Занятие "Секрет волшебных слов и хороших поступков"


Цель: формировать у детей навыки культурного поведения.

Задачи:

образовательные:

- формировать основы культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение и другие формулы вежливого вербального общения);

развивающие:

- развивать эстетические чувства и желание все делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом и т.д.),

- развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;

воспитательные:

- воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться к товарищам,

- воспитывать культуру взаимоотношений при выполнении заданий.

Материал к занятию: магнитофон с записью спокойной музыки, карточки с изображением неправильных поступков детейхорошо - плохо”, карточки с изображением лица клоуна, карточка с вежливыми словами, подставка для карандашей, карандаши, скатерть, чашки и блюдце на каждого ребенка, чайные ложки, поднос, лопатка для пирога, салфетница с салфетками.

Ход занятия

Звучит музыка.

- Дети, здравствуйте! Подойдите все ко мне, сделайте круг и возьмитесь за руки.

Доброе утро, ребята,
Милые дошколята!
Вы рано все проснулись?
Вы друг другу улыбнулись;
Поздоровались со всеми?
- Давайте друг другу скажем “Доброе утро!”. Молодцы!

- А теперь, поприветствуем не только друг друга, но и солнце, небо, деревья, цветы. Я не сомневаюсь, что вы знаете много приветствий. А хотите, сегодня научиться новому приветствию? Тогда повторяйте за мной движения и слова:

Здравствуй, солнце, Здравствуй, ясное!
Здравствуй, небушко прекрасное!
Здравствуйте, деревья!
Здравствуйте, цветы!
Я рада, что сегодня
Со мною рядом вы!

- Сегодня у нас занятие - необычное. Мы с вами поговорим о волшебных словах и различных поступках. Проходите, пожалуйста, и займите свои места на стульчиках (стулья стоят полукругом). Проконтролировать осанку.

- Как вы считаете, кого называют культурным и вежливым человеком? (Ответы детей)

- Правильно. Помните мультфильм про кота Леопольда? Даже кот Леопольд поет в песне “Если добрый ты это хорошо, а когда наоборот - плохо”. Вы сказали, что вежливый человек - это, прежде всего, воспитанный человек.

Задание № 1

- Я предлагаю вам игру: “Кто больше знает вежливых слов”. Я вам задаю вопросы, вы внимательно слушаете и отвечаете.

- Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т.д.)

- Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите)

- Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь?(Простите, извините, прошу прощения)

- Какие слова мы произносим, прощаясь? (Прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания т. д.).

- Сейчас вы стали маленькими волшебниками, потому что сказали свои важные волшебные слова. Все слова, которые вы сказали, входят в понятие “речевой этикет”.

- Как видите, дети, в речевом этикете существуют много красивых и нужных слов, без которых нам не обойтись. Вы согласны со мной?

Задание №2

- В жизни бывают различные ситуации и вот одна из них.

- Мальчик крикнул прохожему: “Эй, сколько сейчас часов?”. Обращаясь к прохожему, мальчик совершил несколько ошибок. Как вы думаете, какие?

(1. Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить.

2.  Мальчик забыл сказать слово “пожалуйста”.

3. Мальчик забыл сказать слово “извините”).

- Ошибки мы нашли. Скажите, как мальчик правильно должен был обратиться к
прохожему. (Извините. Скажите, пожалуйста, который час?)

Эмоциональная пауза.

“Поссорились”.

- Дети, а сейчас мы поиграем в игру “Мы поссорились”. Подойдите ко мне и встаньте парами, лицом друг к другу.

Мы поссорились друг с другом  (дети смотрят друг на друга, хмурятся и расходятся по сторонам)
Разошлись по сторонам.   (дети подходят друг к другу, обнимаются и улыбаются).
Очень скучно друг без друга
Помириться нужно нам.

Повторить 2-3 раза.

Задание №3

Дети садятся за столы.

- Дети, перед вами лежат карточки с лицами клоунов. Давайте, изобразим их так, чтобы одно лицо выражало грусть - как в начале нашей игры; второе - веселье, как в конце игры. Молодцы! Все с заданием справились.

Задание №4

А теперь послушайте, как ведут себя герои из рассказа Г. Остера - Вреднуля, Жаднуля, Пачкуля. Что советует нам Вреднуля? (Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций)

Если Вас зовут за столик,
Гордо прячьтесь под диван,
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу Вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.

- Как вы думаете, почему, автор дал своему герою такое имя? Давайте, выйдем на ковёр и изобразим Вреднулю с помощью мимики и пантомимики. Знаете, что такое пантомимика - это движения без слов.

Ролевая гимнастика с помощью мимики и пантомимики показать:

  • ребенок капризничает,
  • ребенок машет руками.

Молодцы! Хорошо изобразили и запомнили, что так делать нельзя!

Итог.