Театрализованные действия как один из аспектов оздоровления детей дошкольного возраста


Как хорошо, что есть театр!
Всегда он есть и с нами будет!
Кто посмотрел наши спектакли,
Тот никогда их не забудет!

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка. Театрализованные действия повышают интерес к занятиям, обогащают интеллектуальную сферу ребенка. В работе над музыкальными сказками дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.

Театр, как много прекрасного в этом слове. Театр, это искусство, а искусство это всегда познание, доставляющее человеку эстетическую радость. И только искусство может запечатлеть человеческую личность. Передать тончайшие преживания человека, воссоздать его духовный мир.

Театр - один из самых демократических и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога), умения перевоплощаться;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное театр, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений раскрепощения личности.

С самых ранних лет ребенок стремится воспринимать окружающий его мир творчески. Поэтому очень важно создать в детском коллективное атмосферу свободного выражения чувств, мысли. Поощрять желание малышей быть не похожими ни на кого, разбудить в них фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Над этими вопросами мы и работаем в нашем саду.

Выдающийся советский композитор и педагог Кобалевский так говорил в своей книге "Воспитание ума и сердца" о воспитательном значении искусства для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идентичности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов.

Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес".

Театр для ребенка - это праздник, всплеск эмоций, сказка. Театр побуждает активность ребенка: малыш сопереживает, сочувствует, мысленно проходя с героем весь путь. Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего сопереживания у ребенка появляется новое эмоциональное отношение к окружающему миру. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклям дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.

Театральное творчество оказывает на детей огромное эмоциональное влияние. И неважно, в какой момент у ребенка происходит эмоциональное развитие: когда он играет роль, общаясь со сверстниками, или сидит в зрительном зале. Каждый раз, уходя из театра, любой ребенок уносит с собой пусть небольшое, но открытие.

Сейчас такое время, когда о чем бы не заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство - все обрастает массой проблем. Да, наше время - время стрессов, разных взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Кто же, как не мы, взрослые, поможем детям научится любви и вниманию к этому миру. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.

Цель занятий - сценическое искусство, формированию личности ребенка, умению выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят.

Занятия стимулируют развитие и основы психических функций, внимания, памяти, речи, восприятия, приобщают к театральной культуре.

Чтобы добиться яркого, грамотного исполнения ведется большая работа, на первом этапе которой мы ставим следующие задачи.

Задачи:

  1. Приобщить детей к сценическому искусству через различные виды театра.
  2. Выявить склонности и способности каждого ребенка. Нацелить ребенка на самостоятельное творчество.
  3. Совершенствовать пластику движения и мимику.
  4. Добиваться выразительности и эмоциональности речи.
  5. Развивать у детей способность к выразительному пению, а также к игровому и танцевальному творчеству.

Пути реализации этих задач: создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации. Психологические возможности детей подготовительной группы к осуществлению театрализованной деятельности сводятся к следующему:

- уметь исполнять по ролям законченной сценки и небольшие пьески, используя интонационную выразительность персонажей,

- голосовые изменения соответственно образу персонажа,

- характерные его действия и движения,

- видеть и слышать партнера,

- не растягивать действия и не ускорять до суетливости,

- вовремя вступать в общий ход действия.

В нашем детском саду "Умка" есть прекрасный театр, на сцене которого были сыграны ребятишками одни из самых ярких музыкальных сказок: "Дюймовочка", "Огниво", "Наши добрые соседи", "Волк и семеро козлят", "Гадкий утенок", "Аленький цветочек", "Кот в сапогах", "Как избушка стала дворцом", "Кто о чем поет?"

Сказка "Кто о чем поет"

  

Сказка "Волк и семеро козлят"

  

Сказка "Наши добрые соседи"

При разучивании с детьми текста драматизации следует уделить внимание развитию у них речевого дыхания, учить детей правильно использовать возможности своего голосового аппарата (высота, сила, тембр голоса), работать над интонационной выразительностью речи у детей.

На следующем этапе работы над стихотворными текстами, где основной организационной формой является самостоятельная театрально-игровая деятельность детей, поскольку малыш во время игры чувствует себя свободно и раскованно.

Методы и приемы в работе над выразительным пением.

Так, как в основном работаю над постановкой музыкальных сказок, то большое внимание в своей работе я уделяю пению. Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для того, чтобы акцентировать внимание детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение). Им предлагаются веселые песенки - распевки, при этом дети могут сами подыгрывать на музыкальных инструментах.

Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. Бехтерев, И. Павлов. Устное использование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движением формирует правильную осанку, координирует ходьбу. Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к пению в процессе реализации различных жизненных ситуаций.

Чтобы воспитание и обучение приобрели творческий развивающий характер, применяются три методы - наглядный, словесный, практический. Методы должны применяться с нарастанием проблемы, от прямого воздействия через закрепление, упражнения.

Комплексное оздоровление проходит через динамическую оздоровительную разминку, чередованием плавных и активных движений. Танцевальные импровизации игровой деятельности, куда входят народные развивающие, творческие игры. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Выводы:

Из рассмотренных аспектов было выведено следующее:

Повысилось качество умений детей привитых навыков в создании комплексного оздоровления. Можно сказать культурного и нравственного воспитания через приобщение к творческой стороне театрализованного действия.

Театральные действия повышают интерес к занятиям, ребенок начинает интересоваться качеством своей продукции и испытывает эстетическое удовольствие. Если придать большое значение привлечению детей к театру, то театр становится не только полезным временем провождения, но и является главным оздоровительным моментом на раннем этапе творческого развития ребенка.

Влияние театрализованной деятельности обогащает интеллектуальную сферу ребенка и способствует развитию становления позитивно-жизненной позиции, так как все интересные познания откладываются через интерес к театру на долгое время, а порой и на всю жизнь.