ТРИЗ в рисовании и ознакомлении с окружающим


ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. При серьезной теоретической подготовке воспитателей и систематической работе с детьми главные задачи ТРИЗ – педагогики выполняются. А задачи эти тесно перекликаются с современной концепцией формирования творческой личности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению, и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Содержание педагогической технологии базируется на «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, Программе ТРИЗ – Альтшуллера, вместе с тем предусматривается расширение и усложнение программных задач.

Наша цель: воспитать творческую, эстетически развитую личность, духовно богатую, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

Основные задачи:

Новизной исследования является то, что для всех групп составлен перспективный план и разработаны конспекты занятий по данной теме.
Практическая значимость педагогической технологии заключается в том, что система знаний, разработанных и апробированных нами, может быть использована в практике работы педагогами ДОУ, а также для работы с ребенком в семье. Предложенный материал поможет педагогам разнообразить изобразительную деятельность детей, их применение будет способствовать формированию творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Представленные разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, граттаж и др., помогут педагогам всесторонне развивать личность ребенка.
Конспекты занятий построены с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, с опорой на уже имеющиеся навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического материала: литературного, игрового – позволяют сделать занятия доступными и интересными.

Учебный план на год

Вторая младшая группа в неделю 4 занятия, в год 34 занятия
Средняя группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
Старшая группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
Подготовительная группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
Примечание: в январе в детском саду проводятся двухнедельные каникулы, поэтому в этом месяце проводятся 2 занятия.

На своих занятиях мы использовали следующие нетрадиционно-графические техники:

  • «Пальцевая живопись». Краска наноситься пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и ставиться вода. Правило – каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца.
  • «Монотипия». Краска наноситься на целлофан или кусочек бумаги, стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наноситься изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, разворачивается и краска наноситься только на одну сторону листа, затем лист складывается пополам и изображение получается как бы зеркальное.
  • Кляксография. Ребенок капает краску с кисточки на листок бумаги. Затем, поворачивая лист в разные стороны, смотрит как «гуляет» капелька, и на что похоже изображение. Разновидность: с кисточки накапать краски на листок бумаги, затем лист накрыть другим листом бумаги и прижать. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что похоже.
  • Рисунок наноситься свечой, получается «волшебный рисунок» – он есть и его не видно. Затем на лист наноситься тушь или краска – и рисунок проступает на цветном фоне.
  • Тычок жесткой полусухой кистью. Кисточку опускают в гуашь и ударяют ею по бумаге, держа кисточку вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • Рисование по мокрой бумаге. Лист смачивается чистой водой, а потом кистью наноситься изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску.
  • Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В старших группах дети тонкой кисточкой дорисовывают детали.
  • Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Краску можно также разбрызгивать с помощью зубной щетки и палочки.

Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры ; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т.д

Темы занятий для детей второй младшей группы

Занятие 1. Что я видел по дороге в детский сад? (Кляксаография)
Занятие 2. Нарисуй цветок. (Пальчиком)
Занятие 3. Яблоко. (Поролоновой штамповкой)
Занятие 4. Капуста для зайчика. (Прием клубочка)
Занятие 5 Ковер из листьев. (Штамповка)
Занятие 6. Украсим тарелку. (Пальчиком)
Занятие 7. Платье для куклы. (Обводка силуэта платья на цветной бумаге)
Занятие 8. Щенок. (Метод тычка)
Занятие 9. Птицы полетели в теплые края. (Штамповка)
Занятие 10. Зайчик. (Прием рисования клубочком)
Занятие 11. Моя мама. (Рисование человека)
Занятие 12. Моя машина. (Превращение геометрических фигур в машину)
Занятие13. Лес. (Штамповка)
Занятие 14. Мячик. (Закрашивать мяч, наклеенная на лист бумаги шерстяная разноцветная нитка в форме мяча)
Занятие 15. Снег идет. (Кисточкой – ритмичные мазки под музыку)
Занятие 16. Украсим елочку. (Метод тычка)
Занятие 17. Снеговик. (Прием рисования клубочком)
Занятие 18. Птичка,с которой дружит снеговик. (Прием рисования клубочком)
Занятие 19 Цыпленок. (Метод тычка)
Занятие 20. Мы гуляем по поселку. (Кляксография)
Занятие 21. Рыбка. (Рыбок воспитатель рисует свечкой, дети закрашивают лист бумаги)
Занятие 22. Салют. (Метод тычка)
Занятие 23. Цветы маме. (Метод тычка)
Занятие 24. Волшебный кружок. (Превращение кружка в солнышко)
Занятие 25. Птицы прилетели. (Скворечник воспитатель рисует свечкой, дети закрашивают лист бумаги кисточкой)
Занятие 26. Покормим петушка. (Пальчиком)
Занятие 27. Мы рисуем, что хотим. (При рисовании использовать различное оборудование)
Занятие 28. Сарафан для лисы. (Пальчиком)
Занятие 29. Ежик. (Иголки карандашом, силуэт ежика из вырезан из ткани наклеен на лист бумаги)
Занятие 30. Кошка. (Метод тычка)
Занятие 31. Одуванчик. (Метод тычка)
Занятие 32. Божья коровка. (Пальчиком)
Занятие 33. Это я, э тоя, это вся моя семья. (Воспитатель рисует круг, дети вокруг круга- солнышка делают оттиск своей ладошки)
Занятие 34. Мы рисуем, что хотим.

Темы занятий для детей средней группы

Занятие 1. Веселый детский сад. (Кляксография)
Занятие 2. Астры в вазе. (Метод тычка)
Занятие 3. Репка. (Поролоновая штамповка)
Занятие 4. Яблоки. (Рисование яблок поролоновыми палочками)
Занятие 5. Осенний парк. (Техника монотипия)
Занятие 6. Птицы осенью. (Штамповка)
Занятие 7. Рябина. (Ветка рябины кисточкой, ягоды пальчиком)
Занятие 8. Поможем зайцу найти друзей. (Метод тычка)
Занятие 9. Дома. (Превращать геометрическую фигуру в дом)
Занятие 10. Транспорт. (Геометрическую фигуру в машину, штамповка – колеса)
Занятие 11. Дорожка для барышни. (Пальчиками)
Занятие 12. Моя мама. (Учить рисовать фигуру человека)
Занятие 13. Гусь. (Метод тычка)
Занятие 14. Гигиена глаз. (Рисуем лицо человека)
Занятие. 15. Снег идет. (Техника набрызг)
Занятие 16. Елочка. (Пальчиковая живопись)
Занятие 17. Домовенок Кузя.
Занятие 18. Зимний лес. (Штамповка)
Занятие 19. Платье для куклы. (Набрызг)
Занятие 20. Птицы зимой. (Метод тампонирования)
Занятие 21. Снеговик. (Метод тампонирования)
Занятие 22. Самолеты летят. (Свеча, штамповка)
Занятие 23. Подарок маме. (Использование различного нетрадиционного оборудования)
Занятие 24. На выставке кошек. (Метод тычка)
Занятие 25. Украшение рубашки марийским узором.
Занятие 26. Сказочная птица. (Оттиск ладошки превратить в птицу)
Занятие 27. Веселые капельки. (Кляксография)
Занятие 28. Космос. (Техника монотипия)
Занятие 29. Рыбки плавают в аквариуме. (Рисование по сырой бумаге)
Занятие 30. Игрушка – котенок. (Метод рисования клубочком)
Занятие 31. Бабочки. (Штамповка)
Занятие 32. Одуванчик. (Метод тычка)
Занятие 33. Солнышко лучистое.
Занятие 34. Что мы умеем рисовать. (Использование различного нетрадиционного оборудования)

Темы занятий для детей старшей группы

Занятие 1. Наша группа. (Использование различного нетрадиционного оборудования)
Занятие 2. Сравнение астры и колокольчика. (Оттиск ключа – колокольчик, пробки – астра)
Занятие 3. Катились два яблока: одно веселое, другое грустное. (Штамповка)
Занятие 4. Вкус соленого огурца. (Нетрадиционное оборудование)
Занятие 5. Мое дерево встречает осень. (Нетрадиционное оборудование)
Занятие 6. Придумай новую игрушку.
Занятие 7. Шум осеннего дождя. (Техника – виденика)
Занятие 8. Большой гриб, маленький человечек.
Занятие 9. Волшебная машина. (Превращать отпечаток стопы в машину)
Занятие 10.Фантастический дом.
Занятие 11. Моя семья. (Использование шаблонов, трафаретов)
Занятие 12. Знакомство с марийским художником-иллюстратором З.Ф.Лаврентьевым.
Занятие 13. Чем похожи, и непохожи бурый и белый медведь? (Использование трафаретов, метод тычка, штриховка)
Занятие 14. Рыбы. (Использование рамок Монтессори)
Занятие 15. Елка. (Техника акватушь)
Занятие 16. Какого цвета простуда?
Занятие 17. Городецкий узор.
Занятие 18. Как бы выглядела зимой картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Занятие 19. Волшебная птица.
Занятие 20. Волшебное платье.
Занятие 21. Портрет. (Трафарет)
Занятие 22. Какого цвета доброта?
Занятие 23. Встреча весны. (Техника монотипия)
Занятие 23. Какие бы животные вы бы хотели, чтобы жили у нас в уголке природы. (Рисование на камнях)
Занятие 24. Знакомство с профессией художника. Пейзаж. (Техника – граттаж)
Занятие 25. Заяц. (Метод тычка)
Занятие 26. Космос. (Кляксография)
Занятие 27. Пуговица. (Штамповка пуговицей)
Занятие 28. Кошка. (Метод тычка)
Занятие 29. И весело и грустно.
Занятие 30. Дымковская игрушка.
Занятие 31. Гусеница. (Штамповка)
Занятие 32. Цветы весной.
Занятие 33. Солнышко.
Занятие 34. Вот как мы умеем рисовать.

Темы занятий для детей подготовительной группы

При рисовании дети используют все имеющееся нетрадиционное оборудование и применяют различную технику.

Занятие 1. Какого цвета лето?
Занятие 2. Астры в вазе.
Занятие 3. Овощи. (Рамки Монтессори)
Занятие 4. Фрукты.
Занятие 5. Золотая осень.
Занятие 6. Царица-вода.
Занятие 7. Хлеб – всему голова.
Занятие 8. Перелетные птицы (Штамповка, тычок)
Занятие 9. Часы.
Занятие 10. Рыбы.
Занятие 11. Жизнь зверей осенью.
Занятие 12. Сравнение горного и лугового костюмов народа мари.

Цель: Закрепить знания детей о марийском орнаменте, продолжать развивать речь детей, воображение.

Демонстрационный материал: костюмы народа мари, марийская мелодия.

Раздаточный материал: альбомные листы с нарисованным элементом марийского орнамента, нетрадиционное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра «Назови отличия» (Сравнение костюмов)

– Что такое орнамент? Орнамент – это тоже узор, но повторяющийся несколько раз. Много лет назад, когда люди еще не могли писать, они писали знаками, обозначениями. Рассказать, как в старину марийцы обозначали солнце, дерево, птиц, человека.
Работа детей. Дети выбирают любой орнамент. Задание. Дорисуй, что ты видишь в орнаменте. Анализ работ. Составь сказку по своему рисунку. Игра «Хорошо-плохо» – уметь писать.

Занятие 13. Дымковская игрушка.
Занятие 14. Дикие и домашние птицы. (Рисование через копирку)
Занятие 15. Городецкий узор.
Занятие 16. Праздничная елочка.
Занятие 17, 18. По сказке С.Маршака «12 месяцев»
Занятие 19. По стихотворению Есенина «Белая береза»
Занятие 20, 21. По сказке «Мороз Иванович»
Занятие 22. Портрет военного
Занятие 23. Подарок маме.
Занятие 24. Платье для весны.
Занятие 25. Оживи картину Саврасова «Грачи прилетели»
Занятие 26. Человек-невидимка.
Занятие 27. Нарисуй растение, за которым ты больше всего любишь ухаживать.
Занятие 28 Что было бы если земля была плоская?.
Занятие 29. Дом моделей.
Занятие 30. Сравнение орла и курицы.
Занятие 31. Деньги. Что это такое?
Занятие 32. Для чего нужны руки?
Занятие 33 Насекомые.
Занятие 34. Одуванчик.

В рамках системы проведенных нами мероприятий была предусмотрена работа с педагогами ДОУ и родителями

Организация работы с педагогами ДОУ

С педагогами ДОУ проводились следующие формы работы:

– Семинар-практикум «Вариативные художественно-графические и живописные техники и их использование в работе с дошкольниками».
– Открытые занятия по теме «ТРИЗ в рисовании и ознакомлении с окружающим» во второй младшей группе, в средней группе, в старшей группе и подготовительной группе.
– Выставка « нетрадиционное оборудование» и друг.

Организация работы с родителями

Использовались следующие формы работы:

– Проводились родительские собрания
– Открытые занятия
– Консультации: «ТРИЗ в детском саду», «Развивайте творческие способности у дошкольника», «Чем можно рисовать».
– Консультации в газете «Радуга» (газету выпускает педагогический коллектив детского сада)
– Индивидуальные беседы: по созданию в семье условий для занятий изобразительной деятельностью.
– Совместные организации и проведение развлечений
– Участие в конкурсах рисунков
– Посещение музея
– Памятка с рекомендациями по приобретению, хранению и использованию различных изобразительных материалов.
– Выставка книг с иллюстрациями лучших отечественных мастеров книжной графики (Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Конашевича, Е.Чарушина и др.)
– Знакомство родителей с достижениями ребенка, создание экспозиции из детских работ, выполненных на занятиях в сентябре и мае (рисунки каждого ребенка помещаются рядом).

Развивая творческие способности в изобразительной деятельности, мы убедились и четко следуем тому, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Чтобы передать эту веру детям, попробуйте, научить детей всему тому, чему мы учим наших детей.

Мы предлагаем вам самим поиграть в «креативную педагогику», и вы убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Список литературы.

1. Альтшуллер Г.С. Программа «ТРИЗ». – М, 1997.
2. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М., 2005. – 96 с.
3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.– М., «Аркти» 2004
5. Любимова Т.Г. Учите детей не только мыслить, но и чувствовать.– Чебоксары, 1994.
6. Ляшко Т.В. Через игру – к творчеству, Обнинск, 1994.
7. Никашин А.И. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии, Ростов-на-Дону, 1992.
8. Петухова О.А. Вариативные изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении, – Йошкар-Ола, 2007 – 76 с.
9. Софронова Н.В. Педагогические технологии в детском саду, Йошкар-Ола, 2008, — 100 с.
10. Софронова Т.И. Развитие изобразительной деятельности как социально-педагогической системы, Йошкар-Ола, 2002.
11. Страунинг А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, А.М.Страунинг.– Обнинск.