Физкультурно-оздоровительная работа с часто и длительно болеющими детьми


В современном обществе, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям. Постоянно усиливающее влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы); влияние факторов организации медицинского обслуживания; социально-экономические факторы и образ жизни.

В последние годы значительно увеличилось количество детей, которые часто и длительно болеют. Влияние природно-климатических факторов Крайнего Севера (недостаточность кислорода в воздухе, длительные суровые зимы, резкие перепады температуры и др.) приводит к ослаблению иммунитета, что влечет за собой: увеличение числа и длительности заболевания; увеличение тяжести течения заболевания; частые переходы заболеваний в хроническую форму; развитие тяжелых осложнений.

Частые заболевания дошкольников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций. Частые заболевания – фактор риска в развитии хронической патологии и ухудшении генофонда нашего населения. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, Как привить навыки здорового образа жизни; Как снизить заболеваемость, и добиться высоких результатов в области физического развития детей? Поиск решений проблем привел к необходимости вывести систему, которая стала ведущей идеей опыта: “Физкультурно-оздоровительная работа с частоболеющими детьми”.

В нашем детском саду разработано комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития частоболеющего ребенка и осуществляется оно при участии разных специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника):

  • физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
  • изучение состояния здоровья детей с использованием компьютерной программы АКДО (Автоматизированный комплекс для диспансерных обследований) (Схема1);
  • привитие навыков здорового образа жизни.

Вся система мероприятий позволяет:

  • обеспечить благоприятное течение адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения;
  • решать оздоровительные задачи всеми средствами физической культуры;
  • предупреждать острое заболевание и невротическое состояние методами профилактики;
  • проводить социальные, санитарные и специальные меры по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;
  • организовать здоровьесберегающую среду в группе и ДОУ;
  • пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления в коллективе детей родителей и сотрудников;
  • снизить страх у частоболеющих детей и их родителей перед медицинскими процедурами;
  • сохранить и укрепить здоровье частоболеющих детей.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, он, кончено, должен быть здоров. На основе анализа состояния здоровья наших детей и действует наша группа для частоболеющих детей. В связи с этим изменились направленность моей работы, ее критерии. Я изучила различные формы организации оздоровительных мероприятий и создала свою систему физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы (Схемы 2), которую постоянно совершенствую.

Оздоровительная работа в нашей группе ведется по трем направлениям: лечебно-профилактическому, лечебно-оздоровительному, закаливающих мероприятий – и имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.

Для реализации этой цели в детском саду созданы все условия: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, процедурный кабинет (для проведения лечебного массажа, УФО), физкультурный уголок в группе, экологический уголок. Широко используются фиточаи, бег по “дорожке здоровья”, точечный массаж, дыхательная гимнастика и релаксационные упражнения, гимнастика после сна.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду.

Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, моя работа не сводится к узкопедагогическим и лечебным мерам. Она включает также и организацию предметной и социальной среды. При создании интерьера групповой комнаты, спальной старались сделать их уютными, чтоб детям было приятно находиться в группе. Также веду листы адаптации на вновь поступающих детей. Разработан по рекомендациям С.Г. Кудрявцевой паспорт здоровья и физического развития ребенка, который показывает динамику здоровья, физического развития и двигательных способностей. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Составив биологический портрет каждого ребенка, условно определив, какой группе относится ребенок по биоритмам, строю режим дня с учетом динамики эмоциональных реакций детей (плаксивость сов по утрам, жаворонков по вечерам). Индивидуальный подход осуществляю и при пробуждении детей после сна, при определении физической нагрузки.

Чтобы поддержать интерес детей к двигательной деятельности, чтобы снять страх перед медицинскими процедурами, мы придумали кукольный персонаж – лягушка Кваква. Лягушка Кваква нас сопровождает везде. Если ребенок грустит или плачет, она подойдет, успокоит и утешит. Если дети ссорятся, то она их помирит. Игра “в лечение” с лягушкой побуждает ребенка приспособиться к поведению в неприятной для себя ситуации, а также помогает полнее “высказаться”, рассказать о своих проблемах.

Место лягушки Кваква рядом с ребенком в момент сильных потрясений: при первом приходе в новую воспитательную среду (адаптация), при подготовке к медицинским осмотрам, при проведении процедур программы АКДО, прививкам, процедурам или сразу после них, при кормлении ребенка и др.

Такой подход к организации физкультурно-оздоровительной работы способствует укреплению физического, психологического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости.

Приложение