Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического, развития в процессе совместной деятельности


В 1998 году МДОУ “Детский сад № 24” открыл первые в городе Краснодаре группы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Контингент воспитанников дошкольного учреждения составляют малыши с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, не передвигающиеся без посторонней помощи.

Для более продуктивной работы был собран и апробирован опыт работы по теме: “Создание творческой мастерской Для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности”. Работа мастерской направлена на то, чтобы научить разные группы детей правильно воспринимать друг друга и чувствовать себя равными в обществе. Особенность работы заключается в том, что в ней участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет с различным уровнем физического развития. Подобный подход оказывает положительное влияние на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной интеграции, а у детей, не имеющих серьезных отклонений, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, которые будут им полезны в дальнейшей жизни.

Весь процесс воспитания и обучения особых воспитанников направлен на максимальное облегчение адаптации их в среде нормально развивающихся сверстников и обеспечивал им ту степень интеграции, которая каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития. В практике работы дошкольных учреждений данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов, работающих с такой категорией детей.

Проблемы, на решение которых направлена работа: опыт работыСоздание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельностибыл собран в процессе работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. В данной группе воспитываются дети, имеющие различные нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе дети, не передвигающиеся без посторонней помощи. Данный опыт помог детям, имеющим нарушения в развитии раскрыть свой творческий потенциал, преодолеть страхи и неуверенность, а детям, не имеющих серьезных отклонений, сформировать гуманные личностные качества и коммуникативные умения, которые будут им полезны в дальнейшей жизни. Родителям помог узнать лучше особенности развития “особого” ребенка, а педагогам найти новые пути и методы взаимодействия с детьми, имеющими различные уровни развития.

Опыт показал, что для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата роль общения возрастает, так как именно оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации нарушений на ранних стадиях развития, основой становления личности в целом.

Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающему. Поэтому очень важно, начиная с этого возраста, показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости. И желательно это показывать детям ярко, эмоционально, интересно, дать им возможность эмоционально пережить и хорошее, и плохое, помочь им выработать свое отношение к увиденному. В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений. Решить проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов поможет создание совместных творческих мастерских, где дети с различным уровнем физического развития научатся, как вести себя друг с другом, раскрыть свои таланты и творческий потенциал.

Цель:

  • Научить разные группы детей общаться, ощутить свою полноценность и значимость через создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности

Задачи:

  • Создание совместных групп детей с разным уровнем физического развития. Помочь приобрести детям чувственный опыт доверительного партнерского взаимодействия друг с другом в совместной деятельности.
  • Разработка альтернативного плана работы творческих мастерских, включая план работы консультационного пункта. Внедрение этих разработок в план работы детского сада.
  • Создание совместно с психологом практического курса занятий для детей. Помочь приобрести детям чувственный опыт доверительного партнерского взаимодействия друг с другом в совместной деятельности.
  • Подготовить в соответствии с планом работы театральной студии мини-спектакли для родителей, что поможет детям ощутить удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности.
  • Создание мобильной группы из специалистов для проведения обучающих практикумов и занятий с детьми – организация учебного курса практических занятий в творческой мастерской; отработать различные модели занятий в творческой мастерской для детей, имеющих различную степень заболевания.
  • Работа с родителями по обучению их адекватным и эффективным формам поведения в рамках работы “Родительского университета”.
  • Выпуск печатных пособий, буклетов для родителей и педагогов.

Технология опыта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.

Работа творческой мастерской включает в себя три направления:

Первое направление – психологическое

Совместно с педагогом-психологом проводятся совместные тренинги и игры для детей, с помощью которых дети смогут преодолеть свои страхи. Основное внимание уделяется интеграции детей в общество. Формируется общественное мнение к людям с ограниченными возможностями через различные формы общения.

Второе направление – развивающее

Совместно с педагогом по дополнительному образованию научить детей мастерить кукол, рисовать и придумывать декорации для спектаклей. Основная роль отводится работе с детьми с ограниченными возможностями узкими специалистами. Работа направлена на реабилитацию ребенка – инвалида через воздействие на визуальный, аудиальный, эмоциональный и другие каналы – связи, и проводится посредством музыкальных занятий, занятий изобразительным искусством.

Третье направление – терапевтическое

Включает в себя работу с родителями и педагогами в рамках “Родительского университета”. Разработка интегрированных занятий. Проводится работа с родителями как здоровых, так и особых детей. На взаимодействие нормально – развивающихся и особых детей, несомненно, большое влияние оказывают их родители. Дети проецируют в жизнь поведение своих родителей, поэтому от того, какой в каждой отдельной семье настрой к людям с ограниченными возможностями, зависит и отношение нормально – развивающихся детей к их особым сверстникам.

Вся работа осуществляется в три этапа:

  • Подготовительный этап был направлен на сбор информации, освещение деятельности в СМИ, работа с родителями и заинтересованным учреждениям;
  • Основной этап включает работу по направлениям:

Первое направление – психологическое. Цель мероприятия, проводимых в рамках данного направления – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа ребенка.

Второе направление – развивающее. Цель мероприятий свободное общение детей с различным уровнем физического развития в процессе совместной деятельности, театральных постановок.

Третье направление – терапевтическое. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.

Заключительный этап – освещение деятельности творческой мастерской в СМИ, подведение итогов работы и разработка дальнейшей работы студии, отчеты специалистов.

Основной этап работы.
Работа первого и второго направления творческой мастерской строится так:

Мастерская игры. Совместные тренинги и психологические игры помогут детям преодолеть свои страхи и неуверенность, помогут сформировать психологическую готовность к совместной деятельности. (Педагог-психолог + воспитатель)

1. Создание совместных групп детей для обучения в творческой мастерской (театральная студия, творческая мастерская).

  • Проведет пробные занятия – игры и выявить наиболее частые проблемы, которые возникают у детей в совместной деятельности.
  • Определит группы для психокоррекционных занятий с тревожными, гиперактивными, агрессивными детьми.

2. Разработка альтернативного плана работы творческой мастерской, внедрение этих разработок в планы работы “Детский сад № 24”.

  • Подберет весь методический материал необходимый для обследования и детального описания нарушений детей, посещающих студию.
  • Разработает форму для паспорта участника творческой мастерской с занесением медицинских рекомендаций и противопоказаний.

3. Создание психологом практического курса занятий.

  • Проекты и конспекты занятий с разными группами детей.
  • Организует и проведет семинар для педагогических работников.
  • Проведет предварительный анализ, на основе полученных результатов разработает учебный курс.

4. Отработать различные модели занятий для детей, имеющих различную степень заболевания.

  • Продумать конспекты совместных занятий с педагогами.
  • Подготавливает совместные тренинги и игры для детей.
  • Посещает занятия творческой мастерской, для дальнейшей коррекции занятий.
  • Подобрать и отработать темп занятий.

Мастерская творчества.
Через взаимодействие на совместных занятиях разные группы детей научатся понимать друг друга, что в дальнейшем поможет избежать проблемы эмоциональных контактов. (Педагог дополнительного образования + воспитатель)

1. Создание совместных групп детей для обучения в творческой мастерской (театральная студия, творческая мастерская)

  • Организует и проведет общее собрание с педагогами, ознакомят их с планом работы творческой студии;
  • Продумает содержание работы студии;
  • Разработает, наметит график совместных занятий, учитывая заболевания детей;

2. Разработка альтернативного плана работы творческой мастерской, внедрение этих разработок в планы работы “Детский сад № 24”

  • Произведут сбор и анализ информации об организации мастерской ( опыт работы, анализ литературных источников);
  • Предоставят план работы мастерской с указанием срока выполнения тех или иных мероприятий;
  • Организуют и проведут семинар для педагогов, работающих с детьми в группах.

3. Создание психологом практического курса занятий

  • Подготовят вопросы для психолога, которые возникают у педагогов в процессе занятий.
  • Продумают график совместных занятий с психологом. (В творческих мастерских)

4. Отработать различные модели занятий для детей, имеющих различную степень заболевания.

  • Согласно графику проводит совместные занятия с детьми, учитывая специфику заболевания;
  • Подготавливает и дает рекомендации для индивидуальных занятий дома;
  • Проводит индивидуальные занятия с детьми, обучает и дает практические советы;
  • Подобрать занятия по степени сложности для работы в домашних условиях.

Работа третьего направления – терапевтического

  • Формирование жизненно активной позиции ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи в рамках работы “Родительского университета”. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития. Основной проблемой является то, что большинство родителей не готовы к совместной деятельности со своим ребенком в силу своего небольшого опыта в вопросах педагогики и наличием определенных психологических барьеров.

Основные задачи, которые мы решаем в рамках данной работы:

  1. Создание системы обучения родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения.
  2. Помочь получить родителям конкретные навыки и умения для самостоятельного обучения своего малыша, понять особенности работы с ребенком, содействовать формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию терапевтических и педагогических методик.
  3. Выпуск учебно-методического пособия для родителей.
  4. Организация конструктивного взаимодействия участников педагогического процесса.

Основная цель нашей работы в том, чтобы помочь мамам гармонизировать общение с ребенком: приспособиться к особенностям ребенка, научить маму устанавливать взаимонаправленный стиль общения.

Результативность работы.

  • Особые дети, до этого ограниченные в контактах со сверстниками, стали по-новому узнавать мир. Даже если они по каким-либо причинам не участвовали в игре со здоровыми детьми, для них большим удовольствием было просто наблюдать за ними, обсуждать игру с взрослым, давать советы. А если в игре или на занятии особый ребенок давал правильный ответ, которого не знали здоровые сверстники, это поднимало его самооценку, наполняло радостью на весь день. Пополнились новым смыслом совместные занятия в творческой мастерской. Все это дало мощный толчок к развитию особых детей.
  • Что касается нормально-развивающихся детей, то общение с особыми сверстниками дало им возможность по новому увидеть окружающий мир, понять, что люди могут быть разными, но каждый человек имеет право на общение, дружбу, уважение. Здоровые дети поняли, что их особые сверстники тоже хотят играть, общаться, дружить, но в силу своих физических дефектов не всегда могут это выразить
  • Работа в рамках творческой мастерской позволила выявить и укрепить интерес со стороны детей к совместной деятельности, активность и стремление детей к внутренней перестройке и коррекции своих отношений в направлении эмоционального сближения.
  • Работа творческой мастерской помогла выявить наиболее острые проблемы в детском коллективе смешанного типа (дети-инвалиды, передвигающиеся на инвалидных колясках с детьми не имеющие серьезных отклонений в развитии). Многие дети чувствуют себя скованно, не имеют навыков общения с детьми, которые имеют двигательные нарушения. В результате дальнейшей работы планируется уделять больше внимания межличностному общению детей в свободной деятельности.
  • Были поставлены мини-спектакли, а также кукольный театр с использованием ростовых кукол. Мы научили детей выражать свои эмоции и чувства с помощью кукол, что помогло детям не только в эмоциональном плане, но и явилось стимулом к развитию двигательных навыков у детей, имеющих сложные нарушения в развитии.
  • Специалисты, занятые в работе, разработали индивидуальные планы занятий с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии. На каждого ребенка была заведена папка, куда заносились все работы и достижения ребенка, полученные в ходе проекта. При проведении занятий учитывалась степень развития детей, а так же их заинтересованность.
  • Был составлен альтернативный план работы творческой мастерской. В план вошли занятия, рассчитанные на детей из различных групп здоровья. Были подобраны методические указания для педагогов.
  • Специалистами, работающими в проекте, был составлен паспорт ребенка. В паспорт вошла информация о состоянии здоровья ребенка, противопоказания, рекомендации специалистов, некоторые особенности развития ребенка. Паспорт служит вспомогательным документом и помогает правильно составить занятия, подобрать индивидуальный темп занятий. По ходу проекта специалисты вносили поправки и личные наблюдения, что в дальнейшем помогло составить более детальную картину психо-физического состояния ребенка, проследить динамику развития и его психологические проблемы.
  • Благодаря программе созданы условия для интеграции детей-инвалидов и их семей в общество. Разработаны и апробированы индивидуальные формы работы с родителями, создана команда специалистов. Все это помогло повысить уровень социальной реабилитации и улучшило качество жизни семей, имеющих ребенка-инвалида.
  • Повышение педагогической культуры родителей, опекунов и педагогов. Выпуск учебно-методических пособий для родителей и педагогов. Создание на базе дошкольного учреждения системы обучения педагогов работы с данной категорией семей.

Практическая ценность разработки.

Уникальная возможность использовать совместные творческие занятия в обучающих целях позволит по-иному взглянуть на решение проблем взаимодействия детей из различных групп. Работа творческой мастерской позволила родителям, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получить возможность войти в новое социальное окружение, приобрести опыт взаимодействия с другими родителями, повысить свою компетентность в области обучения и воспитания своего ребенка, а детям расширить круг общения со сверстниками – как здоровыми, так и имеющими инвалидность. Учитывая то, что программа творческих мастерских легко тиражируется, то, можно предположить, что многие государственные организации города смогут воспользоваться наработанным материалом и открыть подобные мастерские на базе своих учреждений.

Мы уверены, что реализация данного проекта, позволила не только оказать практическую помощь педагогам, родителям, детям, но, и способствовала развитию всестороннего сотрудничества, общему поиску решений взаимодействия различных организаций. Суть нашей работы не в том, чтобы поделиться накопленным опытом, а в том, чтобы включить всех заинтересованных людей в процесс активного поиска, помочь сделать выбор методов и приемов, которые в дальнейшем можно применить на практике.