Трудные дети. Какие они?


Часть первая. Всю свою сознательную жизнь имею дачу и не перестаю удивляться: сидишь – сидишь, порой , на огороде с утра до вечера, каждую травинку выдергиваешь, поливаешь, рыхлишь, прореживаешь, а соберешь урожайслезы! А в иной год и полить забудешь, и прополоть поленишься, а овощи – не только есть, любоваться хочется! То ли сеяла по возрастающей луне, то ли дождик в нужные дни шел – не знаю!...

В тот год в детском саду было 2 подготовительных группы. Может, звезды по-особому располагались на небе, Может, солнце светило более активно в момент их рождения, но дети были особенные: активные, любознательные, целеустремленные, пытливые.

Каждый ребенок – звездочка, в каждом своя, собственная, изюминка. А как они мыслили, как фантазировали, как рассуждали!

Вот, например, Артем. Шустрый черноглазый мальчишка был всеобщим любимцем. Он одновременно мог и на вопросы учителя отвечать, и рисовать, и с друзьями шалить. Его интересовало все: и почему звуки бывают гласные и согласные, и почему снегирь снегирем зовется, и почему времена года меняются.

А вот Антон. Рассудительный и серьезный, он был явным лидером среди детей. На занятиях он ловил каждое мое слово, всегда был очень внимателен, ему все давалось легко: буквы ли в слоги складывать, печатать ли, штриховать.

А это Алеша. Мальчик очень обаятельный, скромный, сообразительный. Иногда мне казалось, что он точно знал, о чем я буду говорить на занятии, и специально готовился к нему. Буквально на все он имел свои взгляды и свое мнение. Причем не просто имел, а умел их объяснить и доказать.

А вот Витюша. Необыкновенно старательный и ответственный, на занятиях он не сводил с меня своих голубых глазенок. Его тетрадь была самой аккуратной из всех. Буквы он печатал так, что трудно было отличить от образца. А какие выводы он делал! была в нем какая-то внутренняя сила. Дети к нему очень уважительно относились. Я не видела ни разу, чтобы кто-то из ребят Его обидел.

А вот еще одна звездочка. Нет, это была не звездочка. Это была звезда, такая же яркая, как Полярная. Деловая, хваткая, умная Женя всегда хотела быть, да и была первой: быстрее всех научилась читать, складывала и вычитала только в уме, прекрасно рисовала. Правда часто опаздывала на занятия, была несколько небрежна, но ее жажда познания затмевала эти качества…

Все “ звездочки”, Все умники, Все лидеры! Хоть бы одним глазком заглянуть в их будущее, узнать, какие успехи будут у них в школе, какие люди из них вырастут.

В тот год из 36 детей подготовительных групп детского сада, 24 были приняты в первый класс интенсивного обучения.

Часть вторая. Первое сентября. Позади пять лет учебы в институте. Вместе со своими учениками иду первый раз в первый класс. У меня класс интенсивного обучения. Это очень большое доверие и очень большая ответственность. Уже в самые первые дни учебы я замечаю, что все мои питомцы отличаются особой любознательностью, активностью, умением четко формулировать свои ответы и отстаивать свою точку зрения. С такими ребятами не только легко, но и очень интересно работать: каждое мое слово впитывают! А какая отдача! Ведь это для любого учителя самое главное. Для меня каждый рабочий день был праздник.

Прошел первый, потом второй год плодотворной работы. И в сентябре уже третьего класса, проработав всего две недели, замечаю, что высокий, симпатичный, умный Витя, у которого ответ всегда был готов на любой мой вопрос, перестал работать на уроке. Из активного, тянущего постоянно руку ученика, он превратился в прямопротивоположного ребенка с постоянно опущенными глазами, с безразличным видом ко всему происходящему вокруг. Такое отношение отражалось и на ведении тетрадей: записи небрежные, листы мятые. Позже он перестал выполнять домашнюю работу как письменно, так и устно. Дневник заполнился двойками. Это было вначале. А потом… Потом Витя стал убегать из дома, пропускать уроки в школе, лгать и грубить не только родным, но и учителям, стал задиристым и неуправляемым. Сейчас Витя, ученик 5 класса, стоит на внутришкольном учете. Почему же отличник, подающий большие надежды ребенок, стал относиться к категории так называемых “трудных” детей?

Причина такого поведения ясна – развод родителей и уход отца в другую семью. Из психологии известно, что мальчики более болезненно переживают разлуку родителей. Но, как говорят, время лечит. Витя привык к тому, что папы рядом не бывает, нет мужчины в доме, с которым можно было бы разделить минуты радости и печали, выполнять совместную мужскую работу. Мальчик подрос, многое стал понимать: где и как надо себя вести, где можно кулаками махать и где нельзя нецензурной лексикой выражаться, за каким углом можно покурить и где нельзя .

Позже на учет был поставлен еще один бывший мой ученик. Артем в начальной школе был добросовестным, отзывчивым, добрым мальчиком из благополучной семьи, в которой создавались все условия для полноценного воспитания и развития ребенка. Но что побудило этого замечательного мальчика быть похожим на своего друга “Витька”: также лгать всем взрослым, перестать выполнять домашние задания, исправлять “2” в дневнике и подделывать подпись учителя и родителей, придумывать различные истории о длительной проверке дневников с целью укрытия плохих отметок и замечаний со стороны учителей?

Что же является причиной перехода Артема в категорию “трудных” детей из вполне хорошего ученика, справляющегося с программой на “4” и “5”?

Может быть так выражается преданность лучшему другу? А может, это желание стать лидером и подчинить себе всех ребят класса? Или это стремление показаться взрослым перед теми девочками, которым интересен Витя и абсолютно безразличен Артем, потому как низкого роста и нет карманных денег на жвачки и сигареты, и нет “навороченных” телефонов? А может быть все вместе?

Однозначного ответа на эти вопросы нет, но четко ясно одно – в этих ситуациях прослеживается упущение со стороны родителей, т.к. в нужный момент не последовало должной моментальной реакции на проступки детей. Родители оказались чрезмерно заняты на работе. И это явилось важным фактором в ослаблении связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом стало негативное окружение.

В каждом классе есть “душа компании”. У нас ей всегда был Антон. Очень симпатичный мальчик, с милой улыбкой на лице и веселым характером, невольно привлекающий внимание посторонних, являлся явным лидером. Необыкновенной популярностью Антон пользовался и у девочек, причем не только внешностью, а и отличными успехами в учебе.

Как правило, такие лидеры когда–нибудь становятся носителями отрицательных качеств, заимствуя все плохое у других лидеров, которые относятся к группе “риска” или категории “трудных” детей. Антон – лучший друг Вити и Артема. В отличие от своих друзей он более сознательный ребенок. Видя все отрицательное в поведении Вити и Артема, он не старался им подражать (пока!). В этом большая заслуга мамы Антона, которая своим положительным примером, беседами, внушениями формирует в своем сыне представления о добре и зле.

Подтверждая свою мысль о важности родительского внимания, заботы, о той первостепенной роли в воспитании своего ребенка, которая принадлежит им, хочется рассказать еще об одном ребенке – девочке Жене. Пухленькая, “живая” девочка, с горящими глазами и пронзительным взглядом, она всегда выделялась среди сверстников умением рассуждать, доказывать и отстаивать свою точку зрения, приводя множество примеров из прочитанных книг и собственной жизни. Женя всегда была очень самостоятельной и практичной, наверное, поэтому у нее не было друзей ни в классе, ни во дворе. Все ровесники, по сравнению с Женей, казались какими-то маленькими и жутко наивными. Жила девочка с мамой и с бабушкой, которые с раннего утра и до позднего вечера работали. Все свободное время Женя проводила либо у мамы на работе в парикмахерской, либо в магазинах, по которым гуляла, тратя имевшиеся у нее деньги. Ни о каком режиме дня, так много значащим для ребенка начальной школы, не было и речи. Соответственно, девочка часто опаздывала на уроки, забывала школьные принадлежности, не выполняла домашнее задание. Письменные работы выглядели небрежно, хотя почерк очень красивый, тетради помяты. Женя была полностью дезорганизована потому, что у взрослых не хватало времени для внимания и контроля. Назвать этого ребенка “трудным” нельзя. Нельзя пока! Но где гарантия, что девочка не станет им, когда немного подрастет, когда все–таки будут подруги, когда у школы появится заманчивая альтернатива!

Женина мама прекрасно все поняла и оформила девочку в кадетский корпус в г. Москву, где она будет находиться под круглосуточным наблюдением.

Но почему именно умные, хорошие дети, понимающие, что “ такое хорошо и что такое плохо”, становятся трудными? Ведь каждый урок, каждая минута в школе проходят в атмосфере добра, взаимопомощи, уважении друг к другу. Формированию этих качеств и высоконравственных понятий отвечают все уроки. Разбирая художественное произведение, особое внимание уделяется общественной направленности событий, активной позиции героев, выделению адекватных мотивов поступков всех персонажей, развернутой характеристике их качеств, стремлению проникнуть во внутренний мир героев. Чтение и анализ произведений всегда чередуется с обсуждением личного нравственного опыта, сопровождая свой опыт словами: “ Я хочу быть похожим на … героя, потому что … Мне нравятся его качества…, мне не нравятся его качества…”.

Абсолютно всем детям хочется быть добрыми, справедливыми, честными, трудолюбивыми, щедрыми. Все ученики осуждают трусость, жадность, лень, лесть. Все правильно понимают, все правильно рассуждают. Почему же потом они часто забывают об этом?

А, может быть, немаловажной причиной превращения хорошего ребенка в “трудного”, является воздействие, а порой и зомбирования СМИ – печати, телевидения, радио, которые пропагандируют насилие, формируя новое поколение “пепси”, лозунгом которого являются слова: “бери от жизни всё!” И младшие школьники, окружённые такой информацией, начинают слепо подражать всему и вся…

Кто же входит в “группу риска”? Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания и определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются “исправить” ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребёнка, тревожащего родителей и учителей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним.

А я… Я по–прежнему стараюсь прививать своим ученикам только самое хорошее. Ведь, не зря говорят, что самое доброе на Земле - от Солнца, всё хорошее – от человека. Именно эти слова являются девизом моей педагогической деятельности. Ну, а если у моих детей появятся трудности, вместе с родителями мы их обязательно преодолеем.