Умение владеть собой


Цель: Научить контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми.

Задачи:

  1. Обучение игровым приемам произвольного расслабления.
  2. Овладение приемами контроля своего поведения в общении с окружающими людьми.
  3. Формирование умения принятия верного решения в различных жизненных ситуациях.
  4. Обучение умению сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на неё.

Материалы и оборудование: карточки, магнитофон, кассеты “Голоса Природы”, погремушка, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент “Разговор с лесом”.

(Музыкальный фрагмент: “Голоса Природы. Соловей”.)

Педагог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Сначала им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие расслабленные руки на колени. Педагог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляет всевозможный живой и неживой мир леса. Педагог предлагает детям “пообщаться” с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо свежему ветерку и пр. Можно попросить детей прислушаться к лесным звукам. Дети молча слушают. Затем педагог предлагает им поделиться впечатлениями от общения с лесом.

2. Рассказ педагога.

А теперь послушайте. Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину. Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его “завести” и “выключить”. Давайте попробуем.

3. Игра “Весёлая зарядка”.

Вы – проснувшиеся котята – потяните лапы, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться на спины, на лапки.

А вот вы – крадущиеся в джунглях тигры.

Станем осенним листочком, качающимся на ветру. Вдохнем по глубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно.

Тянемся вверх как жирафы.

Попрыгаем как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

А теперь вы – маятники. Покачаемся из стороны в сторону.

А сейчас вы – пилоты, заведем моторы и полетаем.

Получилась у нас веселая зарядка.

Ребята, а почему поработав, человек отдыхает? (Потому что он, когда работает, устает.) Сегодня мы научимся, и работать, и отдыхать. Педагог просит вспомнить ребят мультфильм о Лунтике, который ночью играл со светильником и не спал.

Значит очень важно уметь отдыхать и вновь сосредотачиваться на работе.

4. Физкультминутка.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая
Очень легкая, простая,
Замедляется движение,
Исчезает напряженье,
И становится понятно
Расслабление приятно.

(Повторение 1–2 раза.)

Сейчас попробуем напрягать и расслаблять свое тело.

5. Этюд “Потянулись – сломались”.

Стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Тянемся, тянемся вверх, выше, выше…

А теперь наши ладошки как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол… лежим, отдыхаем. Нам хорошо.

6. Этюд “Насос и надувная кукла”.

Дети разбиваются на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух. Она лежит на полу в расслабленной позе. Другой – накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, на выдох произносит: “с – с – с”. Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем “куклу” сдувают, несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из неё выходит со звуком: “с – с – с”. Она опять “опадает”.

Ребята, вы замечательно играли в насос и надувную куклу. А сейчас вы превратитесь в строителей.

7. Этюд “Строители”.

Дети выстраиваются в линию. Нужно показать телом и лицом различные движения. Передают:

– тяжелое ведро с цементом;
– легкую кисточку;
– кирпич;
– огромную тяжелую доску;
– гвоздик;
– молоток.

Мы поработали, а теперь потанцуем.

8. Игра “Танец морских волн”.

Дети выстраиваются в одну линию – разбиваются на 1, 2. Ведущий – “ветер”– “дирижирует” волнами. Рука поднята – № 1 приседают, при опускании – № 2. Красота “Танца морских волн” во многом зависит от “дирижера ветра”.

А теперь вам нужно быть очень внимательными.

9. Упражнение “Будь внимателен”.

Дети становятся по кругу. Маршируют под хлопки или музыку. Неожиданно хлопки или музыка останавливаются, и задача детей сразу же остановиться.

10. Рисование “Хамелеон”.

Хамелеон – ящерица, умеющая менять цвет в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом, она прячется от врагов (маскируется). Возьмите фломастеры и лист бумаги. Приготовьтесь. Найдите, каким цветом станет хамелеон:

– на кирпичной стене (оранжевым);
– на соломе (жёлтым);
– на листочке дерева (зеленым);
– на шахматной доске (чёрно-белым).

11. Заключение.

Педагог, обращаясь к каждому ребенку, говорит о его участии на занятии с оценкой.

Литература:

  1. Н.Л.Кражева “Развитие эмоционального мира детей”.
  2. Л.М.Шмакова “Игры – шутки, игры – минутки”.
  3. С.А.Шмаков “От игры к самовоспитанию”.