Тема урока "Ветерок, ветер, ветрище"


Цель: расширить и уточнить представления детей о ветре;
- объяснить причины возникновения ветра;
- раскрыть значение этого явления для жизни человека, растений и животных;
- использовать в работе нетрадиционные методы рисования;
- развивать творческие и художественные способности.

Материал и оборудование: бумажные вееры, тазики с водой, бумага для рисования, поролон, клеевые кисти, вата, слайды,

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы узнали с вами секрет хорошо знакомых нам явлений. Отгадайте, о чем пойдет сегодня речь:

Хоть, без рук, а не летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою, он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде!
( ветер).

Приложение № 1*

Опыт № 1. предложить детям взять листочки бумаги сложенной в форме веера и помахать перед лицом.

Воспитатель: - Что вы почувствовали? ( ветер).
- Откуда он взялся?
Вывод: - мы заставили воздух двигаться.

Опыт № 2. Открыть форточку, ветер колышет занавески.

Невидимка – озорник
В нашу комнату проник
Заплясали занавески
Календарь пустился в пляс.
Хорошо, что сразу с треском
Дверь захлопнулась у нас ?

Воспитатель: - Что это? Сквозняк или легкий ветерок. Ветерок любит играть с листвой, цветами, приносит людям запах цветов, прохладу. Люди рады такому ветру. Приложение № 2*

- А как называются спокойные и тихие ветры? (ответы детей)
Правильно, муссоны и бриз.

Приложение №3*

Опыт № 3. предложить детям подуть на воду сначала тихонечко, затем посильнее.

Воспитатель: Но как все-таки появляется ветер?
Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремиться вверх, а холодный тяжелее, он стелиться понизу.

Вывод: Ветер – это воздух, который приходит в движение.

Приложение № 3*

Солнце греет землю и от земли нагревается воздух, но на земле есть
Растения, дома, вода – они нагреваются неодинаково, а значит воздух
Над ними разной температуры. Над полями, морями, лесами, жаркими
Пустынями все время движется воздух. Вокруг всей земли воздух
кружится, то сильнее, то слабее дует ветер. Ветер – это движущийся
воздух.
Приложение № 4*

Воспитатель:- Но есть и другие ветры, как они называются? (ответы детей).
Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.

Буря мчится и летит
Ветер воет и свистит
Буря страшная ревет
Буря крышу с дома рвет.

- Какие бывают бури? (ответы детей)
- Бури бывают снежные, песчаные.
Приложение № 5*

Воспитатель: - скажите, пожалуйста, может ли ветер перенести дом на новое место, как в сказке Волкова « Волшебник изумрудного города» ? (ответы)

Сброшенные с рельсов поезда, разрушенные здания, вырванные с корнями деревья – все это проделки урагана « Торнадо», что значит – «крутить».
Приложение № 6, 7*

Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
( смерч, ураган).
Приложение № 8*

Физминутка «Ветерок, ветер, ветрище».
Цель: развить внимание, воображение, координацию движений, слух.

- ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;
- ветер гнет веточки- покачивание корпуса и рук;
- ураган гнет деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.
( движения выполняются под музыку)

Воспитатель: Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всем мире, они несут разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но ученые следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом они получают со спутников.
Приложение. № 9, 10*

Воспитатель: - Как вы думаете, зачем это нужно людям?
- Расскажите, как человек использует ветер в мирных целях?
( рассуждения детей о роли ветра в жизни человека, растений и животных)

Приложение № 11*

Ветер, ветер, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!

Дети приглашаются к столам с красками, бумагой и другим материалом.

Задание: Подобрать краски, которые соответствуют ветерку, бризу, бури, урагану и передать впечатления на бумаге, используя нетрадиционные методы рисования.

Итог занятия.

Презентация

Литература.

  1. Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.
  2. Т.И. Попова Мир вокруг нас. 1998 г.
  3. Н.А. Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.
  4. И. Николаева экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.

*Приложения можно получить у автора работы.