Животный мир озера Байкал


Цель: развивать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу.

Задачи:

- познакомить с эндемиками озера Байкал - нерпой и голомянкой, внешним видом, образом жизни;

- развивать связную речь;

- воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Предварительная работа: просмотр видеофильма “Байкал”, чтение “Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка” С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко, чтение и заучивание стихов об озере Байкал, дидактические игрыНайди озеро Байкал среди других (по контуру)”, “Рыбаки”, “Верно – неверно”, посещение нерпинария.

Материал и оборудование: макет озера Байкал, фотографии нерпы, голомянки, разрезные картинки с изображением обитателей озера, чешуя рыб, увеличительное стекло, бумага тёмного цвета.

Организационный момент. Викторина

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашего края. Как называется это озеро?

Давайте вспомним, что мы знаем об озере Байкал.

- Сколько лет озеру?

- Какая глубина озера?

- Назовите самый большой остров озера.

- Какая река вытекает из озера?

- Какие ветры озера Байкал вы знаете?

Психогимнастика

Давайте закроем глаза и представим, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза.

Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок и послушайте рассказ об обитателях озера.

Знакомство с нерпой

Дети садятся вокруг макета озера. Рассказ воспитателя сопровождается показом фотографий.

Одним из загадочных обитателей озера является нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут пОднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух. Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо серые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять, ловить рыбу. У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия. Добыча нерпы строго ограничена.

Динамическая пауза. Изобразить, как нерпа плавает, ныряет, лежит и греется на солнце.

Составление описательных рассказов о нерпе

План рассказа.

- Как называют? Какого цвета?

- Нерпа - это рыба, птица или зверь? Почему?

- Строение нерпы.

- Где живёт? Чем питается?

- Как называют детёнышей? Почему?

- Какую пользу приносит?

Знакомство с голомянкой

Продолжаем, знакомится с обитателями озера.

Что за рыбка невеличка,
Меньше вашей рукавички.
Бледно-розова, нежна –
Студена вода, нужна.
А на солнце рыбка тает.
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка иностранка.
Это рыбка… (Голомянка)

Воспитатель демонстрирует фотографию.

Голомянка красивая рыба. Она бледно- розового цвета с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами. Тело голомянки голое, без чешуи. Голомянка холодолюбивая рыба, живёт на больших глубинах. Она не мечет икру, а производит на свет живых мальков.

Нерпа и голомянка – эндемики Байкала, значит, живут только в озере Байкал.

Динамическая пауза

А мы к озеру спустились,   Дети идут к центру круга.
Наклонились и умылись.   Наклоняются, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре -   Изображают, что брызгают себе водой в лицо.
Вот как славно освежились.  
А теперь поплыли дружно.   Вновь идут по кругу.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,   Изображают брасс, двигаясь по кругу.
Одной, другой – это кроль.   Изображают кроль, двигаясь по кругу.
Вышли на берег крутой   Идут по кругу, взявшись за руки.
И отправились домой.  

Дидактическая игра “Собери разрезные картинки”

Предлагаю вам населить наше озеро - макет, для этого необходимо собрать его обитателей.

Дети собирают разрезные картинки с изображением нерпы, омуля, голомянки, осётра, байкальского бычка, окуня, щуки. Нужно собрать картинку и узнать, кто на ней изображён.

Сюрпризный момент

Пока мы заселяли озеро, волны принесли нам волшебный сундучок. Посмотрим, что там? Письмо:

“Здравствуйте, милые дети! Приветствую, вас на своём берегу. Услышал, я, как много вы знаете, и решил вам задание трудное дать. Много у меня рыб промысловых, но самая вкусная - омуль. Помогите мне определить, сколько лет живёт он?”. Узнали, ребята, кто нам письмо написал? Ответы детей.

Чтобы задание озера Байкал выполнить, нам нужно определить возраст омуля. Как это можно сделать?

Эксперимент “Определение возраста рыбы по чешуе”

Положить чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Кольца растут быстрее всего в тёплое время года, когда много пищи. По кольцам можно сосчитать, сколько рыбе лет.

Итог

- “Спасибо, дети. За работу вашу напою водой чистой, полезной”. Воспитатель достаёт из сундучка бутылку с водой Байкала и угощает детей.

Пришло время прощаться с нашим замечательным озером. Дети читают стихотворение.

Байкал

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он – величав и вечен
В гранитной раме вырезной.
И весь - до донышка – просвечен,
И весь - до капельки - родной.

М.Сергеев

Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Хорошо подышать его чистым воздухом, испить студёной байкальской воды. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Давайте будем беречь голубую жемчужину с названием Байкал.

Литература

  1. Асламова С.Н., Сергиенко С.М. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Иркутск: Редакция журнала “Сибирячок”, 2002.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
  3. Мишарина Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал: Учеб. пособие. Иркутск, 2006.