Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста


С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шум воды, шелест листьев, гудение машин и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. На первом году жизни основным “речевым каналом” для ребёнка является интонация, так как слов он еще не понимает, однако постепенно малыш начинает вслушиваться в речь взрослого, пытаться повторять слова, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Так формируется устная речь ребёнка, в норме этот процесс происходит спонтанно и не требует специального обучения. Другое делоразвитие у ребёнка навыков чтения и письма. Хотя письменная речь и является производной от устной речи и тесно связана с ней, самостоятельно научиться читать и писать ребёнок не может. Поэтому в настоящее время разработано множество систем и методик обучения чтению детей различных возрастов (кубики Н.А. Зайцева, система Л.В. Занкова, букварь А Клышка, методика Глена Домана, букварь О.С. Жуковой и др.), основанных на различных психо- лингво-физиологических механизмах. На современном этапе обучения чтению до сих пор ведутся споры, какой же метод обучения грамоте для начинающих будет наиболее оптимальным. И поэтому из года в год, основываясь на данных новых открытий в области физиологии и психологии детства, а также практических примерах, методики изменяются, дорабатываются и усовершенствуются. Но при этом необходимо помнить одно: педагоги и родители должны сделать все, чтобы маленький человечек, взяв впервые книгу с желанием научиться читать, больше никогда не захотел с нею расстаться, и чтобы книга для ученика стала самым верным другом с первых дней обучения ребенка в школе. Поэтому, в настоящее время перед родителями дошкольников стоит множество вопросов, и основные из них: в каком возрасте начинать учить ребёнка читать и какая подготовительная работа для этого необходима. Безусловно, ответы на эти вопросы зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, от специфики его восприятия, памяти и мышления и от конкретной методики обучения чтению, от того, какая анализаторная система (зрительная или слуховая) является ведущей при освоении навыка чтения по данной системе.

В настоящей статье мы остановимся на методических разработках, опирающихся на классическую методику обучения чтению по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.Е. Журовой. Рассмотрим принципы обучения грамоте, характерные для данной системы:

Исходный принцип предлагаемой системы обучения состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала сделать два важных открытия: обнаружить, что речь "строится" из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Таким образом, методика обучения грамоте по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова осуществляется звуко-слоговым аналитико-синтетическим методом (то есть в процессе обучения дети сначала знакомятся со звуком, а потом с буквой) и включает два периода:

1. Добуквенный период.

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения определять количество и последовательность звуков в слове, производить слого-звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. В добуквенный период обучения дети открывают “саму звуковую материю слова” и приобретают навыки членения слова на звуки и дифференциации звуков на гласные и согласные, согласные мягкие и твердые.

На данном этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся также понятия слово, предложение, гласные и согласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение).

2. Букварный период.

Включает в себя непосредственное знакомство детей с буквами, обучение их сначала аналитическому, а затем и синтетическому чтению и письму, развитие интереса к чтению и дальнейшее совершенствование навыков письменной речи.

Таким образом, пропедевтический этап в обучении чтению направлен на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, а основным его компонентом является освоение и дальнейшее осуществление детьми фонемного анализа слов. В своей исходной форме фонемный анализ - это установление последовательности фонем в звучащем слове. В отличие от естественного, интуитивного деления слова на слоги расчленению слова на звуки нужно специально учить. Данная работа осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях начиная со средней группы.

Для того, чтобы подготовить детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных частей (звуков). С этой целью необходимо решить ряд задач:

  • познакомить детей с понятиями “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”;
  • показать дошкольникам основные свойства фонематического строения слова (как изменится значение слова, если в нём поменять звуки местами, поменять один звук);
  • знакомить детей со схемами слов, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова на заданный звук, на заданное количество звуков;
  • научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.

Формирование у дошкольников умения выделять звук в слове начинается с особого приёма – произнесения слова с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. (Протяженное произнесение отдельных звуков – приём, который широко используется в школьной практике. В подготовку к обучению грамоте детей дошкольного возраста приём введён Л.Е. Журовой) Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с “песенками” комара – ззз, струйки воды – ссс, их произношения, обнаружения звука (“песенки”) в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Далее детям предлагают назвать картинки или предметы так, чтобы была слышна “песенка” комара: зззонт, ззабор; “песенка” жука – жжжираф, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Также на данном этапе используются обучающие стихи, типа:

В словах на "с" - повсюду свист,
Он слышен здесь прекрасно;
"Собака", "сумка", "сахар", "лист"…
Теперь тебе все ясно?

В словах на "ш" - совсем не то,
Тут шум сплошной мы слышим:
"Шалаш", "подушка", "решето",
"Шуршим", "решаем", "пишем"…

Чтоб "с" услышать в слове "лист",
Запомни ты без долгих дум,
Что в звуке "с" - один лишь свист,
А в "ш" - шипенье, шорох, шум!

Эти забавные стихи помогают осознать различия в звучании оппозиционных звуков, произвести слуховую дифференциацию, научиться выделять заданный звук в любой позиции (начале, середине или конце слова).

Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука. Ребёнок должен понять механизм обнаружения заданного звука в слове, а не научиться выделять в словах только гласные и “частотные” согласные звуки. Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. Дошкольников начинают обучать определению позиции звука в слове. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и наборы предметов, в названии которых есть данная фонема, что облегчает выбор слова.

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированные звуки и выделять в слове первый звук. Предлагаются следующие задания: педагог показывает игрушку, например, Колобка и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После дети учатся определять, с какого звука начинаются имена их друзей, название тех или иных животных, предметов. Обращается внимание на то, что надо произносить чётко один звук, а не сочетание согласного и гласного звука. Следующая задача – научить детей определять последний звук в названиях картинок. Работа проводится аналогичным образом: взрослый показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом педагог следит за четким произношением изолированных звуков. Далее детям можно предложить разделить картинки на несколько групп (названия картинок заканчиваются на звук [а], на согласные звуки, название картинки начинается и заканчивается на один и тот же звук и др.). Параллельно детей учат различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Предлагается следующая игра: жили были два человечка: Бом и Бим (предлагаются реальные фигурки или картинки двух человечков. Один одет в синий костюм, другой – в зелёный). Бом всегда выбирает те угощения, которые начинаются на твёрдый звук [б] (баранки, бублики, булки, бананы). Бим – мягкий, ему не по нраву бутерброды, зато он любит беляши, носит беретку, а его самая лучшая игрушка – бельчонок Биша. Далее детям предлагают выбрать подарки Биму и Бому, помочь им собрать рюкзаки для путешествия, купить вещи в магазине и др.

После того, как ребёнок научится определять первый и последний звук в слове, различать основные звуковые противопоставления (согласный-гласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой), а также сможет чёткой и артикуляторно верно произносить все звуки изолированно, можно переходить к наиболее сложной задаче звукового анализа - определению полного звукового состава слова.

Непосредственно фонемному анализу детей обучают в старшей и подготовительной группах. При этом под фонемным анализом слов в современной методике понимается:

1) выяснение порядка следования фонем в слове;

2) установление различительной функции фонем;

3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку (Д.Б. Эльконин).

Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий). Фонемный анализ помогает раскрыть перед ребенком “основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности”.

На первом этапе детей учат определять количество и порядок, последовательность фонем. С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков, так как дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д.Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава. На картинке изображается предмет, название которого и является предметом фонемного анализа. Под картинкой рисуется горизонтальный ряд клеток, количество которых совпадает с количеством звуков в слове. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (картонных квадратиков, пуговиц, маленьких кубиков и др.), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова. Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Исследования Л.Е. Журовой позволили определить, какую роль играют в обучении дошкольников звуковому анализу слова интонационное выделение, фишки и схема звукового состава слова.

Интонационное выделение звука в слове — это средство для проведения звукового анализа, способ действия с формой слова. Введение интонационного выделения звуков впервые дает возможность ребенку отчленить форму слова как нечто отличное от содержания и выделить единицы в форме слова — звуки. Фишки фиксируют результаты такого анализа, а их пространственное расположение на схеме моделирует временную последовательность звуков в слове. Предметная деятельность с фишками, позволяющая любую фишку переставить, убрать и т.д., дает возможность ребенку понять, что и звуки в слове можно переставлять, действовать с ними как с фишками, но что при перестановке одного звука (фишки) меняется и все слово. Схема звукового состава слова, определяя количество звуков в слове, позволяет ребенку проверить, правильно ли произведен звуковой анализ слова, т.е. все ли звуки в нем выделены. Однако в случае ошибки схема не позволяет ребенку узнать, какую именно ошибку он сделал, так как фишки, поставленные в клеточки схемы, качественно неопределенны. Чтобы самостоятельно исправить ошибку, ребёнку необходимо поэтапно повторить весь процесс звукового анализа, последовательно называя каждый звук и обозначая его фишкой. Если ребёнок затрудняется, то звуки в слове называет сначала взрослый, а ребёнок лишь выставляет фишки, затем ребёнок выполняет аналогичное задание без помощи взрослого.

На начальном этапе для анализа предлагаются слова из трех звуков: сом, мак, нос, лак, бык, ком и подобные. В процессе их анализа детям напоминают о наличии в языке гласных и согласных звуков. Дети находят в анализируемых словах гласные звуки и заменяют нейтральные фишки на красные.

В дальнейшем детям напоминают о делении согласных звуков на мягкие и твёрдые. Твёрдые звуки дети обозначают синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов дошкольники пользуются фишками трёх цветов, а фишки нейтрального цвета более не используются.

После усвоения детьми противопоставлений “согласный-гласный”, “твёрдый-мягкий” переходят к анализу слов из четырех звуков. Используются слова типа весы, коса, мята, муха и др. Далее задания усложняются: детям предлагается составлять слова из первых звуков заданных слов, менять в слове один звук и отгадывать, какое слово получится, называть слова, в которых есть третий звук заданного слова и др.

К концу подготовительной группы дошкольники должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии: интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки; дифференциация гласных и согласных фонем; установление места ударения в слове; дифференциация согласных фонем сначала по твердости и мягкости, а в дальнейшем и по глухости и звонкости; и моделирование основных фонематических отношений в слове; проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Таким образом, к школьному возрасту ребёнок должен научиться осуществлять все операции фонемного анализа в уме (во внутреннем плане).

На основе звукового анализа дети достаточно легко овладевают навыком слияния звуков в слова, а значит и навыком “синтетического чтения”. Однако, в настоящее время достаточно много детей обучают чтению по методикам, основанным на зрительном восприятии слов, букв и слогов, а не на фонемном анализе. Такие дети могут читать достаточно бегло, однако при этом часто затрудняются при прочтении малознакомых и незнакомых слов, трансформации слов при перестановке в них звуков и непосредственно выделении тех или иных звуков в словах. Между тем, работать с цветными фишками для обозначения звуков таким детям сложно и неинтересно, так как они уже достаточно хорошо производят различные операции с буквами. При этом они не достаточно хорошо понимают взаимоотношение “звук-буква”. Дошкольников, обучавшихся чтению на основе, зрительного, а не фонемного анализа, можно обучать “членению слов на звуки” по следующим этапам:

  • дать понятие о “звуке” и “букве”, объяснить разницу между данными понятиями. Научить детей сначала определять первую букву в словах, а затем называть звук, который обозначается этой буквой;
  • дать детям понятие о начале, середине и конце слова. Научить определять сначала позицию буквы, а затем и позицию звука в слове;
  • научить детей определять количество звуков в слове. Показать соотношения между количеством звуков и букв в словах. Необходимо сформировать у детей понимание того, что “звук” и “буква” понятия не тождественные и звук может обозначаться как одной, так и двумя буквами;
  • сформировать у детей понятия об основных звуковых противопоставлениях (согласный-гласный, твёрдый-мягкий, глухой-звонкий и др.)
  • научить детей определять место “звука”, а не “буквы” в слове. На данном этапе дети выполняют задания типа: назови третий звук в слове, составь слово из вторых звуков слов клад, мак, скала;
  • научить детей производить трансформации слов на основе звукового анализа. Выполняются следующие задания: измени второй звук в слове сок на звук [у], какое слово у тебя получилось? Поменяй местами первый и последний звуки в слове ток, какое слово у тебя получилось? и др.

Далее приведём ряд упражнений, которые можно использовать при формировании фонемного анализа у детей, обучавшихся чтению на основе зрительного восприятия.

- Прочитай слова. Назови первый звук в словах, которые ты прочитал, подчеркни слова, которые начинаются с гласного звука красным карандашом, а с согласного – синим:

МАК, ОСА, БУСЫ, МУХА, УТКА, СОМ

- Реши примеры, определи последний звук в ответах:

НО+СОК=

ОСА+ДОК=

ОТ+РУБИ=

ЛИС+ТОК=

- Определи первые звуки в названиях картинок. Впиши буквы, обозначающие эти звуки в соответствующие клеточки. Прочитай слова, которые у тебя получились.

- Определи первые звуки в названиях картинок. Впиши буквы, обозначающие эти звуки, в соответствующие клеточки и прочитай предложения.

- Соедини картинки со схемами, учитывая первый звук и количество звуков в словах. Используя красный и синий карандаши, раскрась схемы слов.

- Назови картинки. Цифра около картинки обозначает звук в ее названии, который тебе надо отгадать. Напиши буквы, обозначающие эти звуки, в соответствующие клеточки и прочитай слова. 

В конце статьи сформулируем рекомендации для педагогов и родителей, способствующие гармоничному, быстрому и качественному формированию у детей навыков звукового анализа, перешифровки графемы в фонему и фонемного синтеза, а значит ускоряющие процесс становления аналитико-синтетического чтения у детей:

  1. Необходимо поддерживать интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, четкие понятные ребёнку инструкции, игровые приёмы и красочные пособия.
  2. При выборе методики обучения ребёнка следует руководствоваться его индивидуальными психо-физиологическими особенностями. Не следует комбинировать техники разных методик. Если ребёнок не справляется с заданиями по данной методике, следует проконсультироваться с психологом и другими педагогами, наблюдающими данного ребёнка. Возможно следует кардинально поменять методику или перейти на задания более низкого уровня по данной методике.
  3. Важно проводить занятия регулярно, при этом соблюдать последовательность изложения материала, не переходить на следующий этап, пока ребёнок не научится справляться с заданиями предыдущего. Необходимо ведущую роль отводить не примерному количеству занятий по данной теме, рекомендованному программой, а индивидуальным особенностям ребёнка.
  4. Обучение фонемному анализу требует от ребенка умственного напряжения, поэтому необходимо во время занятия давать ребёнку короткие эмоциональные разрядки в виде динамических пауз, психогимнастик, релаксационных минуток и др.

Когда ребёнок уже овладел навыками фонемного анализа и синтеза, научился моделировать схемы слов практически любой слоговой структуры, всё равно необходимо проводить с ним игры как с напечатанными словами (с буквами), так и со звуковыми комплексами. Это поможет детям уже в школе усвоить навыки фонетического разбора слов, правила орфографии и будет способствовать развитию как зрительной, так и слуховой памяти.

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. - М.: Творческая педагогика, 1993. – 96 с.
  3. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.:Просвещение, 1987. -96 с.
  4. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.- 263 с.
  5. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду – М.:Педагогика, 1974. – 152 с.
  6. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение , 1983. -144 с.
  7. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб.: Дельта, 1996. – 384 с.
  8. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток Минск: Нарасвета, 1985. –137 с.
  9. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Методическое пособие к букварю / Е.А. Бугрименко, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман. М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
  10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.:Просвещение, 1988. –64 с.
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989.-560 с.