Закрепление связного высказывания у детей с ОНР через пересказ литературных произведений при взаимодействии с семьей


«Сказочный марафон»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками.

Осуществляя коррекционный процесс в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), связной речи уделяется особое внимание, умению

последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его.

Дети начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий.

По мнению психологов, восприятие сказки способствует познанию ребенком объективной действительности, оказывает влияние на развитие его познавательных процессов, в первую очередь - на его воображение. Приобщаясь к сказке, ребенок приобретает новый вид внутренней психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основы всей последующей творческой деятельности.

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, родителей.

Неоценимую помощь оказывают родители, когда закрепляют сформированные навыки у детей в домашних условиях.

Для того чтобы родители были грамотными помощниками, необходимо проведение приемами коррекционной работы.

консультаций и открытых занятий, на которых они подробно знакомятся с основными Для увеличения эффективности обучения пересказу возникла идея создания проекта – «Закрепление связного высказывания у детей с ОНР через пересказ литературных
произведений при взаимодействии с семьей» или «Сказочный марафон».

«Сказочный марафон» - это эстафета длиною 12 сказок, где роль эстафетной палочки выполняет костюм волшебника - рассказчика.

Цели проекта

  • закрепить связное высказывание у детей средством совместного творческого взаимодействия с родителями
  • активизировать педагогический потенциал родителей
  • повысить заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
  • сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

Таким образом, индивидуально для каждого ребенка, с учетом программы и его речевых возможностей, были подобраны литературные произведения для пересказа, составлен план обучения пересказу, ориентируясь на который, родители выступали в роли педагога.

В домашних условиях ребенок вместе с родителями готовился выступить в роли волшебника-рассказчика.

Информирование родителей о ходе реализации проекта проходило через график выступлений детей (Приложение 1), таким образом, они знали, когда выступает их ребенок, и могли присутствовать на занятии.

Информирование детей о ходе проекта проходило через свой график выступлений – «Сказочная эстафета» (Приложение 2), ориентируясь на маркировку, которой обозначены их стульчики, дети знали Кто? После кого? Перед кем? выступает).

Каждому ребенку хотелось попробовать себя в роли волшебника – рассказчика, они с большим удовольствием примеряли костюм, не дождавшись своей очереди, обращали внимание родителей на «Сказочную эстафету», объясняя, что скоро его выступление.

Свое отношение к сказочным персонажам дети выражали в рисунках (Приложение 3).Рассматривание результатов своего труда радовало и детей, и, конечно, их родителей. Они начинали сами интересоваться успехами своих детей, контролировали и нацеливали на красивую, правильную речь, а родительский авторитет и совместная деятельность, безотказно действовали на дошкольников.

Важно отметить, что в ходе реализации проекта у детей повысилась речевая активность, улучшилась эмоциональная передача переживаний действующих лиц. Выступая перед сравнительно небольшой аудиторией, дети преодолевали барьер закомплексованности, пытаясь поделиться впечатлениями.

Значительно улучшилось построение самостоятельных высказываний, появилось внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.

Родители приобрели определенные знания в процессе закрепления у детей навыка последовательной передачи содержания литературного текста.

В ходе реализации проекта происходило творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее развитие дошкольников.