Занимательный математический материал в различных видах деятельности детей


Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: “Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние”. Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.

Современное состояние умственного воспитания дошкольников предусматривается в разных программах.

В Программе воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в разделУмственное воспитание” включены: сенсорное воспитание, ребенок и окружающий мир, развитие речи, формирование элементарных математических представлений. Комплексная программаДетство” обеспечивает развитие образных форм познания мира наглядно-образного мышления и воображения. Остановимся более подробно на проблеме формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Становится очевидным, что необходимо последовательно накапливать логико-математический опыт детей в результате практических и умственных действий, учить надо не только для того, чтобы ребенок знал и умел, но и для того, чтобы он мог использовать эти знания и умения в процессе познания окружающего мира. Исходя из этого, я провела анкетирование родителей воспитанников. Анализ результатов показал, что 57% родителей ориентированы на формирование счетных умений, то есть на развитие механической памяти, которая и так достаточно развита у детей. Вместе с тем в школе ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д. Целесообразно было как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс формирования элементарных математических представлений у воспитанников группы, так как это могло привести к перегрузке, нежеланию детей в дальнейшем учиться и, таким образом, к торможению развития детей. На основании полученных результатов я сформулировала цель.

Цель: обеспечение системного характера начальных математических представлений, познавательных и речевых умений у детей на основе использования занимательного математического материала в различных видах деятельности детей.

Обоснование цели связано с тем, что формирование начальных математических представлений, познавательных и речевых умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Свою работу построила на следующих принципах:

Принципа развивающего обучения. Суть его заключается в том, чтобы четко знать развитие мышления конкретного ребенка и обеспечить его дальнейшее развитие

Принцип воспитывающего обучения характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает самостоятельность интерес к знаниям, а также стремление к активному их использованию.

Принцип доступности. Формируются элементарные, но научно достоверные математические знания. Обучение тогда результативно, когда посильно и доступно детям.

Принцип системности и последовательности. Это логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип самый важный в математике.

Принцип осознанности и активности. Здесь активность педагога соединяется с активностью каждого ребенка.

Принцип наглядности. Золотое правило дидактики. Важно задействовать все анализаторы.

Определила направления работы:

– изучение содержания и направленности развивающих игр для старшего дошкольного возраста
– отбор игр в соответствии со следующими критериями: включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения; доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.
– работа с родителями (проведение семинаров-практикумов с родителями и разработка рекомендаций, оформление буклетов)

Определила задачи.

  • Учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.
  • Формировать у детей умение самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки;
  • Развивать образное и элементы логического мышления.
  • Способствовать проявлению у детей самостоятельной инициативы, активности.

Работу провожу поэтапно.

I этап. Подготовительный, который включал в себя:

– изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме
– анкетирование родителей,
– отслеживание результативности
– отбор игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа
– изучение передового педагогического опыта педагогов по данной проблеме.

II этап. Деятельностный:

– Дополнили с помощью родителей развивающие игры, математические развлечения, игры на плоскостное моделирование (Пифагор, танграм, колумбово яйцо и другие и т.д.), игры – головоломки
– Разработала картотеку задач-шуток, оформила кроссворды, ребусы.
– Проводила последовательно игры с использованием занимательного материала
– Организовала совместные мероприятия с родителями, оформила наглядную информацию; осуществляла мониторинг промежуточных результатов

III этап. Итоговый

– анкетирование родителей
– прогноз дальнейшей работы

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала разнообразный занимательный материал, который условно разделила на 3 основные группы:

развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

В группу развлечения включены:

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты,  математические фокусы,

В группу математические (логические) игры включены:

“Танграм”, “Пентамино”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”, “Кубики для всех” Игры с блоками, палочками Кюзенера.

В группу дидактические игры включены:

Словесные, с наглядным материалом, упражнения.

Составила перспективный план, в котором комплексно решаются познавательные речевые задачи. Кроме этого составляю понедельный план, в который включаю организацию игровой совместной и самостоятельной деятельности. Здесь я предусмотрела плавный переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную.

Например, создавая силуэты на планшете, дети в самостоятельной деятельности придумывают узор для платья куклы, для посуды, сделанной из папье-маше.

ПЛАНЫ

Осмысление проблемы развития логического мышления детей, образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения” позволил мне определить наиболее эффективные методы и приемы.

Наглядный метод

При использовании наглядного материала, математические понятия становятся доступными, а практические задания выполнимыми благодаря развитию зрительной памяти, для чего я использовала различные карточки – схемы, образцы, игровые поля для действия с предметами, план – карты, фишки. При этом я старалась, чтобы используемый материал был эстетичным, привлекал внимание детей, а также нёс четкую обучающую значимость. Картинки – схемы я использовала в своей работе при обучении детей решению задач – головоломок с палочками, при составлении детьми плоскостных изображений, для логических упражнений на поиск недостающих фигур в ряду, решению задач на нахождение признаков отличий одной группы фигур от другой.

Использовала в работе с детьми разрезных картинок, различных иллюстраций с лабиринтами, задачками-шутками, план – карты группы.

Примером наглядного метода также является использование знаков – символов, с помощью которых можно кодировать информацию. Использовала счетные палочки, с помощью которых дети строили и преобразовывали простые и сложные фигуры по условиям. Палочки способствуют развитию у детей смекалки и сообразительности, активизировать самостоятельность; развивают волевые качества, поиск нестандартного решения. Использование наглядного метода в той или иной степени переплетается со словесным методом. Посредством слова я руковожу игрой: поощряю, направляю и помогаю осмыслить... Всегда показываю ребенку, что он может делать еще лучше. Оценку действий даю конкретную. Примером словесного метода служат словесные игры, такие как “Логические концовки”, задачки – шутки, загадки, которые я использую в работе. Загадки, пословицы, поговорки дают хороший эффект в обучении дошкольников различным способам доказательств.

Наряду с наглядным и словесным методом использую практический метод. Дети систематически участвуют в практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действия с предметами или их заместителями.

Так как вся моя работа с детьми построена на игровой деятельности с игровым занимательным материалом, то основным приемом я считаю игровой. Так, например, при моделировании плоскостных фигур дети не просто перекладывают фигуры по схеме, они помогают персонажу, спасают его и т.д.

Целесообразно включаю демонстрацию способа действия в сочетании с объяснением при знакомстве с игрой или с каким-либо видом задания.

Обеспечиваю осмысленное восприятие материала с помощью вопросов. Формулирую их по-разному, чтобы разбудить мысль ребенка. Элемент соревнования использовала при организации математических развлечений и КВН. При этом старалась, чтобы соперники в игре были равны по силам. Постоянные неудачи с более сильным противником отбивают у детей желание играть. Использовала прием поисковых проб. Мышление у ребенка старшего дошкольного возраста в основном наглядно-образное и сохраняется наглядно-действенное, поэтому многие задачи ребенок решает путем подбора, перестановки. Включала моделирование с целью формирования элементарных математических представлений, развития мыслительных операций.

Формы работы

Игровой занимательный материал использовала:

– в начале занятия в качестве разминки для закрепления ранее изученного материала;
– в конце занятия – для закрепления вновь изученного материала.

Место данного материала в структуре занятия определяла в соответствии с возрастом детей, программным содержанием. Так, например, решая задачу на занятии учить детей отражать в речи пространственные отношения предметов по отношению к себе, между предметами была предложена игра “Найди предмет”. Спрятанный предмет ребенок должен был найти, медленно продвигаясь по нарисованным стрелкам – указателям. Это оказалось полезным для ориентировки в пространстве и пополнения активного словаря детей. Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачки-шутки уместны в ходе решения задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.

На утренней гимнастике детям интересна игра “Разминка”, в которой человечки на картинках выполняли разные движения, а детям их надо было продолжить.

Также формировала у детей умение последовательно выполнять действия при конструировании из бумаги (в технике оригами). В результате игры дети поняли, что и в конструировании существует строгая последовательность действий, нарушив которую можно не достигнуть желаемого результата.

Совместную деятельность организую в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей. Использую построение на содержании игр (таких как “Танграм”, “Пифагор”, “Колумбово яйцо”), или различных головоломок, занимательных упражнений.

Совместная деятельность может быть игрой – путешествием. Например, с детьми старшей группы отправились “В страну дорожных знаков”, “Путешествие с Незнайкой”. Дети учились ориентироваться по схемам и знакомились с дорожными знаками.

Для стимулирования активности детей предлагала проблемные ситуации, при решении которых детям необходимо был составить алгоритм. “Как вызвать врача, когда ты болеешь?”, “Как проехать в автобусе?”.

В математические развлечения и досуги я включаю считалки, пословицы, занимательные задачи в стихотворной форме, и развивающие игры, игры – соревнования. Математический материал я включаю в сценарии с учетом степени сложности, характера занимательного материала, развивающего значения и интересов детей.

Для успешной организации самостоятельной деятельности детей совместно с коллегой и с помощью родителей создала мини – игротеку, в которой находятся дидактические и занимательные игры, игровой материал и пособия.

В самостоятельной игре ребенок осознает и воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата. Он сам преодолевает трудности, овладевает элементами самоконтроля.

Для того чтобы моя работа по направлению была успешной, я наладила связь с родителями, ознакомила с темой моей работы, объяснила ее значение. Для этого я провела родительское собрание “Использование занимательного материала”, на котором познакомила с видами игр и различными видами занимательного материала, рассказала, как лучше использовать их в домашних условиях, какую литературу можно приобрести, какие правила при этом учитывать. Были проведены консультации для родителей “Игры в развитии умственных способностей детей”, “Игровые занимательные задачи”. Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается. Родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе: помогают изготовить пособия для игр. Наблюдения показали, разработанная система работы по обеспечению системного характера начальных математических представлений, познавательных и речевых умений у детей на основе использования занимательного математического материала в различных видах деятельности детей способствовала достижению положительных результатов.

Список использованной литературы

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство “Учитель”, 2004.

Касицина М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Издательство “Гном пресс”, 1999.

Колесникова Е.В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге “Математика для детей 5-6 лет” – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.

Минкевич Л.В. “Математика в детском саду” Москва Издательство “Скрипторий 2003” 2010.

// “Ребёнок в детском саду” №3 2004 г., №1 2006 г., №6 2006 г., №1 2007 г., №5 2006 г.

“Учим ребенка считать” Пособие для родителей. – М.: ООО “ИДРИ ПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ XXI век”, 2007.