций "Наша безопасность" Подвижная игра "Мы медведя испугались"

Цель: осознание собственных, мышечных и эмоциональных ощущений, снятие напряжения, страха.

Беседа "Что делать, если ты потерялся?"

Цель: учить умению ориентироваться на местности (знание домашнего адреса).

3-я неделя   Общение - размышление "Можно ли гулять по городу одному"

 

Подвижная игра "Волк во рву"  
4- я неделя Обсуждение рассказа Б. Рисина "Иностранец"

Цель: учить общаться со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.

Д/игра "Опиши свою (своего) маму (папу)". Подвижная игра "Охотники и зайцы. Этюд-психогимнастика "Потерялся"

Цель: упражнять умение выразить свой страх и снять напряжение

Апрель 1-я неделя Занятия Утро Прогулка Вторая половина дня
  Беседа "На меня в обиде мама"

Цель: находить правильный выход из конфликтной ситуации.

Подвижная игра "Похитители и находчивые ребята". Рассмотрение альбома по безопасности "Незнакомые люди".
2-я неделя Чтение С. Михалкова "Дядя Степа милиционер"

Беседа "Как вызвать милицию? Что такое служба "02"?".

Д/игра "Узнай по описанию"

Цель: упражнять в составлении внешнего портрета своих друзей.

Подвижная игра "Лиса в курятнике". Беседа и моделирование ситуации "Если ты потерялся на рынке?".
3-я неделя   Этическая беседа "Как можно узнать настроение человека"

Цель: развитие внимательного и бережного отношения к близким.

Подвижная игра "Смелые мышки"

Цель: учить умению управлять своим поведением.

Общение "Что ты знаешь о своем друге"

Цель: развитие внимательного и чуткого отношения к сверстникам.

4- я неделя Беседа "Как вести себя на улице, если ты потерялся"

Цель: упражнять в правильном поведении, с кем общаться, к кому обращаться в сложной ситуации

Рассмотрение иллюстраций в альбоме "Опасные ситуации в общении с людьми на улице" Подвижная игра "Кот и лиса" Беседа - общение: "Ты остался дома один, а в дверь постучали"