Технология введения родителей в образовательное пространство группы детского сада с целью обеспечения максимальной реализации возможностей ребенка


Технология введения родителей в образовательное пространство группы детского сада с целью обеспечения максимальной реализации возможностей ребенка

О.Н. Герасичева

В соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательной работы в детском саду педагоги должны овладеть личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми. Придерживаясь принципа: “Не над, а вместе!”, педагог способствует становлению ребенка-дошкольника как личности.

В процессе реализации образовательной программы, знания, умения и навыки мы рассматриваем не как конечную цель, а как средство полноценного развития ребенка. Говорить о том, что воспитатель овладел личностно-ориентированным подходом взаимодействия с ребенком можно лишь в том случае, если он умеет встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, его чувства и эмоции.

Тактика общения с участниками педагогического процесса (детьми, родителями, другими педагогами) – сотрудничество.

Интеграция деятельности всех педагогов ДОУ при реализации образовательной программы позволяет бережно и системно содействовать введению ребенка в социум группы, мир знаний, оберегать его здоровье, тем самым дать возможность ребенку полноценно и продуктивно прожить период дошкольного детства. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества стимулирует формирование у него активной жизненной позиции, развитие познавательных интересов, способность к мотивации деятельности, целеполаганию.

Реализация всего вышеизложенного возможна только при условии сотрудничества педагогов с родителями и установления партнерских взаимоотношений между родителями.

Был поставлен вопрос: как сделать родителей активными участниками педагогического процесса, как оказать им помощь в реализации ответственности за воспитание и образование детей.

Учитывая направленность работы детского сада, мы стали искать технологию, позволяющую ввести родителей в образовательное пространство детского сада.

Данная технология была разработана в рамках экспериментальной работы ДОУ и позволила максимально сблизить позиции детского сада и семьи в вопросах приоритетов в воспитании, развитии и образовании детей.

Интеграционные связи между составными частями технологии обеспечивают максимально активную позицию семьи, коррекцию детско-родительских отношений, способствуют динамике развития детей.

Отношения между воспитателем и родителями только в том случае дают хороший результат в воспитательно-образовательной работе, если обе стороны занимают партнерскую позицию, при которой никто никого не учит, но оказывает друг другу активную помощь в выявлении имеющихся проблем, установлении и, при возможности, устранении их причин.

Технология складывается из нескольких составляющих, работа по которым ведется параллельно:

  • сбор информации по родителям и детям;
  • просветительская работа среди родителей;
  • информирование родителей об успешности ребенка;
  • взаимодействие педагогов, родителей и детей в различных видах деятельности;
  • взаимодействие между родителями в различных формах.

Дале представлено описание работы по реализации технологии введения родителей в образовательное пространство группы на период 2002-2006 годов.

Сбор информации о родителях и детях

На стадии сбора информации были выделы два объекта исследования: родители и дети. Для изучения каждого объекта подобраны методики, позволяющие получить ответы, на интересующие нас вопросы.

Знакомясь с родителями, особое внимание было обращено на:

- отношение родителей к педагогам, оценку родителями деятельности ДОУ в целом (на основе опросника, раскрывающего информированность родителей о деятельности ДОУ; индивидуальных бесед) Приложение 10, Приложение 14;

- стиль семейного воспитания (на основе опросника “Особенности воспитания детей в семье”, автор А.А. Романов, показывающего насколько выражены ситуационно-личностные особенности поведения взрослых в семье. Знание основных стилей семейного воспитания помогает выбрать наиболее рациональные пути построения взаимоотношений с ребенком и его родителями, а также скорректировать стиль семейного воспитания, культивируемый родителями по отношению к ребенку.

- уровень притязаний родителей на успехи ребенка (беседы с родителями)

- отношение родителей к совместной деятельности с ДОУ в вопросах развития, воспитания и обучения ребенка (вопросник и результаты исследований, оказывающие помощь при составлении плана работы группы с детьми и родителями, определении уровня включения родителей в деятельность группы: родители не пассивные наблюдатели, а - активные участники процесса. Приложение 2).

- достижения в семейном воспитании, в какой помощи нуждаются родители (прослеживаются на основе анкеты “Семья”. Приложение 1.

- сочинение родителей на тему “Мой ребенок”. Приложение 9.

Знакомство с детьми.

Информация, собранная и обобщенная в процессе наблюдений за взаимодействием детей в группе, продуктивной деятельностью и бесед позволяет корректировать действия педагогов, использовать для развития детско-родительских отношений, организации просветительской работы среди родителей. Наблюдения проводились по следующим вопросам:

- отношение детей к воспитателям прослеживалось через анализ детского рисунка (рисунок портрета воспитателя).

- отношение детей к родителям изучалось на основе теста “Кинетический рисунок семьи” В.К. Лосевой. Данная методика позволила увидеть восприятие ребенком своего места в семье, его отношение к семье в целом и к отдельным членам семьи.

- развитие эмоциональной сферы ребенка на основе опросника, разработанного в ходе экспериментальной работы ДОУ. Приложение 12.

- развитие социальной сферы ребенка, разработанного в ходе экспериментальной работы ДОУ (опросник, позволяет выявить характер взаимоотношений детей в различных видах деятельности на основе наблюдений). Приложение 11.

- характер адаптации вновь поступающих детей отслеживался на основе опросника “Мой ребенок” и наблюдений за поведением каждого ребенка, которые воспитатель фиксирует в период адаптации. Приложение 6.

- характер межличностных взаимоотношений в группе с целью их изменения, улучшения и совершенствования изучался психологом на основе методики социометрии.

- уровень притязаний ребенка на успех анализировался на основе приема “Дерево дружбы”, который позволил научить детей размышлять об общественном устройстве и аргументировано объяснять свою позицию и свой выбор.

Просветительская работа среди родителей

Параллельно со сбором информации, проводилась просветительская работа среди родителей через:

1. Информирование родителей по вопросам педагогики, психологии, используемым образовательным программам на основе наглядности, индивидуальных и групповых консультаций с приглашением специалистов

2. Проведение открытых занятий для родителей и с участием родителей по интересующим вопросам:

- воспитание понимания ценности здоровья (“Рецепты здоровья”) Приложение 2. <Рисунок1>

- формирование у детей потребности познания окружающего мира - итоговое занятие по теме “Зима”. Приложение 3

- формирование у детей познавательной активности в процессе знакомства с природой - итоговое занятие по теме “Весна”. Приложение 4, <Рисунок2>.

- формирование у детей представления о “смелости”, создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность - “Праздник смелых людей”. Приложение 5

- привитие культурно-гигиенических навыков - “Чистота – таже красота” (инсценирование А. Барто “Девочка чумазая”). Приложение 11.

- формирование гуманного отношения к природе - интегрированные занятия “День Земли” <Рисунок 3> , “Лесовичок в гостях у ребят”.

- формирование у детей навыков безопасного поведения в условиях, когда надо остаться одному дома -“Электроприборы в доме”, “Один дома”. Приложение 6.

- знакомство с трудом работника почты - Экскурсия на почту.

- основы цветоведения - “Учимся вместе”

- влечение в театральную деятельность: инсценировка сказки - “Теремок” <Рисунок 4>

3. Обучение способам тактильного взаимодействия родителей с детьми: тренинговые занятия с психологом. <Рисунок 5>

4. Совместный анализ результатов наблюдений за детьми с целью определения характера взаимодействия с ребенком.

5. Обмен семейным опытом через издаваемый совместно с родителями групповой журнал “Круглый год”.

Информирование родителей об успешности ребенка

Информирование родителей об успешности ребенка осуществлялось через следующие формы:

- “Экран группы”, где ежедневно отмечались успехи каждого ребенка, его “добрые” дела, что позволяло ему приобрести чувство уверенности в себе и в своих действиях, анализировать результаты в деятельности, повысить самооценку.

- Индивидуальные беседы с родителями. Эта форма работы помогала наметить индивидуальный маршрут воспитания и развития ребенка максимально сближала педагогов и родителей, способствовала установлению более полного взаимопонимания.

- Расширение, углубление знаний и практических навыков родителей осуществлялось через совместный анализ продуктов детской деятельности. Эта форма взаимодействия позволяла сформировать у родителей адекватную оценку возможностей и способностей ребенка на конкретном материале: рисунки, поделки, рассказы детей.

- Повышение педагогической грамотности родителей, освоение практических приемов взаимодействия с детьми осуществлялось и через включение взрослых в занятия, вечера досугов тренинги, тематика некоторых из них представлена ранее, в разделе “Просветительская работа среди родителей”.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей

Полученная информация и ведение просветительской работы среди родителей позволило выделить формы совместной деятельности всех участников.

Одна из форм - выполнение проектных заданий, через которую решались вопросы разностороннего развития детей, установления более тесных детско-родительских отношений, развития чувства ответственности, чувство удовлетворения от выполненной работы. Проектные задания выполнялись как в группе, так и вместе с родителями дома.

Примером такой коллективной проектной работы могут служить проекты на тему “День земли” “Энциклопедия осени”, “Семейный гороскоп”, “Гиганты прошлого” <Рисунок 6> и т.п.. Фрагменты, выполняемые дома, собирались в энциклопедии, и использовались в качестве учебных пособий в группе при организации тематических фотовыставок.

Активно использовалась такая форма работы как участие родителей в проведении тематических занятий. Цель: повысить познавательную активность детей, способствовать социализации детей с проблемами поведения и помогать обогащению содержанию игровой деятельности. Примером данной работы может служить серия тематических занятий, посвященных знакомству детей с профессией врача и формированию представлений о здоровом образе жизни. <Рисунок 7> Роль доброго доктора исполнила мама воспитанницы группы, которая работает врачом. В результате деятельности повысился интерес детей к профессиям взрослых членов семьи и возникли дополнительные темы для речевого общения, что так же способствует становлению детского коллектива.

С целью укрепления у ребенка уверенности в себе, своих силах и возможностях, его активности, инициативности, способности поддерживать доверительные отношения со взрослыми, в группе, проводились тематические недели воспитанников. В течение семи дней совместными усилиями детей и педагогов создавался портрет ребенка, в котором, мы помогали ему осознать свои характерные особенности, понять, что он уникален и неповторим, давали возможность наглядно показать, как бы он хотел выглядеть. А родители помогали своим детям подготовить персональные выставки поделок, рисунков, коллекций. <Рисунок 9>

Ежемесячно мы предлагали родителям принять участие в проведение тренинговых занятий с психологом, где они осваивали навыки установления доверительных отношений с детьми, практические навыки совместной деятельности. В ходе тренингов папы и мамы под руководством психолога помогали своим детям в становлении личности, например: решали проблему детских страхов. Данные занятия обеспечивали высокий положительный эмоциональный заряд и были любимы, как родителями, так и детьми.

Практически каждую неделю кто-то из родителей принимал участие в проведение учебной, игровой, трудовой деятельности в качестве ассистентов с целью освоения навыков педагогической деятельности, формирования у них адекватной оценки собственного ребенка, оказания помощи своему ребенку, как в усвоении учебного материала, так и в укреплении его социального статуса. <Рисунок 8>

Регулярно родители включались в творческую деятельность: театральные постановки <Рисунок 10>, создание выставок, изготовление поделок из природного материала. Кроме того, реализация программы “Здравствуй, Музей!” была бы крайне затруднена, без участия семьи, например: организация поездок в Государственный Русский музей, Музей этнографии, фиксация детских впечатлений от экскурсий в форме записи детских рассказов.

Взаимодействие между родителями

Вышеизложенная организация взаимодействия между детским садом и семьей помогла родителям максимально сблизиться, что позволило организовывать совместный семейный отдых. Такая форма работы как совместный отдых родителей с детьми позволяет научить детей организовывать и проводить культурный досуг, формирует у них произвольное поведение. Родители принимали активное участие в проведение вечеров досуга в группе, в организации конкурсов, например: конкурс причесок “Локон 2004” <Рисунок 11>,

“Конкурс на лучшую шляпу”, совместные выезды на природу, дни рождения, поездки в театры.

Родители были активными организаторами и участниками в подготовке традиционных чаепитий, способствующих созданию устойчивого интереса к кулинарии, формированию у детей представления о вкусной и здоровой пищи, знакомству с особенностями традиционной русской кухни, традициями в проведении праздников <Рисунок 12>, этикету за столом.

Участие родителей в спортивных мероприятиях оказывает большое влияние на формирование у детей уверенности в себе, воспитания у них чувства гордости за своих родителей, стимулирует интерес к занятиям физкультуры и спорта. <Рисунок 13>

Создание условий для систематического взаимодействия между родителями в образовательном пространстве группы и детского сада, позволяло решить такие вопросы как: обсуждение опыта семейного воспитания, результатов участия в занятиях, в праздничных утренниках, в групповом досуге; внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса и обогащения развивающей среды группы (создание театральной студии, “Русской избы”, детской библиотеки, спортивного уголка и т.п.), и, как следствие, создание Семейного клуба и журнала группы “Круглый год”, через которые родители имели возможность участвовать в обмене опытом воспитания ребенка в семье, получать информацию на интересующие темы. Рассматривались вопросы: “Чем занять ребенка в выходной день”, “Воспитание трудолюбия у ребенка в семье”, семинар-практикум “Система оздоровления”, “День рождения в семье”, “Один дома”. Наиболее активно взаимодействие между родителями прослеживалось в следующих формах:

- в проведении тренинговых занятий с психологом, позволяющих в равной степени как получить новый опыт взаимодействия с ребенком, так и обменяться имеющимся опытом.

- во время включения родителей в игры, занятия, развлечения, труд, в качестве ассистентов помогающих осваивать родителям практические навыки обучения и воспитания детей, улучшать качество воспитательно-образовательной работы, повышать авторитет родителей в глазах детей.

- в совместной творческой деятельности, стимулирующей максимальное раскрытие творческого потенциала детей, способствующей формированию у них уверенности в себе при публичных выступлениях.

- при организации отдыха: подготовке вечеров досуга, развлечений, совместных поездок, экскурсий. <Рисунок 14>

Результативность технологии

Эффективность проделанной работы на основе:

-вопросника о характере отношений родителей к ДОУ

Вопрос Всегда Иногда Никогда
2002 г 2006 г 2002 г 2006 г 2002 г 2006 г
1 Я хочу принимать активное участие в жизни группы 8% 46% 45% 50% 47% 4%
2 Мне интересно общение с родителями нашей группы 15% 63% 54% 27% 31% -
3 Я могу оказывать помощь в создании развивающей среды группы 2% 38% 28% 52% 70% 10%
4 Я хочу выполнять проектные задания совместно с детьми 15% 73% 65% 27% 20% -
5 Я считаю, что мое участие в воспитательно-образовательной работе группы благотворно влияет на развитие моего ребенка 25% 68% 45% 30% 30% 2%
6 Участие в воспитательно-образовательной работе группы благотворно сказалось на моих отношениях с ребенком 5% 78% 85% 22% 10% -

- активности родителей в жизни группы: организовался семейный клуб, выпуск журнала группы, участие родителей в организации среды группы, участие в образовательной работе группы, активность в проектной деятельности детей, оказание помощи в выступлениях на районных мероприятиях;

- динамики детей в вопросах социального развития: в младшей группе 15% детей имели высокий уровень показателей социального развития, 55% средний уровень показателей социального развития и 30% - низкий уровень показателей социального развития, где основные проблемы: не желание участвовать в коллективной игре , не принятие помощи взрослого, частые конфликты со сверстниками, не признание правил поведения в группе, проявление агрессивности, помеха в играх другим детям, отсутствие реакции на просьбы взрослого. К концу подготовительной группы 80% детей имели высокий уровень показателей социального развития и 20% средний уровень показателей социального развития;

- динамики детей в вопросах эмоционального развития: большая часть детей на момент прихода в детский сад имели в основном неустойчивое эмоциональное состояние, часто капризничали как в детском саду, так и дома, не проявляли интереса к учебной и трудовой деятельности, не хотели обслужить себя. В подготовительной группе сложился положительный эмоциональный климат. Дети стали инициативны, развился высокий уровень познавательных интересов;

- динамики в уровне психологического развития : по методике экспресс -диагностики Мясоеда). Несмотря на то, что большинство детей группы имели при поступлении проблемы развития познавательной сферы, к моменту выпуска в школу практически все дали хорошие показатели школьной готовности и в настоящее время успешно учатся в школе.

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 7

Приложение 13