Занятие "Путешествие по городам Татарстана"


Цель:

  1. Учить различать понятиястрана”, “республика”, “город”.
  2. Закрепить с детьми названия основных городов Татарстана, столицы России и РТ.
  3. Развивать умение ориентироваться по улицам города; знать некоторые названия улиц.
  4. Расширять представления о достопримечательностях некоторых городов.
  5. Воспитывать любовь к своей Родине, родному городу, уважение к согражданам.

Предварительная работа: изготовление фотоаппаратов, чтение книги

Город счастливой судьбы”, “На высоком месте” авторский коллектив, рассматривание старинной национальной одежды, рассматривание иллюстрации “Авиационный завод”, “Башня Сююмбике”, “Кремль”. Экскурсия по Городу.

Игровое оборудование: черные очки, карта Татарстана, предметные картинки, модель компьютера, сундучок, игрушечный домик, игрушечный домик, обручи, фотоаппараты.

Ход занятия:

Занятие проходит в форме путешествия в музыкальном зале. В самом начале звучит магнитофонная запись. “Голосприглашает детей в интернет – кафе посетить виртуальную запись. Дети надевают черные очки и мысленно переносятся.

В зале расположены модели компьютеров, в которых движущиеся предметные картинки. На стене висит карта Татарстана. Предлагаю путешествие по разным городам республики, загадываю загадки, а дети ищут на “компьютере” отгадки – картинки.

Летит птица – небылица
А внутри народ сидит
Меж собою говорит (самолет)

После того, как дети нашли картинку “самолет”, начинаю рассказывать про город Казань.

Ребята, молодцы, правильно нашли отгадку. А знаете, что в Татарстане самолеты строят в Казани, нашей столице. Это самый большой город нашей республики. Здесь расположен Кремль – это очень старинное здание. В Казани много фабрик, заводов, школ, там красивые здания, дома. Через город проходит большая железная дорога. А есть еще озеро с интересным названием – Кабан и протекает река Волга. На Волге стоит Речной порт, где строят разные пароходы, которые перевозят людей и грузы в разные города России. Давайте, мы с вами на нашей карте отметим звездочкой этот город.

Воспитатель: Обращаю внимание детей на карту Татарстана, на которой наклеены изображения отгадок.

Воспитатель: Давайте найдем на карте картинку самолет и закроем, т.е. наклеим звездочку на нее. Так мы будем отмечать каждый последующий город при отгадывании загадок.

Ребенок берет звездочку и отмечает первый город- Казань.

Воспитатель: теперь слушайте еще загадку:

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь стучим, стучим (часы)

Дети находят соответствующую картинку. Далее отмечаем звездочкой.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим о городе Чистополь. В этом городе есть часовой завод “Восток”. Он выпускает часы. Многие страны мира используют их. Вообще, Чистополь – старинный город. Там протекает река Кама.

(Дети отмечают город Чистополь)

Загадка:

На четыре ноги
Надевали сапоги
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать (шины)

В Татарстане есть город Нижнекамск. Это большой, красивый город. И в этом городе производят шины для машин. Эти шины используют для различных машин (отмечаем город)

Загадка:

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.

(Дети работают с компьютером.)

А вы знаете такую машину “Ока”? Она очень маленькая и вот такие машины собирают на берегу реки Кама. В этом городе красивые памятники. Здесь расположен Дом-музей великого художника И.И. Шишкина.

Вот мы открыли еще один город Татарстана.

Загадка:

Надевай скорей на ножки
Свои новые … (сапожки)

После того, как дети нашли отгадку

Ребята, у нас в Татарстане национальные сапожки называют ичиги. Вот такие сапожки изготавливают в небольшом городе Арске. Там есть обувная фабрика, на которой шьют и современную обувь, которую можно встретить в магазинах различных городов.

Стою на опушке,
Верх – стальная макушка.
Где прикажут, там стою,
Я нефтяникам служу (нефтяная вышка)

Во многих городах Татарстана добывают нефть, ее еще называют “черным золотом”. Один из таких городов – Альметьевск.

Из горячего колодца
Через край какао льется (кружка)

А сейчас поговорим о нашем родном городе – Бугульма. На каком заводе у нас делают посуду? (на фарфоровом заводе).

Молодцы!

После того, как отметили города обратите внимание, что на нашей карте “загорелись звездочки” - города. Дети называют эти города.

Под музыку заходит персонаж – “компьютерная мышка”. Она Принесла с собой “мелофон”, чтобы зарядить детей энергией.

Здравствуйте, ребята! Я – компьютерная мышь. Вы знаете зачем я нужна компьютеру? (чтобы найти нужную информацию). Вы устали заниматься, давайте поиграем с мелофоном. Он волшебный, заряжает энергией и придает бодрость. Давайте встанем в круг и будем передавать его друг другу. Вы почувствуете какой он теплый. Но при этом нужно назвать один город Татарстана.

Дети встают в круг и называют города: Казань, Бугульма, Альметьевск, Лениногорск, Чистополь, Нижнекамск, Елабуга, Арск, Набережные Челны, Заинск, Буинск и другие. Мышь благодарит детей и уходит.

А теперь давайте вернемся к нашим “компьютерам”. Посмотрите на свои мониторы. На них изображены различные достопримечательности нашего города. Вы должны назвать здания и на какой улице они находятся. (Дети называют: Дворец молодежи на улице Ленина, Автовокзал на улице Ягофарова, Дом Техники на улице Мусы Джалиля, здание Администрации на улице Г. Гафиатуллина, Вечный огонь на улице ленина и другие).

Дети садятся полукругом на ковер и в то время заходит “компьтерная мышь” с “волшебным сундучком” и говорит: “Ребята, ваше путешествие подходит к концу и у меня для вас сюрприз – этот “сундучок”, но он закрыт, а ключик вы найдете только тогда, когда составите модель адреса вашего детского сада. Желаю вам удачи! До свидания! Но новых встреч!

Воспитатель: Для начала давайте вспомним в какой стране мы живем? (Россия). Кто президент России? (В.В.Путин). В какой республике мы живем? (Татарстан). Кто президент ? (М.Ш.Шаймиев). В каком городе живем? (Бугульма). Как зовут мэра нашего города? (Н.Г. Магдеев). Молодцы! А теперь давайте вместе составим модель нашего детского сада.

Представим, что этот домик наш детский сад (показывает игрушечный домик). Нам нужно определить в какой стране, республике, городе, улице он находится. У меня в руках обручи разного размера и цвета. Большой обруч будет обозначать страну, поменьше – республику, и т.д. (Дети распологают обручи вокруг домика. А теперь давайте все вместе будем дотрагиваться для обручей и говорить, что у нас получилось. Хором дети говорят адрес детского сада:

  1. Россия
  2. Республика Татарстан
  3. Город Бугульма
  4. Улица Баумана
  5. Дом № 11 “А”

Вот модель и готова. А здесь в домике ключик от “ волшебного сундучка”. Давайте откроем его. (открываем, там сюрприз – маленькие фотоаппаратики). Фотоаппараты нам пригодятся для дальнейших путешествий по нашей республике. В конце занятия звучит голос на магнитофонной ленте: “Молодцы, ребята. Добро пожаловать в реальный мир. До встречи в нашем интернет-кафе”.