Создание условий, способствующих саморазвитию личности детей дошкольного и младшего школьного возраста, освоению ими способов сохранения своего здоровья


Основной целью моей работы на протяжении многих лет является создание условий способствующих саморазвитию личностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, освоению ими способов сохранения своего здоровья.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает статистический показатель здоровья:

  1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детейМОУ 6 человек с нарушениями зрения, 2 – с диагнозом ММД, 2 человека с сердечно - сосудистой нарушениями в возрасте от 2 до 4 лет.)
  2. 25 – 35% детей пришедших в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания (в МОУ 4 человека с сердечно – сосудистыми заболеваниями, 4 человека с заболеваниями моче – половой системы, 2 - человека с неврологическими заболеваниями в возрасте от 7 до 10 лет).
  3. Учащение случаев возникновения травмоопасных ситуаций во время образовательного процесса и в свободное время вне учреждения. Поэтому детский травматизм требует самого пристального внимания и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Учитывая, что в семье вопросами профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни занимаются 40 % из опрошенных родителей нашего образовательного учреждения, в моей работе определились следующие задачи:

  1. Используя все возможности физической культуры укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса, формирование представление о значении здоровья в жизни человека;
  2. Воспитание уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства посредством уточнения представлений об особенностях состояния своего организма;
  3. Сбережение жизненной энергии детей за счет регулярного и целенаправленного снижения в организме ребенка:

- гравитационной нагрузки на позвоночник;
- степени гипертонического синдрома;
- психической расторможенности.

  1. Просветительская работа с родителями по формированию здорового образа жизни детей.

В нашем образовательном учреждении созданы наиболее комфортные условия для сохранения здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста. В каждой группе, классе оборудованы спортивные комплексы, зоны для коррекции зрения, мелкой моторики, профилактики нарушений осанки и плоскостопия; имеется спортивный зал, комната психологической разгрузки, медицинский блок. На прилежащей к зданию территории оборудован спортивный городок, включающий в себя все необходимое оборудование для организации занятий физкультурой на воздухе, спортивных игр и развлечений.

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития ребенка с 1,5 до 10 лет необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года я начинаю с диагностических обследований уровней физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (методика Н.Н.Ефименко). Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с инструктором ЛФК мы проводим дополнительное исследование “Плантографию” (методика Н.Н.Ефименко) для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.

Совместно врачом были составлены “Экраны здоровья” детей каждой группы (класса) с конкретными рекомендациями педагогам и родителям. На основе этого был составлен план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу – сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка от 2 до 10 лет.

Особенность нашего образовательного учреждения (начальная школа – детский сад) дает уникальную возможность для осуществления преемственности в работе. Анализируя, программы по физическому воспитанию в детском саду и в начальной школе, виден сильный разрыв, обособленность и нестыковка целей и задач и конкретных навыков и умений между дошкольным и начальным школьным звеном. Такое впечатление, что приходя в первый класс дети не умеют прыгать, лазать, бегать и мы начинаем учить их этому заново. Так, игра “Гуси-лебеди”, проводимая с детьми 4-5 лет, рекомендуется для проведения с детьми в 3 классе, что нецелесообразно, т.к. не только не дает необходимой двигательной нагрузки, но и не несет развивающего характера. Еще сложнее дело обстоит с ослабленными детьми и детьми, имеющими спец. группу. Многие из них оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры. Родители же предпочитают оберегать таких детей от так необходимой им двигательной активности. Предлагаемый материал для уроков с детьми спец. группы и отдельные занятия вызывают настороженное отношение у детей и насмешки со стороны сверстников. Учитывая, что дошкольные группы работают по программе “Радуга” Т. Н. Дороновой, С.Г. Якобсон, и, ознакомившись с имеющейся литературой по физическому воспитанию, свой выбор остановила на программе к.п.н. доцента Н.Н. Ефименко “Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста”, которая органично вписывается в программу “Радуга” и рассчитана на детей до 10 лет и позволяет осуществлять дифференцированный подход на уроках.

Для реализации задач физического воспитания дошкольников и младших школьников, развития у них бережного отношения к своему здоровью, основ здорового образа жизни, конечно же, необходимо взаимодействие всех специалистов МОУ и родителей воспитанников и обучающихся. Поэтому нами была разработана модель данного взаимодействия и реализуется в течение всего учебного года и в летний оздоровительный период (приложение 1).

Поскольку наше здоровье на 90% зависит от нашего отношения к себе, своему телу, работа по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях ставится во главу угла. Данная деятельность состоит из трех этапов:

1-ой этап – понятийный. Основная задача данного этапа - формирование представлений о составляющих здоровья, о том, что полезно, а что вредно для него. На занятиях, уроках познавательного цикла, физкультуры, в беседах формируются у детей представления о строении человеческого организма, условиях для нормального его функционирования, способах закаливания, профилактики заболеваний. В играх, внеклассной работе закрепляются знания, полученные в организованных видах деятельности. Создаются уголки “Советы доктора Пилюлькина”, “Зеленая аптека”, “Экран чистоты”. Для закрепления знаний по ОБЖ создаются “Уголки безопасности”.

2-ой этап – практический. На данном этапе закрепляются знания детей по ОБЖ, совершенствуются практические умения действовать в определенных ситуациях. Для этого проводятся праздники: “Чистюля”, “Путешествие в страну здоровья” с элементами основ безопасности жизнедеятельности и другие. Данные мероприятия проводятся как внутри возрастной группы, так и между группами и классами с учетом дифференциации вопросов и заданий (приложения 2, 3).

3-ий этап – этап совместных дел. Данный этап предполагает участие педагогов, воспитанников и обучающихся, а также их родителей. Основной задачей является вовлечение всех участников педагогического процесса в мероприятие, закрепление социальных позиций детей и взрослых. Один раз в год в прогимназии проводится Неделя безопасности (сентябрь). После летних каникул возрастает вероятность возникновения опасных для жизни ситуаций. Поэтому для профилактики несчастных случаев мы проводим конкурсы рисунков “Добрая дорога детства”, смотр велосипедистов, где оценивается не только мастерство управления велосипедом, но и знание правил дорожного движения (проверка качества знания правил дорожного движения проводится также в мае перед уходом школьников на каникулы), развлечение с элементами ОБЖ. Стали традиционными Дни здоровья, которые проводятся в 1 неделю октября и в конце мая. В рамках этой недели проводятся встречи детей с врачами, где они узнают много нового о тайнах своего организма, операция “Мойдодыр”, практические занятия “Здравушка”, спортивные праздники (приложение 4), учащиеся организуют кукольные спектакли для воспитанников детского сада по мотивам сказок, раскрывающих данную тему.

Вместе с родителями и детьми мы посещаем музей истории пожарной части города, становимся болельщиками на стадионе. Надолго запоминаются спортивные праздники и досуги с элементами ОБЖ, участниками которых являются дети, их родители и педагоги прогимназии. При планировании походов в Агролес наряду с другими задачами ставятся и задачи совершенствования основ безопасного поведения на природе.

Если обобщить мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, формирования основ безопасного поведения в условиях города и на природе, можно определить такие мероприятия:

  1. Диагностика здоровья детей совместно с врачом, инструктором по лечебной физкультуре.
  2. Составление режима дня ребенка в детском саду, в школе и дома, взаимодействие с семьями воспитанников и обучающихся по его реализации.
  3. Организованная педагогическая деятельность по данному вопросу.
  4. Проведение совместных спортивных игр, праздников, соревнований.
  5. Проведение совместных походов экскурсий
  6. Беседы с врачами, специалистами “за круглым столом”
  7. Проведение просветительских конференций: “Экология нашего города – ее значимость в жизни и здоровье ребенка”, “Наследственность и ее учет в формирование в жизненной позиции детей”, “Рациональное питание – основа здоровья детей”.
  8. Проведение совместных практических занятий “Здравушка”.
  9. Выступление на родительском собрании в дошкольных группах и в классах с практическими упражнениями:
    • гимнастика для глаз;
    • упражнения для коррекции осанки;
    • режим двигательной активности дома;
    • снятия мышечного напряжения ног.

В результате проводимой работы:

1) снизилась заболеваемость детей с 6,3% до 5,9%;
2) темп прироста физических качеств детей стал составлять 13 – 15 % (по Усакову В.И.) у детей дошкольного возраста и 10 – 12 % у детей младшего школьного возраста;
3) увеличилось число детей, занимающихся в спортивных секциях (борьба, бокс, карате, гимнастика, спортивные танцы), так в 2004 – 2005 учебном году – составляет 35 человек.