Физкультура для мальчиков и девочек


Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Неблагоприятные природно-климатические условия характерные для города Новый Уренгой: ярко выраженная недостаточность солнечной радиации; резкие перепады температуры и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления создают дискомфортные условия для жизни человека, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие. Учитывая эти особенности, вот уже на протяжении нескольких лет, я использую рекомендации региональной программы “Север”, которая помогает дошкольникам сохранить и укрепить здоровье, а также предупредить невротическое состояние, связанное с перенапряжением детского организма. Этому способствует правильная организация двигательной активности детей, которая сочетается с другими формами образовательной работы.

Наряду с этим, в нашем дошкольном учреждении осуществляется дифференцированный подход к физическому воспитанию детей в зависимости от пола.

Система физического воспитания в ДОУ строится на следующих принципах (В.А. Шишкина, Н.В.Мащенко):

  1. Принцип разностороннего развития личности. Любое физкультурное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановке и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;
  2. Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка;
  3. Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т.д.

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое обеспечивает высокие конечные результаты здоровья, физического и двигательного развития детей.

При разработке плана я учитывала:

  1. Особенности природно-климатических условий Крайнего Севера;
  2. Рекомендации региональной программы “Север” (восемь изменяющихся сезонных периодов);
  3. Психофизиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста;
  4. Особенности двигательной активности детей с учетом пола ребенка.

Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на “условного” ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., организуя процесс физического воспитания детей, я не могла не учитывать их половые особенности.

С помощью систематических наблюдений, анализа, сравнений и, конечно же, опыта работы с детьми разного возраста, изменялась программа движений, которую диктовали сами дети, как бы “подсказывая”, в чем нужна им помощь для продолжения развития их природных двигательных задатков, в том числе и психофизиологических особенностей.

Начиная знакомить детей со всеми движениями с трехлетнего возраста, я убедилась, что к шести – семи годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Моя задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить.

С этой целью было проведено исследование: провели опрос педагогов, анкетирование родителей, а также изучили количественный состав мальчиков и девочек в группах нашего дошкольного учреждения. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. В связи с этим я организую физкультурные занятия мальчиков и девочек следующим образом:

  • Совместные занятия, на которых дети занимаются по единой программе. Учитывается характер движений и физическая нагрузка.
  • Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).
  • Занятия проводятся отдельно.

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Каждое физкультурное занятие несет в себе определенную “оздоровительную дозу” в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно называть оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует запрограммировать ее объем и распределение в ходе занятия с учетом возраста и пола детей, их здоровья, физической подготовленности.

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет мне, организующему их деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Я убеждена, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом пола ребёнка нам удаётся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.

 План – конспект занятия по физкультуре

с детьми старшего дошкольного возраста с учетом пола ребенка (девочки)

Задачи:

  • Развивать у детей ловкость, гибкость и чувство ритма.
  • Совершенствовать овладение приемами игры с мячом.
  • Воспитывать организованность, интерес к спорту.

Спортивный инвентарь: скакалки, маты, дорожки, мячи, фишки, аудио-магнитофон, кассета с записью мелодии “Цыганочка”.

Ход занятия:

Вводная часть:

- Ходьба с разным положением стоп;

- Ходьба обычная, змейкой, в полуприседе, приставным шагом, скрестным шагом;

- Бег обычный, с изменением скорости, подскоки, галоп; 2-3 мин.

- Ходьба обычная с восстановлением дыхания

Дыхательное упражнение “Лес шумит”: И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо – вдох. В и.п. – выдох. Наклон влево – вдох. В и.п. – выдох.

Основная часть

а) общеразвивающие упражнения (элементы ритмической гимнастики)

Звучит народный танец “Цыганочка”

“Зеркало”. И.п.: - ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны, ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в локтях на уровне поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 – и.п. 8 раз

“Движения плечами”. И.п. о.с., руки внизу, ладони слегка прижаты к бедрам. 1 – поднять правое плечо; 2 – и.п. 3-4 то же левым плечом 4 раза

“Фонарики”. И.п. – о.с., руки согнуты в локтях предплечьями вверх. 1 – отвести назад правую ногу, согнутую в колене, одновременно вращая кистями. 2 – и.п. 3-4 – то же левой ногой. 4 раза

“Самоварчик”. И.п. – то же. 1 – хлопнуть в ладоши над головой; 2 – ударить правой рукой по пятке правой ноги, согнутой в колене и отведенной назад - в сторону; 3-4 – то же влево. 4 раза

“Наклоны”. И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – отставить правую ногу в сторону на носок, наклониться вправо, левую руку закруглить над головой; 2 – и.п.; 3-4 то же влево. 4 раза

“Веер”. И.п. – о.с., обе руки влево - вниз. 1 – мах вперед правой ногой, обе руки вправо; 2 – и.п.; 3 – мах вперед левой ногой, обе руки влево; 4 – и.п. 8 раз

“Раскрытие”. И.п. – о.с., руки внизу. 1 – шаг в право, руки в стороны; 2 – обнять левую ногу, согнутую в колене, голову опустить; 3-4 – то же влево. 8 раз

“Перепляс”. И.п. – о.с., руки на поясе. Поочередно резким движением ставить ноги на носок. 8 раз

Поочередно сгибать голени назад. 8 раз

б) основные виды движений

- прыжки со скакалкой с продвижением вперед, (в парах);

- акробат. упр. “Березка”. И.п. – сидя, ноги согнуты, руками обхватить колени. 1-2 – перекат назад; 3-6 – упираясь руками в поясницу, распрямить ноги вверх; 7-8 – и.п.

- игра “Школа мяча”.

Заключительная часть.

Полоса препятствий. Дети делятся на две команды. Прыжки с мячом между ног до фишки. Обратный путь – отбивание мяча с продвижением вперед.

Гимнастика маленьких волшебников

План – конспект занятия по физкультуре

с детьми старшего дошкольного возраста с учетом пола ребенка (мальчики)

Задачи:

  • Развивать у детей ловкость и гибкость.
  • Совершенствовать овладение приемами игры с мячом.
  • Воспитывать организованность, интерес к игре в футбол.

Спортивный инвентарь: гимнастические скамейки, мячи, маты

Ход занятия

Вводная часть.

- Ходьба с разным положением стоп, с изменением направления, врассыпную, с остановкой по сигналу, с поворотами на углах, выпады вперед;

- Бег обычный, в среднем темпе, с изменением скорости, змейкой; 2-3 мин.

- Ходьба обычная с восстановлением дыхания.

Дыхательное упр. “Лесоруб” И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху, за головой. Пальцы сцеплены. Вдохнуть, быстро наклониться вперед, округлив спину. Мах руками между ног. Громкий мощный выдох. Плавно вернуться в и.п.

Основная часть

а) общеразвивающие упражнения на скамейке

  1. И.п.: сидя верхом на скамейке, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, хлопок над головой 8-10 раз
  2. И.п.: то же, руки за головой. 1 – наклон вправо (влево); 2 – и.п. 4 раза
  3. И.п. то же, руки упор сзади. 1 – поставить обе ноги на скамейку; 2 – и.п. 5-6 раз
  4. И.п.: лежа на животе поперек скамейки, ступни и ладони касаются пола. 1 – поднимая руки и ноги вверх, прогнуться в спине; 2 – и.п. 5 раз
  5. И.п.: стоя лицом к скамейке, руки вниз. 1 – поставить руки на скамейку, (держась за края скамейки, толчком наскочить на скамейку; 2 – опустить ноги на пол на другую сторону. 5-6 раз
  6. И.п.: сидя на скамейке, руки за головой. 1 – наклониться вправо, коснуться локтем правого бедра; 2 – и.п. то же в другую сторону. по 3 раза
  7. Прыжки на месте: одна нога вперед, другая назад, чередуя с ходьбой. 4 раза по 20 прыжков

б) основные виды движений

- прыжки на одной ноге через 4-6 линий

- рокатывать мяч правой, левой ногой в заданном направлении

- передавать мяч ногой друг другу в парах

- акробат. упр. “Бумеранг”. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела.

1-4 – поднять ноги, упираясь руками в поясницу, завести ноги за голову и вытянуть их параллельно полу; 5-8 – и.п.

Заключительная часть

Подвижная игра “Задержи мяч”. Дети образуют круг. Внутри круга стоит защитник. Дети быстро отбивают мяч друг другу так, чтобы он катился, а защитник старается задержать его. Если защитнику удается это сделать, то он меняется местами с игроком.

Гимнастика маленьких волшебников