Средства выразительности в музыкальном и театральном искусстве


Цель: cредствами музыкального и театрального искусства развивать у дошкольников воображение, навыки фантазийной деятельности, творческую свободу, ассоциативное мышление.

Задачи.

  1. Учить пользоваться комплексом музыкально-выразительных средств; динамикой движений, тембром и силой голоса, артикуляцией, пластическим интонированием под музыку, варьируя их интуитивно и в зависимости от задания.
  2. Способствовать творческому познанию музыкального и театрального искусства через имитационные движения для превращения процесса восприятия музыки из пассивной формы в активное сопереживание.
  3. Развивать вокально-певческие навыки, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение.
  4. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность при пластическом интонировании.
  5. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию средств музыкальной выразительности и актерского исполнительства.
  6. Укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников посредством использования здоровьесберегающих технологий. Стимулировать группы мышц, способствующие укреплению здоровья дошкольников.

Целевая направленность занятия.

I. Познавательная.

Предложить знакомство с балетом П.И Чайковского “Щелкунчик”. Сосредоточить внимание дошкольников на особенностях музыкальной выразительности балета. Раскрыть понятия: театр, сцена, кулисы, зрительный зал, декорация, балет, опера, песня, марш, танец, музыкальные инструменты (симфонического оркестра).

II. Развивающая.

Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального - театрального произведения. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала и развитию речи.

III. Воспиттельная.

Воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях: к классической музыке, к театру, к традиционной анимации, к творческому наследию великих драматургов, писателей, композиторов.

Слова и термины: театр, композитор, поэт, писатель, художник, музыкант и производные (скрипач, трубач, барабанщик, арфистка и пр.), опера, балет, картина, ноты, буквы, стихи, проза, звук, танец(полька, вальс, самба, танго и пр.), марш (военный, игрушечный, спортивный, детский), песня, характер музыки и средства музыкальной выразительности (тихо-громко, отрывисто- плавно, протяжно), лад, эмоция, настроение, пластика.

Оборудование занятия:

- методическое пособиеТеатр на столе” с декорациями,

- аудио- и видеотехника, диски.

Наглядные средства обучения:

- карточки-пазлы с изображением музыкальных инструментов.

Использование музыки и видео:

- П.И.Чайковский музыка к балету “Щелкунчик” 1-ый акт (увертюра, марш, приход Дроссельмеера, сражение, еловый лес зимой, вальс снежных хлопьев, вальс цветов 2-го акта);

- Государственный академический симфонический оркестр под управлением Е.Светланова;

- П.И.Чайковский Вальс из струнной серенады F-dur;

- Камерный оркестр “Musiсa viva”, дирижер А.Рудин;

- мультфильм “Фантазии Уолта Диснея” производство “WB”;

- видеоряд иллюстраций из Интернет.

Соблюдение правил санитарии и гигиены:

- помещение зала проветрено после влажной уборки,

- зал хорошо освещен,

- наличие свободного пространства для проведения игр и танцев,

- дети на занятии в сменной обуви или без нее (в носочках),

- электоророзетки и провода находятся в недоступной для детей зоне.

Ход занятия

№ части Время (мин.) Методические приёмы Действия педагога   (планируемые вопросы) Действия воспитанников (планируемые ответы)

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

VI

1-2

3

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

3

Организационный момент.

Элементарная психофизическая гимнастика.

 

 

Словесно-наглядный метод (использование DVD-показ).

Пантомимический этюд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием сопоставления контрасных муз.эпизодов, сопровождаемых движениями.

 

 

 

 

Наглядно-практический

Практический метод. Прием сравнивания. (ТРИЗ)

 

 

 

Словесный метод. Музыкально-образовательная деятельность.

Приём творческого исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательное упражнение

 

 

Приём сравнивания и сопоставления (закрепление в памяти певческих интонаций).

 

 

 

 

 

 

Словесно-наглядный метод. (Использование DVD-показ)

 

 

 

 

Зрительная гимнастика (здоровьесберегающая технология).

 

 

 

 

Практический метод сопровождения музыки двигательными реакциями. Приём развития ассоциативной фантазии и основ кукловождения.

 

 

 

 

 

 

Наглядно-зрительный метод. Приём усиления впечатления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод. Приём передачи характера музыки в пластическом интонировании.

Основы актерс кого мастерства.

 

 

Заключительный анализ занятия. Подведение итогов. Приём цветописи настроения.

Приветствие.

- Что мы ждем от встречи с музыкой сегодня?

 

 

Определите профессию человека, который пишет прозу, стихи, музыку?

Профессия человека исполняющего музыку?

Покажите жестами музыкантов играющих на различных муз. инструментах.

Прозу и стихи читать нам помогают буквы? А музыку?

Какие вы знаете музыкальные спектакли?

- Вспомним жанры музыки…

Какие бывают марши?

Какие знаете танцы?

Песни бывают с аккомпонементом и без него.

Предлагаю разбиться на группы и собрать пазлы

“Музыкальные инструменты”. К каким группам они относятся?

Задание детям. Педагог называет жанр музыки: марш, танец, песня.

 

 

- В музыке очень важно каким приемом пользуется музыкант при исполнении произведения.

Музыка может звучать громко и тихо (f,p). Может певуче и может отрывисто (legato, staccato), быстро и медленно.

- Человеческий голос - самый совершенный муз.инструмент. Давайте попробуем выполнить хоровое упражнение. Но, сначала приготовим наш дыхательный аппарат.

Теперь послушайте и воспроизведите голосом этот хоровой отрывок из балета П.Чайковского.

- Отлично, у нас получилася небольшой музыкальный спектакль – опера. А как называется спектакль, где герои выражают свои чувства движениями, танцем?

Где можно увидеть этот спектакль?

Посмотрим видеоряд и узнаем, как устроен театр:

сцена, кулисы, зрительный зал, декорация, сцена из оперы, из балета.

Педагог просит детей выполнить зрительную гимнастику “Мы в театре”.

 

 

 

- Всем вам известен балет “Щелкунчик”. Кто автор сказки и кто автор музыки? Знаком вам и сюжет спектакля? Давайте попробуем, как в настоящем театре, разыграть сюжет Гофмана, на музыку Чайковского. А поможет нам в этом мини-театр.

- Можно рассказать о музыке, можно показать музыку. А вот можно ли музыку нарисовать? Вот, посмотрите, как нарисовал музыку художник Уолт Дисней.

- Вы видели, как маленькие эльфы и феи плавно, в такт музыке двигались в мульт фильме. Вы заметили, что художник изобразил здесь осень и приход зимы. Как удачно музыка, живопись и пластика танца передала нам настроение, эмоции. Теперь представьте, что весна наступила не только в природе, но и в нашем зале.

- Давайте вспомним её приметы весны.

Теперь представьте, что каждый из вас побывал на природе и снял фильм под названием “Приход весны”. Слушайте внимательно музыку, она вам обо всём “расскажет”.

 

 

 

 

 

 

- Мне очень понравилось, как вы занимались. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? Что вы расскажете своим друзьям, родителям?

- Перед вами музыкальные ключи разных цветов с сюрпризом для вас. Если вам понравилось занятие и оно принесло вам радость - выберите ключик яркий, золотой, если же вам не очень понравилось наше занятие, вы были грустны и печальны, то выберите ключик темного тона.

- Спасибо всем, ребята! Все вы были сегодня молодцы! До свиданья!

Дети входят в зал под музыку. Приветствие (перед зеркалом).

Радость, печаль, восторг, умиление.

Писатель, поэт, композитор.

Музыкант.

Скрипач, пианист, трубач, гитарист, барабанщик и пр.

Ноты.

Опера, балет.

Марш, танец, песня.

Военный, детский, спортивный, игрушечн.

Вальс, полька, самба…

 

 

 

 

 

 

 

 

Скрипка, барабан, флейта.

Струнные, ударные, духовые.

 

Дети встают у изображения того инструмента на котором, по их мнению, можно сыграть произведение данного жанра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети, лежа на спине, выполняют дыхатель- ные упражнения и стоя воспроизводят вокализ с сопровождением и a*capella.

 

 

Музыкальный спектакль: опера и

 

балет.

 

В театре.

 

 

 

 

 

 

Дети, не двигая головой смотрят: кулиса (справа-слева), зрительный зал: партер и галерка (вниз, вверх), большой зрительный зал (обводят глазами), занавес плотно закрывается и открывается (зажмуривают и открывают глаза).

Немецкий писатель Э.Т.Гофман.

Русский композитор П.И.Чайковский.

Дети с помощью кукол и декораций воспроизводят сюжет 1 акта балета “Щелкунчик”.

 

Дети просматривают видео-отрывок мультфильма “Фантазии Уолта Диснея”. (“Вальс цветов”)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пластически интонируют под музыку, изображая приметы весны в природе: ручьи, полет птиц, рост травы и цветов, холодный ветер и теплое солнышко и т.д

Дети высказываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети прощаются и покидают зал.

Ход урока (таблица в редакции автора). Приложение

Список используемой литературы

1. Музыка: учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюнникова. Москва. ООО Фирма “Издательство АСТ”. 1998 г.

2. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального самообразования. В.И.Петрушин. Москва. Просвещение. 2000 г.

3. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Н.Г.Кононова. Москва. Просвещение. 1990 г.

4. С кисточкой и музыкой в ладошке. Н.Э.Басина, О.А.Суслова. Москва. Линка- Пресс, 1997 г.

5. Методика музыкального воспитания. В.Н.Попов. Москва. Музыка, 1990 г.

6. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. Н.К.Беспятова. Москва. Айрис-Пресс, 2003 г.

7. Русская музыка XIX и начала XX века. Б.В.Асафьев, 2-е издание, Музыка, 1979 г.

8. Солнечный круг: музыкальная азбука, Г.В.Абрамян, Москва изд. “Малыш”, 1985 г.

Приложение (иллюстрации)