Занятие "Путешествие к друзьям насекомым" (экология)


Занятие по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (средняя группа, 4-5 лет).

Сценарий  занятия составлен  по планированию О.В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (Санкт-Петербург, «Детство пресс», 2004) из цикла программ развития и воспитания детей детского возраста «Детство» (Санкт-Петербург, изд. «Акцент», 1996).

Форма проведения занятия  –  игра-путешествие. Она позволяет показать детям особенности жизни насекомых в природном сообществе.

При подготовке к  данному занятию была проведена предварительная работа, в ходе которой были прочитаны произведения художественной литературы, проводились игры на   прогулках («Ласточка и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики»), через которые дети проявили свои знания и поделились наблюдениями. На прогулках в летне-осенний период ребята наблюдали за жизнью насекомых, выбирали наиболее интересные для себя объекты наблюдений.

В ходе проведения занятия используется художественное слово (стихотворения), так как ритмичное изложение информации больше привлекает внимание детей и способствует лучшему запоминанию.

Занятие состоит из трех блоков: а) введение в игровую ситуацию; б) игровые задания и упражнения по теме; в) рефлексия. В процессе занятия используется музыкальное сопровождение, которое позволяет детям проявить эмоциональные чувства, настроиться на доброжелательное отношение друг к другу. Используемые модели насекомых, оформление, мультимедийная презентация позволяют ребятам реально представить и почувствовать красоту изучаемого объекта по теме.

В ходе занятия дети анализируют имеющиеся и полученные знания, рассуждают, выражают через игровую деятельность свое отношение к природе и в частности к насекомым. Так же проявляются  творческие способности, умение мимикой и жестами выразить отличие одного насекомого от другого. В процессе игры активизируются многие навыки и умения, полученные детьми ранее: развивается эмоциональная сфера, внимание, умение подражать, правильно выражать свое отношение и эмоции через движения.

Основная часть занимательного дела проходит на импровизированном лугуестественной среде обитания насекомых.

На занятии создана атмосфера психологической комфортности, которая проявляется в доброжелательности между всеми участниками игры- путешествия. Форма организации учебной деятельности – коллективная; метод – репродуктивный; приемы реализации метода: беседа, творческие задания, игровые упражнения.

Цели:

  • закрепить представления и знания детей о насекомых, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов;
  • развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
  • воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: альбом «Насекомые», загадки и стихи из  книги-учебника для малышей В. Степанова «Родная природа» (Что такое луг: Задания на знания), модели  насекомых (бабочка и жук), музыкальное и мультимедийное сопровождение, модели цветов (ромашки) и  живые (комнатные) цветы – фиалки.

Предварительная работа: чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук»: игра с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» (смотри  приложение («Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2004, стр. 85). Наблюдение за насекомыми в летне-осенний период на прогулках, знакомство с моделями существенных признаков насекомых (Приложение 1), с динамической моделью «Бабочка, складывающая крылья». Аппликация «Бабочка». Лепка из соленого теста «жук-коровка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель.  Ребята, вы ничего необычного в группе не заметили?

Дети, внимательно осматривая группу, замечают, что на столе лежит необычный предмет – посылка. Воспитатель вместе с детьми подходят к столу

– Это что тут стоит очень странное на вид?

Дети. Посылка.

Воспитатель. А как вы думаете: что в ней лежит? (Рассуждения детей). Давайте откроем (Воспитатель и дети открывают посылку). Ой, что же здесь вы видите? (Рассуждения детей). 

Дети.
Здесь бантики такие яркие, все расписные.
– Это не бантики, а бабочки!

Воспитатель. А что вы знаете о бабочках?

(Дети их собственных наблюдений рассказывают, что бабочки живут  летом. Она разные по окраске и по размеру: белые, желтые и другие)

Воспитатель. А где живут бабочки? (Рассуждения детей, воспитатель подводит детей к понятию «луг»).

Воспитатель. Что такое луг? (Рассуждения детей).

(Приложение 2. Слайд 1).

– Что такое луг?
Ковер травы вокруг,
Цветов нарядных венчик,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки не торопливые,
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки.

– А вы бы хотели попасть на луг?
– А как можно попасть на луг? (Рассуждения детей).
– Я знаю волшебные слова, которые помогут нам попасть на луг. Давайте я вас научу. Повторяйте за мной:  в право, влево повернись, на лугу очутись! (Звучит волшебная музыка).  Вот мы и на лугу. А вот и наши знакомые. Дети, кто это? (Приложение 2. Слайды 2, 3).

Дети. Бабочки.

Воспитатель. А что умеют бабочки делать?

Дети. Они умеют летать.

Воспитатель. Покажите как летают бабочки

Дети плавно машут руками, имитируя движения бабочки, кружатся над ковром-лугом. Воспитатель поднимает с ковра модель бабочки и показывает детям.

Воспитатель. Посмотрите, какая бабочка! Что привлекло ваше внимание?

Дети. Крылья. Они большие, красивые.

Воспитатель. Посмотрите, какое интересное тело у бабочки (Рассуждения детей).  Что еще есть у бабочки?

Дети. Ножки. (Дети вместе с воспитателем считают их количество). Их ровно шесть.

Воспитатель. А что еще есть у бабочки? (Усики)

Воспитатель проводит игру «Ласточка и мошки». Педагог рассказывает, а дети показывают жестами и мимикой.

Воспитатель. Бабочки присела отдохнуть на цветочек (Модель бабочки опускаем на цветок). Неожиданно над ней пролетала стрекоза. Как ее можно показать? А потом зажужжала пчела. Как пчелка жужжит? Бабочки вздрогнула, взмахнула крыльями и улетела.

(Дети имитируют полет бабочки и рассаживаются на стульчики вокруг импровизированной поляны).

Проводится игра «Бабочки на лужайке»

Воспитатель.

– Ах как страшно  на лужайке           (Дети приседают на корточки).
Нашей бабочке.
Кружит над ней стрекоза                  (Дети кружатся и машут руками).
И глядит во все глаза
И пчела громко прожужжала            (Дети жужжат).
У нее есть жало
И жуки кругом ползут                        (Дети ползут по ковру-лугу).
Травку сочную грызут!
Ой! Я на что то наступила                (Воспитатель испуганно
Чуть-чуть  не раздавила                     убирает ногу с модели жука-коровки).

(Воспитатель наклоняется и берет модель жука).

– Кто это, ребята? (Показывает детям)

Дети. Это жук.

Воспитатель.

Молча жук сидел в канавке,
Молча жук пополз по травке.
А когда он полетит –
Зажужжит он, загудит.

(Проводится речевая игра).

Воспитатель. Что бы наш жучок не волновался, успокоился, давайте ему ласково скажем: «Жук-жучок, пестрый бочек» (Дети повторяют и поглаживают его). Вот жучок и повеселел. Теперь вместе с ним пойдем по полянке и с разной интонацией и силой голоса повторять про жучка скороговорку:

– весело (шагаем по залитом солнцем лугу)
– отрывисто (перепрыгиваем через цветочки)
– громким шепотом (осторожно идем)
– жалобно (чтобы не обидеть)

Воспитатель. Вот жучок-коровка и бабочки подружились. Посмотрите, чем они отличаются. (Варианты ответов детей: по цвету, по форме, во величине, по точкам т.д.)

Воспитатель. А чем они похожи?

Дети. Усики есть и у бабочки и у жука-коровки. Крылья есть и у каждого по шесть ножек.

Воспитатель. А как вы думаете, есть ли у них враги?

(Дети высказывают варианты ответов.)

Воспитатель. Враги насекомых – птицы: они кормятся бабочками и жуками. А как насекомым спасаться от птиц?

Дети. Они убегают и прячутся. (Прячутся за стульчики).

Воспитатель. Бабочки может спрятаться на похожем по ее окраске цветочке. Сядет бабочка на цветок или на стебелек травы, сложит крылышки и так скроется от глаз наблюдателя. А жуки-коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие, красные, с черными точками; как будто предупреждают: «Не ешьте нас, мы горькие!». Вот птицы и остерегаются их клевать. А если человек возьмет его в руки, то он притворится мертвым: не шевелится, поднимает ножки и усики. А вот еще некоторые насекомые-жители луга (рассматриваем альбом «Насекомые»: муравьи, стрекоза, жуки).

Игра «Стрекоза и мошка»

Воспитатель.  Ребята, а я знаю в какую игру любят играть насекомые. Она называется «Стрекоза и мошка». Ребята, давайте выберем стрекозу, а для этого посчитаемся (с помощью считалки выбираем стрекозу).

Стрекоза: (воспитатель говорит слова, стрекоза должна поймать мошку, которая не успела присесть на стульчик).

Стрекоза-разбойница
За добычей гонится.
Поскорее, мошки,
Уносите ножки.

(Задания на знания)

Воспитатель. Насекомые, жители луга, уже полюбили вас, подружились. А узнаете ли вы их. Я загадаю загадку, а вы подойдите к тому насекомому, который будет отгадкой.

Над цветком цветок летает
И порхает, и порхает.

(Дети подходят к бабочке).

Воспитатель. Почему вы думаете, что загадка о бабочке?

Дети. Бабочки похожи на цветочки, они садятся на цветы и сливаются с ними.

Целый день в траве стрекочет
Отковать колечко хочет.
А потом как полетит
И стрекочет, и шумит.

(Дети подходят к стрекозе и объясняют свой выбор.)

Воспитатель. Нам пора прощаться с жителями луга. Пожелаем им спокойной зимы, а мы их обижать никогда не будем.

Дети и воспитатель каждому их насекомых машут ручками и говорят: «До свидания, бабочка! До свидания, жучок! До свидания, стрекоза! Прилетайте к нам в гости следующим летом!»

Под веселую музыку дети уходят с луга и переходят в игровую зону для игр.