Упражнения для развития профессиональных качеств воспитателя детского сада


В начале семинара всем участникам выдаются листы с перечнем положительных качеств

Из этого списка нужно выбрать десять качеств, которыми, по их мнению, должна обладать воспитатель детского сада, затем эти 10 качеств ранжировать по степени значимости, и отметить значком “+” те качества, которые присущи самому участнику семинара. (После этого проводится краткий анализ анкет)

Практически все отметили, как одно из главных профессиональных качеств – общительность. И это верно, так как воспитателям ежедневно приходится общаться со множеством людей: коллегами, родителями, детьми, нянями, администрацией. Но при всем многообразии общения, очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения. Мало быть общительным, нужно быть еще и тактичным. Пожалуй, редко, кто из нас задумывается, умеем ли мы общаться с окружающими нас людьми? Обладаем ли мы культурой речевого общения? Хорошие ли мы собеседники? Ведь нам кажется, что нет ничего проще, чем разговаривать со своими знакомыми, коллегами, воспитанниками и т.д. Представьте себе такую ситуацию…

Утро. В вестибюле детского сада слышатся голоса самых ранних маленьких хозяев, их мам и бабушек. Выходит заведующая, приветливо со всеми здоровается, участливо справляется о здоровье одной из воспитанниц, а уж затем напоминает матери о медицинской справке с разрешением ребенку посещать детский сад. Наклоняется к девочке и, погладив ее по голове, говорит: “ А ребята заждались тебя, все спрашивали, когда ты придешь. Да ты, никак, выросла, пока дома была?! Тебя не узнать! И платье на тебе новое!”

Всего несколько фраз, обращенных к ребенку, и он чувствует себя обласканным. И расставание с мамой становится делом не трудным. А как приятно маме, что к ее ребенку проявляют внимание.

Вслед за заведующей из групповой комнаты появляется воспитатель, и стремительно направляется в кабинет заведующей.

– Здравствуйте Мария Павловна! – приветствует ее детский голосок

Ему вторит другой, третий.… Здороваются и родители.

Воспитатель, бегло посмотрев в сторону присутствующих, второпях произносит: “…ссте!” (первая часть слова не слышна) – и скрывается за дверью. Можно предположить, что воспитатель чем то удручен или расстроен, но…

А.С.Макаренко, например, говоря о поведении педагога, высказывал такую мысль: “Если ты чувствуешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязанность – никто об этом не должен знать.… Найди в себе силы улыбаться”

Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся или при этом лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошел или тот, кто находился в вестибюле – имеет ли это значение?

Оказывается, имеет и не маловажное. Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И, наконец, приветливое “здравствуйте” - это стимул, пусть совсем крошечный, но это стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено.

Упражнение 1. Каждый из участников должен поприветствовать несколько человек в определенных образах (начальник, коллега, ребенок), но при этом, не повторяясь в приветствиях.

Мне хотелось подвести педагогов к тому, что кроме вербальных средств общения (т.е. словесных) существуют еще невербальные средства. Впечатления, которые мы получаем от другого человека, лишь на 10% определяются словами, которые он говорит. Гораздо большее значение имеют все остальные средства,

  • тембр голоса
  • интонация
  • осанка
  • жесты, телодвижения
  • выражение лица
  • контакт глазами

Вспомните, есть ли у вас жесты или движения свойственные вам при общении? Как вы считаете, насколько они бывают, эстетичны при общении.

Упражнение 2. Ведущий одному из участников говорит, какое либо слово или словосочетание, которое участник должен передать всей группе, используя только невербальные средства общения. Участники имеют право называть варианты ответов, а рассказчик невербально соглашаться с ходом их мыслей или отрицать ответ, чтобы играющие изменили направление поиска.

(Слова для передачи: Слепой мальчик, строгие родители)

Все упражнения, которые мы проделали, так или иначе, касаются общительности. Но педагоги отметили и другие качества необходимые воспитателю в его работе. Среди них почти все назвали воображение. Хотелось бы узнать, почему выбрали именно это качество в десятку самых необходимых. В таком случае посмотрим насколько у нас с вами развитии воображение.

Упражнение 3. “Ассоциации”: Один из членов группы, выходит за дверь. Оставшиеся договариваются, о ком из присутствующих пойдет речь. Входит водящий и определяет, задавая вопросы, кого из присутствующих загадали. “Если бы это была мебель, то какая?” “Если бы это был цветок…дерево…книга, то какая?” А остальные, отвечая на эти вопросы, называют определенные предметы в известной степени отражающие сущность того человека, которого должен угадать водящий.

Упражнение 4. “Я – инструмент”: Каждому из участников предлагается представить себя в образе музыкального инструмента. И ответить на вопросы, что он думает о себе? Произнести монолог от его имени.

Кроме такого психического процесса, как воображение, вы еще отметили внимание, внимательность. Если воспитатель не научится внимательно смотреть, то может упустить что-то важное, или нечаянно оставить без внимания само общение малыша. А сейчас проверим ваше внимание.

Тест: Группе предъявляется десять знаков в течение 3-х секунд. Участники делают запись на листке, по итогам работы определяется объем внимания (количество воспрпоизвенденных букв или цифр) и точность внимания (правильно воспроизведенная последовательность)

РЕЗУЛЬТАТЫ:

8 – 10 – очень высокий уровень
6 – 7 – высокий уровень
4 – 5 – средний уровень
2 – 3 – низкий
1 – очень низкий

Упражнение 5. Два участника выходят на середину, и садятся друг против друга. Им дается задание внимательно посмотреть друг на друга. После чего они отворачиваются друг от друга и отвечают на вопросы участников группы. “Сколько колец на руках у ….?, Какого цвета туфли у ….?”

Упражнение 6. “Хромая обезьяна”: Играющие располагаются удобно. Ведущий говорит, что задание нужно выполнять по команде “Начали”, до команды “Стоп”. Если по какой-либо причине вы нарушите мою инструкцию, подайте сигнал, хлопните в ладоши. Итак, если вы отвлечетесь, хлопните в ладоши и продолжайте работать. Закройте глаза…Внимание, даю задание…. Не думайте о хромой обезьяне…. Начали……….Стоп.

Давайте сейчас обменяемся впечатлениями и найденным способом отвлечения.

Упражнение 7. “Ваши чувства”: Каждому участнику предлагается изобразить с помощью мимики и жестов различные чувства, а остальные попытаются их разгадать.

Выразить те чувства, с которыми шли на занятия и с которыми уходите с занятия.

Вы хорошо справились со всеми заданиями. Желаю вам удачи в вашей профессии.